Яковлева Оксана Борисовна
Проблемы социализации детей с ОВЗ
(рекомендации для воспитателей и педагогов по организации занятий)
Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче последующему поколению опыта предыдущего. Психологами и педагогами доказано, что процесс становления личности сложен и многогранен. Чем раньше начнётся приобщение детей к социальной действительности, тем легче им будет ориентироваться в окружающем мире, упущенные в дошкольном и младшем школьном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида направлен на то, чтобы обеспечить их социальную адаптацию в обществе. Направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При этом время, отведенное для занятий по социально-бытовой ориентировке, позволяет в основном лишь ознакомить детей с базовыми сведениями социально-бытового характера. Закрепление же полученных практических навыков предполагает участие воспитателей, родителей, ближайшего социума. Для того чтобы дети с нарушениями зрения могли социализироваться в общество нормально видящих детей, они должен овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с нормальным зрением: уметь ориентироваться в окружающей действительности, быть самостоятельными в самообслуживании, быстро и точно выполнять трудовые действия, стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включаться в реальные связи со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, иметь отчётливые представления о многообразии профессий, в повседневном поведении проявлять трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т.е. должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки.
Как показывает опыт работы с детьми с нарушениями зрения, эффективность формирования у них необходимых навыков по социально-бытовой ориентировке во многом зависит от сформированности точных представлений о предметах, от умений выделять существенные и несущественные признаки. Поэтому на коррекционных занятиях и в повседневной деятельности большое внимание уделяем ознакомлению детей с названием разных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами, умению осуществлять сенсорное обследование.
Формирование же целостных предметных представлений возможно осуществлять на основе алгоритмизации, которая включает в себя последовательное выделение сенсорной информации о предметах с помощью различных сохранных анализаторов и состоит из нескольких последовательных этапов: рассмотреть предмет в целом; выделить характерные признаки (цвет, форму, величину); выделить части с названием сенсорных эталонов в заданной последовательности; повторно рассмотреть весь предмет в целом; определить и назвать назначение предмета.
Для детей с высоким уровнем сформированности предметных представлений можно использовать задания и упражнения типа: определить из каких материалов сделан предмет, составить описательный рассказ о нем с опорой на сохранные анализаторы, составить загадку, сравнить по общим и отличительным признакам. При реализации данных заданий и упражнений можно использовать игровые методы и приемы, например, сюжетно-ролевую игру «Магазин одежды», дидактические игры «Узнай на вкус», «Загадай предмет».
Для детей со средним уровнем сформированности предметных представлений можно предложить задания и упражнения, где большое внимание будет уделяться выделению существенных и несущественных признаков предмета, последовательному обследованию предметов, составлению загадок о предмете, упражнению на сравнение по отличительным признакам.
Для детей с низким уровнем сформированности предметных представлений целесообразно использовать задания и упражнения на оречевление названий предметов, на использование алгоритма обследования предметов с проговаривание выделенных признаков, на сравнение по общим признакам. С этой целью можно использовать, например, такие задание как «Угадай и назови», «Узнай и опиши», «Убери лишнее и объясни», «Собери из частей и назови, что получилось» и другие.
Таким образом, педагоги должны творчески подходить, во-первых, к использованию уже известных как в общей, так и специальной педагогике методов обучения детей, а, во-вторых, к поиску новых эффективных методов и приемов обогащения социального опыта воспитанников. Кроме того, при организации обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки как средства их социализации основополагающими должны быть любовь к воспитанникам, вера в возможности достижения ими высоких результатов.
Занятие по социально-бытовой ориентировке с использованием ИКТ во 2 классе
«Друзья Мойдодыра»
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
1) Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Личная гигиена»
2) Развивать общие речевые навыки;
2. Коррекционно-развивающие:
1) Развивать способности детей устанавливать простейшие связи и умения взаимодействовать друг с другом;
2) Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы;
3) Развивать эмоциональную сферу, выразительность движений;
4) Корригировать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие, мышление и воображение;
3. Коррекционно-воспитательные:
1) Формировать осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни;
2) Воспитывать у детей умение слушать педагога и друг друга;
3) Формировать нравственно-волевые качества:
- сосредоточенно и целенаправленно заниматься;
- умение доводить начатое до конца;
- аккуратность, поведенческие навык;
1. Организационный момент, настрой на работу
В: - Ребята, давайте посмотрим друг на друга и, улыбаясь, скажем «Здравствуйте».
(Дети смотрят друг на друга и говорят «Здравствуйте».)
В: - Какое пожелание передали мы друг другу?
(- Пожелали здоровья)
В: - Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья. Давайте и нашим гостям пожелаем доброго здоровья…
(дети здороваются с гостями)
2.Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия
В: - Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Закалятся, заниматься спортом, одеваться по сезону....
В: - А ещё нужно соблюдать правила личной гигиены. Что это за правила такие?
- Чистить зубы, умываться, мыть руки перед едой....
В: - Ребята, а что произойдет, если мы не будем соблюдать правила личной гигиены?
- Можно заболеть….
В: - Значит если мы будем соблюдать правила личной гигиены, мы будем заботиться о своем здоровье.
3.Раскрытие основного содержания воспитательного занятия
В: - Сегодня нам в школу пришло письмо.
Слайд №2
А от кого это письмо попробуйте догадаться сами, послушав вот эти строчки:
Слайд №3
Вдруг, из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой… (Мойдодыр)
Слайд №4
«Дорогие ребята! Я с моими помощниками организовал общество друзей чистоты. Все желающие вступить в наше общество, должны выдержать экзамен. Посылаю вам вопросы для экзамена.
С приветом Ваш Мойдодыр.»
В: - А кто знает, почему его так зовут?
- Мойдодыр – значит чисто мыть.
В: - В старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит, Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены.
В: - У Мойдодыра есть друзья. А что это за друзья вы должны отгадать.
Слайд №5
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
В: - А вы знаете, как правильно надо чистить зубы?
- Давайте вместе вспомним.
Слайд №6
В:- А сейчас, давайте поиграем в игру: «Да – Нет».
(Да – хлопаем, Нет – топаем)
Слайд №7
• Можно грызть зубами грецкие орехи.
• Надо полоскать зубы после еды.
• Не надо чистить зубы 2 раза в день.
• Надо посещай зубного врача только когда заболит зуб.
• Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
• Надо менять зубную щетку 1 раз в 3 года.
• Надо есть много конфет.
В: - Ребята, когда вы чистите зубы бывает очень сложно аккуратно выдавит на щетку зубную пасту. Зубную пасту удобно выдавливать не на щетку, а прямо в рот. Тогда паста не будет падать с щетки.
Слайд №8
Два кольца, два конца,
По середине гвоздик.
В: - А почему ножницы «друзья Мойдодыра»? Для чего нужны ножницы?
Слайд №9
- Ножницы нужны чтобы подстригать ногти.
В: - У Мойдодыра для вас есть еще одно игровое задание: обстриги ногти.
(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями, не торопясь, аккуратно обрезают ногти, не задев пальцы. Перед началом работы с ножницами напомнить ТБ при работе с ножницами, провести пальчиковую гимнастику «Брейджим» - гимнастика для ума.)
Слайд №10
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
В: - Мойдодыр приготовил задание.
- На столе - памятка в картинках «Я мою руки». Нужно разложить картинки по порядку.
В: - Поднимите руку, кто легко всё сделал.
- А сейчас те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного, сейчас мы ещё раз повторим правила мытья рук
Слайд №11
и закрепим на практике, а поможет нам в этом Дима. У нас есть тазик, кувшин с водой, мыло, полотенце, щеточка для мытья рук…..
(взять ребенка у которого при выполнении задания возникли трудности)
Слайд №12
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.
В: - Для чего он нужен?
- Платочек нужен, чтобы вытирать нос, слезы, руки
В: - Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком?
- Это предмет личной гигиены, а еще можно заболеть если пользоваться чужим.
В: - А еще носовой платок должен быть всегда чистым.
Давайте покажем как мы умеем стирать….
Физминутка «Стирка»
Слайд №13
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей. (Расческа)
В: - Зачем нужна расчёска?
- Расчесывать волосы
В: - Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с шампунем. Девочки, часто стараясь быть модными и красивыми, распускают свои волосы. Это, конечно, может быть красиво, но не везде. Находясь в школе нельзя распускать волосы, потому что они будут мешать при письме, большая челка будет закрывать обзор. Идя по улице в ветреную погоду, распущенные волосы будут разлетаться в разные стороны. В таком виде вы больше будете походить на ведьму, чем на красавицу.
В: - Человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит некрасиво. Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!
(гимнастика для глаз «Игра с капелькой»)
Слайд №14
Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяна – обезьяну.
В: - Для чего нам нужно зеркало?
- Чтобы смотреться, следить за своим видом.
В: - Правильно, зеркало нам нужно, чтобы следить за своим внешним видом.
(Игра «Зеркало»
Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу.)
4. Закрепление основного содержания воспитательного мероприятия
В: - Ребята, как называются все предметы про которые мы сегодня говорили?
- Предметы личной гигиены.
В: - Ребята, а зачем нам вообще все эти предметы нужны?
- Чтобы быть красивыми, чистыми, здоровыми.
В: - Они нужны нам, чтобы ухаживать за собой. Мы должны выглядеть красиво, опрятно.
В: - Вы молодцы, справились со всеми заданиями Мойдодыра.
5. Итоги занятия
В: - Итак, давайте подведём итог.
Слайд №15
Сегодня на занятии мы вспомнили….
- На занятии мы вспомнили о правилах личной гигиены.
Я узнал…
- Я узнал, как правильно чистить зубы, нельзя давать не кому свой носовой платочек, есть много сладкого.
Мне было интересно…
- Мне было интересно узнать, кто друзья Мойдодыра, от чего произошло слово Мойдодыр.
Рефлексия
В: - Давайте встанем в круг. Вы выполнили все задания Мойдодыра и теперь становитесь членами общества друзей чистоты.
В: - Мне понравилось, как вы работали на занятии! Я тоже хочу вам пожелать быть здоровыми и красивыми. Всем спасибо!
Список литературы:
1. Плаксина Л.И. Теоретические основы тифлопсихологии. М., 1998г.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа, - М.: Московский психолог - социальныйинститут, 2004,
3. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
4. Тарабыкина Л.З. «Оздоровительно-развивающие технологии в физическом воспитании дошкольников». - Томск: ТГПК, 2005 - 157с. |