Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 20:06

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Педагогический проект по формированию социально-бытовых навыков детей с нарушением зрения: "Мир, в котором я живу!"
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад №14
«Аленушка» III- IV вида.

Педагогический проект

«Мир, в котором я живу»
по формированию навыков социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

Разработала: учитель - дефектолог
МС(К)ОУС(К)НШ-Д/С№ 14 «Аленушка»
Устинова Л.А.


Кыштым
2014г

Характеристика проблемы:
Процесс освоения предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с нарушениями зрения происходит сложнее и носит замедленный характер. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения доверяются поступательной зрительной информации.
Таким образом, специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой). Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, педагогам необходимо направлять их совместные действия, специально создавать, организовывать си¬туации общения, широко используя игровые приемы.

Актуальность проекта
Актуальностью данного проекта является то, что в процессе занятий по разделу «Социально-бытовая ориентировка» дети с нарушением зрения получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения. Все педагоги, реализующие проект используют те методические приемы, обеспечивающие познавательную и трудовую деятельность детей с нарушением зрения, четко определив связь содержания занятия с жизненными ситуациями. Тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке дает тифлопедагогу и педагогам группы возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те виды работы, методы и формы, которые наиболее эффективно влияют на развитие детей с нарушением зрения и позволяют им применить эти знания и умения на практике. А так как у детей с нарушением зрения ослаблены познавательные процессы, нарушена быстрота, точность координации, ориентация в малом и большом пространстве, нарушено стереоскопическое зрение, то как следствие реализация данного проекта поможет адаптироваться детям с нарушением зрения в социальной и бытовой сферах жизни.

Цель проекта:
формирование у детей с нарушениями зрения представления о социально-бытовом мире и о себе самом в нем.

Задачи проекта:

Задачи (1 год обучения –средний дошкольный возраст):
1. Формировать представления детей о предметном мире, понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали.
2. Познакомить детей с трудом взрослых (воспитатель, медсестра детского сада, дворник, водитель, повар).
3. Совершенствовать умение устанавливать связи между назначением предмета и его строением, материалом из которого он сделан.
4. Учить контролировать свое поведение и следить за своей внешностью.
5. Развивать зрительно-двигательную координацию, познавательные процессы, обогащать словарный запас детей.
6. Способствовать позитивному сотрудничеству родителей с педагогами ОУ.
Задачи (2 год обучения-старший дошкольный возраст):
1.Продолжать знакомить детей с многообразием предметного мира, совершенствовать умение группировать предметы по признакам путём сравнения пар и групп разных видов.
2.Расширять знания детей о труде взрослых (воспитатель, медсестра детского сада, водитель, повар) и формировать представления об общественных учреждениях (поликлиника, почта, парикмахерская).
3.Формировать представления детей о теле человека и уходе за ним.
4.Обогащать словарный запас, формировать компенсаторные способы ориентировки в окружающей действительности.
5.Активизировать участие родителей в создании совместных проектов с детьми и педагогами ОУ.
Задачи (3 год обучения-подготовительный к школе возраст):
1.Учить детей ориентироваться в многообразии бытовой техники, о ее функциональном назначении и правилах пользования.
2.Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (учитель, врачи-специалисты, работники почты, библиотекарь, швея, пожарный, плотник), формировать представления об общественных учреждениях (библиотека, ателье, музей).
3.Учить детей формам общения вербального и невербального характера, приобщать детей к помощи взрослым и проявлять заботу о малышах.
4.Формировать умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Расширять словарный запас детей.
5.Привлекать родителей к активной деятельности по формированию у детей знаний по темам СБО.
Участники проекта:

• Учитель-дефектолог
• Педагоги группы,
• родители детей;
• Воспитанники.

Сроки реализации проекта:

I этап: Организационно - подготовительный (июль -сентябрь 2014/15/16 года)
II этап: Практический:
1 год обучения - сентябрь 2014-май 2015
2 год обучения – сентябрь 2015-май 2016
3 год обучения - сентябрь 2016-май 2017 года.

III этап: Рефлексивно - обобщающий (июнь 2017 года).

Организационно - подготовительный:
• Сбор и анализ методической литературы по данной проблеме;
• Изучение методической литературы в контексте ФГОС дошкольного образования;
• Подбор материала для изготовления дидактических игр для детей дошкольного возраста;
• Разработка перспективного планирования занятий, изготовление пособий и дидактических игр для работы с детьми;
• Изготовление наглядного материала для родителей;
• Диагностический контроль (мониторинг) детей с целью выявления уровня сформированности предметных представлений, уровня развития социально-бытовых навыков.

Намечаемые пути и механизмы реализации проекта на практическом этапе:

Работа учителя-дефектолога
Работа педагогов группы

Диагностика воспитанников Работа с родителями Совместная работа с педагогами группы
• Практические занятия;
• Беседы;
• Руководство сюжетно-ролевыми играми;
• Чтение художественной литературы.
• Ширмы-передвижки;
• Библиотеки-передвижки;
• Выставки детских работ;
• Выступления на родительских собраниях;
• Практикумы;
• Открытые мероприятия (занятия, спортивные резвлечения, праздники и т.д.);
• Индивидуальное консультирование;
• Фотогалереи Экскурсии
Походы
Наблюдения
прогулки
Сюжетно-ролевые игры

Рефлексивно - обобщающий:

• Оценка уровня сформированности предметных представлений, уровня развития социально-бытовых навыков на основе констатирующего мониторинга с целью выявления образовательных дефицитов и постановки дальнейших образовательных задач;
• Презентация проекта.

Новизна проекта:

1. План работы выстроен в соответствии с ФГОС согласно тематическому плану ОУ.
2. Работа строится на тесном взаимодействии учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
3. Задачи направлений перекликаются и дополняют друг друга.
4. Охватываются все основные линии развития детей в дошкольном возрасте (социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Реализация проекта будет способствовать:
Формированию системы знаний о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения.

Прогнозируемый результат:
К концу 1 года обучения (средний дошкольный возраст) дети знают/умеют:
- зрительно узнавать и называть часто встречающиеся предметы;
- выделять основные признаки и свойства предметов,
- подбирать и группировать предметы по цвету, форме, величине и назначению,
- понимать обобщающие слова,
- понимать значение труда взрослых в детском саду и бережно относиться к результатам труда взрослых,
- выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения,
- выполнять посильную помощь взрослым,
- наблюдать за людьми, их поведением на улице и делать выводы об увиденном,
- иметь представление о работе светофора, называть их огни,
- выделять звуки на улице, ориентироваться на звук, подражать звукам,
- называть своё и родителей, воспитателей фамилию имя и отчество,
- называть и показывать части тела, цвет глаз и волос, понимать мимику,
- уметь свободно перемещаться в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы,
У родителей появится заинтересованность в позитивном общении с сотрудниками ОУ.
К концу 2 года обучения (средний дошкольный возраст) дети знают/умеют
- повысится уровень знаний о многообразии предметного мира и умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности;
- расширится уровень знаний о труде воспитателя, медсестры детского сада, дворника, водителя, повара и сформируются представления об общественных учреждениях: поликлиника, почта, парикмахерская;
- сформируются представления детей о теле человека и уходе за ним;
- обогатится словарный запас, повысятся компенсаторные навыки ориентировке в окружающей действительности;
- создание совместного с родителями презентации «Моя работа».
3 год обучения
- сформировать правильные представления и понятия о предметах социального мира;
- сформировать навыки ориентировки в различных видах бытовой и социальной действительности (с рациональным использованием всех сохранных анализаторов);
- дети освоят формы вербального и невербального общения, научатся проявлять заботу о других людях;
- сформируются компенсаторные способы ориентировки в окружающей действительности, обогатится словарный запас;
- у родителей повысится компетентность в вопросах воспитания детей с различными нарушениями зрения.

Педагогам поможет:
- в организации коррекционно-педагогической работы в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса,
- осуществлению преемственности коррекционно-педагогической работы во взаимодействии между тифлопедагогами и воспитателями группы,
- формированию умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием.

Условия реализации проекта:

- подборка и разработка специальных заданий и упражнений, необходимого методического материала (программы, рекомендации, авторские методики по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением зрения),
- интернет-ресурс и программное обеспечение компьютера необходимыми рабочими программами;
- заинтересованность педагогического коллектива и родителей в результатах коррекционной работы.

Приложение №1

Схема мониторинга уровня сформированности социально-бытовых навыков (сентябрь-январь-май) 1 год обучения:
№ задания Диагностируемое умение Ф.И. обучающегося
сент январь май
1 Подбирать и группировать предметы по цвету
2 Подбирать и группировать предметы величине
3 Подбирать и группировать предметы форме
4 Понимать обобщающие слова: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда (согласно тематическому плану)
5 Называть свое имя, фамилию
6 Называть и показывать части своего тела, цвет глаз, волос
Итоговый балл

Оценивание ведётся по уровням
5 – высокий (ребёнок сам справляется с заданием без помощи педагога)
4-выше среднего (требуется незначительная помощь педагога)
3-средний (ребёнок затрудняется в выполнении задания, работает по образцу, с направляющей помощью педагога)
2-ниже среднего (выполняет задание только с помощью педагога)
1 –низкий (не принимает, не выполняет задание)э
Приложение №2
Тематическое планирование по развитию социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения в соответствии с рекомендациями по программе IV вида Плаксиной Л.И. к разделу «Социально-бытовая ориентировка» (средний возраст). 2014-15 уч. год


п/п Тема Развернутое содержание работы Период Виды и формы работы тифлопедагога по разделу СБО «Предметные представления»
1. Урожай Расширять представление детей о природе. Расширять представление детей об осени. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Принимать участие в сборе семян растений. Сентябрь
3 нед 1.Дидактическая игра «Какого овоща не стало?» по загадкам. Отгадки – картинки.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Узнать овощи на ощупь и правильно их называть. Составлять описательные рассказы об овощах. Например: «Огурец зеленого цвета. У него есть бугорки. Их можно почувствовать, если провести по огурцу пальцами».
3.Динамическая пауза «В огород пойдём…»
4. Дидактическая игра «Догадайся, какой овощ?» Группировка овощей по цвету, форме, величине.
5. Дидактическая игра «Какой на вкус?»
Обследовать овощи на вкус.
6. Дидактическая игра-викторина «Что можно есть сырым, варёным, жареным?» Угощение детей овощами. (воспитатель, тифлопедагог)
7. Изготовление насыпных картин из сыпучего материала «Белые грибы» (ответственный –воспитатель)
2. Урожай Создавать условия для расширения представлений детей о природе. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять цвет, форму, величину, вес. Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук). Создавать условия для расширения представлений детей о природе. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять цвет, форму, величину, вес. Продолжать знакомить с ягодами (малина, смородина, крыжовник), грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). 4 неделя сентября
3. Краски осени Создавать условия для расширения представлений детей о природе. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять цвет, форму, величину, вес. Продолжать знакомить с ягодами (малина, смородина, крыжовник), грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). 1 неделя октября
4. Народная культура и традиции Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды, обуви, головных уборов). Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить и класть на место. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно, складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, обувь, головные уборы).
Расширять представление о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Познакомить с народными промыслами. Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомство с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Октябрь
2 неделя 1. Обследование на ощупь и визуально изделий с хохломской росписью.
2. Уточнение цвета, формы, величины каждой игрушки, про¬странственное положение ее частей.
3.Разучивание пальчиков гимнастика «Однажды в лесу», «Осенний лес».
4. Презентация «Народная игрушка»


5 Я человек Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. 3 неделя октября 1. Рассматривание специальной одежды повара, орудия труда, трудовых действий.
Вопросы: «Кто работает на кухне?», «Что делает повар?». «Для чего нужна плита?» и т.д.
2. Составление рассказа из 2-3 предложений о труде повара по сюжетной картинке.
6. Мой дом, мой город, моя страна Дать детям представление о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Дать первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.). Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Закреплять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формирование положительной самооценки, образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развитие представлений детей о своем внешнем облике. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам. 4 неделя 1.Рассматривание демонстрационной куклы: называние для чего нужна голова, руки, ноги.

2.Дидактическая игра с Петрушкой «Покажи, где голова, туловище, руки, ноги».

3.Зрительная гимнастика «Части тела».

4.Рассматривание своего внешнего вида в зеркале, рассматривание сюжетных картинок с описанием ухода за телом.

7 Животный мир (дикие) Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т.п.). Рассказывать об охране диких животных. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят). Употреблять существительные с обобщающим значением (дикие животные). 2 неделя ноября 1. Рассмотреть муляжи (картинки) диких животных.
2. Обследовать муляжи (игрушки) диких животных.
3. Вспомнить и назвать части туловища диких животных.
4. Уточнить основные признаки диких животных.
5. Сравнивать диких животных по основным признакам: цвет, величина.
6.Соотнести цветные изображения с силуэтами и контурами диких животных.
7. Упражнения по звукоподражанию голосам.
Практическая работа.
1. Обводка фигур диких зверей по трафарету (внутреннему, внешнему).
2. Закрашивание контура (силуэта).
3. Лепка на тему «Дикие животные».
4. Выполнение аппликации.
Игры: «Кто где живет», «Кто больше, кто меньше», «Чей силуэт?», «Чей хвост?», «Чей детеныш?»

8. Кто как готовится к зиме Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжать знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач), личностными и деловыми качествами людей разных профессий. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. Формировать интерес к профессиям родителей. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Ноябрь
3 неделя 1. Рассмотреть , обследовать игрушки и изображения зимующих птиц.
2. Вспомнить и назвать части туловища птиц.
3. Соотносить силуэт (контур) птицы с ее изображением.
4. Группировать птиц по величине и окраске, по среде обитания (самостоятельно и с помощью педагога).
Игры: «Назови части», «Кто где живет», «Отгадай загадку», «Каждой птице свое гнездо», «Чей силуэт?», «Что лишнее?».
5. Обвести контур птицы по трафарету (штриховка, раскрашивание).

9 Домашние животные Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т.п.). Рассказывать об охране животных. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (котята - котят). Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние животные). 4 неделя ноября 1. Рассмотреть фигурки (муляжи) домашних животных и их детенышей.
2. Обследовать домашних животных и их детенышей на ощупь.
3. Вспомнить и правильно называть части туловища домашних животных и их детенышей.
4. Сравнить взрослое животное с его детенышем по цвету и величине.
Игры: «Назови части животного», «Чей хвост?»,
«Чья голова?», «Кто что ест?», «Помоги маме найти
детеныша», «Чей силуэт», «Отгадай загадку», «Отгадай по описанию», «Кто как кричит».
Практическая работа.
1. Обвести контуры домашних животных по внутреннему и внешнему трафарету.
2. Раскрасить контуры фигур домашних животных.

10 В гостях у сказки (домашние птицы) Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни домашних птиц(воздух, вода, питание, жилище). Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц (курица- цыплята, гусь-гусята, утка-утята). Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние птицы). 1 неделя декабря 1. Рассмотреть , обследовать игрушки и изображения домашних птиц.
2. Вспомнить и назвать части туловища птиц.
3. Соотносить силуэт (контур) птицы с ее изображением.
4. Группировать птиц по величине и окраске (самостоятельно и с помощью педагога).
Игры: «Назови части», «Отгадай загадку», «Чей силуэт?», «Что лишнее?».
5. Обвести контур птицы по трафарету (штриховка, раскрашивание).

11 Здравствуй зимушка, зима Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой. Рассказать детям о подготовке животных к зиме. 2 неделя
декабря 1. Рассмотреть фигурки (муляжи) домашних и диких животных и их детенышей.
2. Обследовать домашних животных и их детенышей на ощупь.
3. Вспомнить и правильно называть части туловища домашних животных и их детенышей.
4. Сравнить взрослое животное с его детенышем
по цвету и величине.
Игры: «Назови части животного», «Чей хвост?»,
«Чья голова?», «Кто что ест?», «Помоги маме найти
детеныша», «Чей силуэт», «Отгадай загадку», «Отгадай по описанию», «Кто как кричит».
Практическая работа.
1. Обвести контуры домашних животных по внутреннему и внешнему трафарету.
2. Раскрасить контуры фигур домашних животных
12. Зимующие птицы Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представление детей об условиях, необходимых для жизни птиц. Рассказывать об охране птиц. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Употреблять существительные с обобщающим значением (птицы).Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т.п.). Рассказывать об охране диких животных и птиц. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать птиц зимой. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц (по аналогии). 3 неделя
декабря 1. Рассмотреть , обследовать игрушки и изображения зимующих и домашних птиц.
2. Вспомнить и назвать части туловища птиц.
3. Соотносить силуэт (контур) птицы с ее изображением.
4. Группировать птиц по величине и окраске, по среде обитания (самостоятельно и с помощью педагога).
Игры: «Назови части», «Кто где живет», «Отгадай загадку», «Каждой птице свое гнездо», «Чей силуэт?», «Что лишнее?».
5. Обвести контур птицы по трафарету (штриховка, раскрашивание).

13 Новогодний калейдоскоп Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Расширять представление детей о природе. Расширение представлений детей о зиме. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке, аппликациях. Знакомство с зимними видами спорта. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом (расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают). Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктиды.
4 неделя
декабря 1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних видов спорта, зимних игр и забав,
2. Раскрашивание, штриховка.
3. Рассматривание предметных картин с изображением животных Севера.
14 Этикет Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды. Январь
1 - 2 неделя 1. Дидактическая игра «Сложи картинку» (5 частей).

2.Зрительная гимнастика «Посуду мыли».

3. Рассматривание разных видов посуды по предметным картинкам, реальных объектов ,

4. Дидактическая игра «Подбери парочку чашка-тарелка».

5. Рассмотреть алгоритм «Правила ухода за одеждой».

15. Наш быт Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Употреблять существительные с обобщающим значением (посуда).
Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Употреблять существительные с обобщающим значением (посуда). Январь
3 неделя 1. Рассмотреть образцы одежды, обуви.
2. Вспомнить и правильно назвать части (детали) одежды, обуви.
3. Группировать одежду и обувь по их назначению.
4. Сравнивать образцы одежды и обуви по цвету,
материалу, деталям.
Игры: «Ателье», «Одень куклу», «Чей силуэт»,
«Что лишнее», «Отбери одежду для девочки», «Отбери одежду, обувь для мальчика», «Отгадай одежду (обувь) на ощупь», «Чей силуэт?»
Практическая работа.
1. Обвести контуры одежды, обуви по трафарету.
2. Закрасить контуры, заштриховать.
3. Выполнить аппликацию на тему «Одежда», «Обувь». (Создай свой узор методом обрывания
цветной бумаги и наклеиванием на силуэты обрывки бумаги.)
16 Мир техники Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Учить различать предметы. Употреблять существительные с обобщающим значением (жилище, бытовая техника).
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Учить различать предметы. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать детям устанавливать связь между назначением и материалом предметов. Употреблять существительные с обобщающим значением (инструменты). Январь
4 неделя 1. Рассмотреть образцы бытовой техники.
2. Вспомнить и правильно назвать части (детали) одежды, обуви.
3. Группировать бытовую технику по назначению.
Игры: «Уборка», «Ремонт мебели», «Чей силуэт»,
«Что лишнее», «Отбери инструмент для ремонта», «Чей силуэт?»
Практическая работа.
1. Обвести контуры бытовой техники по трафарету.
2. Закрасить контуры, заштриховать.
3. Выполнить аппликацию на тему «Бытовая техника», (Создай свой узор методом обрывания
цветной бумаги и наклеиванием на силуэты обрывки бумаги.)
17 Мир профессий Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжать знакомить с профессиями (шофер, прачка, продавец, врач), личностными и деловыми качествами людей разных профессий. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. Формировать интерес к профессиям родителей. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Февраль
1 неделя 1. Совместная с педагогом группы экскурсия на прачечную.
2. Рассматривание спец. одежды, орудий труда прачки

3. Рассматривание действий прачки: что она делает; для чего, кто ей помогает, какие предметы и технику использует.

4. Назвать звуки и запахи в прачечной

18 Транспорт Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Рассказывать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин – из металла, шины – из резины и т.п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширение представлений о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Февраль
2 неделя 1. Рассмотреть образцы (по предметной картинке) разных видов транспорта.
2. Вспомнить и правильно назвать строение транспорта.
3. Группировать транспорт по видам, назначению.
Игры: «Едем-едем», «Самолёт отправляется в полёт», «Чей силуэт».
Практическая работа.
1. Обвести контуры транспорта по трафарету.
2. Закрасить контуры, заштриховать.
3. Выполнить аппликацию на тему «Транспорт»
19 Я и мой папа Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Расширять представления о видах военной техники и ее назначении. Рассказывать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин – из металла, шины – из резины и т.п.).
Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Познакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Дать доступные пониманию детей представления о государственных праздниках. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Февраль
3 неделя 1.Презентация «Военная техника»
2. Рассмотреть образцы разных видов военного транспорта.
2. Вспомнить и правильно назвать строение транспорта.
Игры: «Военная техника»
Практическая работа.
1.Раскрашивание. Штрихование образцов военной техники.
20 Быть здоровыми хотим Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность. Февраль
4 неделя 1.Загадки о частях тела человека

2.Рассматривание (у зеркала): месторасположение и цвет: ресницы, брови, нос, глаза.

3. Дидактическая игра «Что вредно для глаз?»

4.Зрительная гимнастика «Дождик».

21 Мамин день Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Март
1 неделя 1.Вводная беседа о семье: адрес, фамилия, имя, отчество членов семьи, место работы, любимые занятия (по наводящим вопросам педагога).

2.Рассматривание фотографий семьи детей

3. Дидактическая игра «Назови ласково».

4. Дидактическая игра «Продолжи предложение».
«Я забочусь о маме…»
«Я помогаю папе…» и т. д.

5. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».

6. Рисование на тему «Моя семья».

7. Выставка рисунков. Рассказы детей о своих рисунках.
22 Весна шагает по планете Расширять представление детей о природе. Учить детей узнавать и называть времена года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представление о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Расширение представлений о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. 2-3 неделя 1. Обследовать первое весеннее растение : (зрительно, с помощью обоняния, осязания).
2. Правильно называть составные части растения (стебель, лепестки, сам цветок).
3. Учить группировать растения по основным признакам.
Игры: «Что, где растет?», «Назови части», «Чей силуэт?», «Сравни два растения», «Назови по описанию».

23 Голубые глаза планеты Расширять представления детей о некоторых видах пресноводных рыб (окунь, карась, щука, чебак). Знакомить детей с их внешним видом и способами передвижения (плавают в воде при помощи хвоста и плавников). Расширять представления детей об условиях, необходимых для их жизни (воздух, вода, питание и т.п.). Март
4 неделя 1.Рассматривание по предметным картинкам пресноводных рыб и среды и х обитания
2.Рассматривание и называние частей тела рыб,
3. Рисование «аквариума» с рыбками ладошкой.
24 Встречаем птиц Расширять представления детей о перелётных птицах (грач, ласточка). Знакомить детей с представителями класса перелётных птиц, их внешним видом и способами передвижения (летают). Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни птиц, (воздух, вода, питание и т.п.). Апрель
1 неделя 1. Рассмотреть предметные картинки и игрушки птиц.
2. Вспомнить и назвать части туловища птиц.
3. Соотносить силуэт (контур) птицы с ее изображением.
4. Сравнить разные группы птиц по окраске и величине.
Игры: «Назови части», «Кто где живет», «Отгадай загадку», «Чей силуэт?», «Что лишнее?».
Практическая работа.
1. Обвести контур птицы по трафарету (штриховка, раскрашивание).
25 Приведём планету в порядок Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны игрушки, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки. Апрель
2 неделя 1. Рассмотреть игрушки из разного материала, с разной поверхностью. Дать детям образцы описания и объяснения своих действий.
Например: «Это кубик. Кубик деревянный. Он желтого цвета», «Это грузовая машина. Она большая. Машина зеленого цвета» и т.д.

2. Обследовать игрушки на ощупь и определить поверх¬ность материала.

3. Уточнить цвет, форму, величину каждой игрушки, про¬странственное положение ее частей.

4. Сравнить игрушки по материалу и по назначению.

5. Группировать игрушки по основным признакам.
26 Животные нашей планеты Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т.п.). Рассказывать об охране диких животных и птиц жарких стран.. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (слон-слона, жираф-жирафа). Употреблять существительные с обобщающим значением (дикие животные жарких стран). Апрель
3 неделя 1. Рассмотреть и обследовать муляжи (картинки) диких животных.
2. Вспомнить и назвать части туловища диких животных.
3. Уточнить основные признаки диких животных.
4. Сравнить диких животных по основным признакам: цвет, величина.
5. Упражнения по звукоподражанию голосам.
Практическая работа.
1. Обводка фигур диких животных по трафарету (внутреннему, внешнему).
2. Закрашивание контура (силуэта)..
Игры: «Кто где живет», «Кто больше, кто меньше», «Чей силуэт?», «Чей хвост?», «Чей детеныш?»

27 Животные нашей планеты Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т.п.). Рассказывать об охране диких животных и птиц северных стран.. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (морж-моржата). Употреблять существительные с обобщающим значением (дикие животные северных стран). Апрель 4 неделя
1. Рассмотреть и обследовать муляжи (картинки) диких животных.
2. Вспомнить и назвать части туловища диких животных.
3. Уточнить основные признаки диких животных.
4. Сравнить диких животных по основным признакам: цвет, величина.
5. Соотнести цветные изображения с силуэтами
и контурами диких животных.
Практическая работа
1. Обводка фигур диких животных по трафарету (внутреннему, внешнему).
2. Закрашивание контура (силуэта)..
Игры: «Кто где живет», «Кто больше, кто меньше», «Чей силуэт?», «Чей хвост?», «Чей детеныш?»
28 Маленькие обитатели Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни насекомых (воздух, вода, питание и т.п.). Апрель
5 неделя 1. Рассмотреть и обследовать насекомых по картинкам, муляжам
2. Вспомнить и назвать части туловища насекомых.
3. Сравнить насекомых по основным признакам: цвет, величина.
4. Соотнести цветные изображения с силуэтами
и контурами диких животных.
Практическая работа
1. Обводка насекомых по трафарету (внутреннему, внешнему).
2. Закрашивание контура (силуэта)..
Игры: «Кто больше, кто меньше», «Чей силуэт?»,
29 Маленькие обитатели планеты Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях, истории и культуре, о его героях. Воспитывать любовь к родному краю. май 1 неделя 1.Рассматривание фотографий «Улицы нашего города».

2.Обобщение знаний о родном городе: названия улиц, домашний адрес, части улицы, пешеходы.

3.Повторить правила поведения пешеходов на улице.

4.Экскурсия к перекрёстку. Знакомство с общественными зданиями, расположенными по пути следования детей.
Например: «Это улица. Здесь много домов. В них живут люди» и т.д.
5.Наблюдение, как люди переходят дорогу.
30 Мир предметов и вещей Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер - ночь). Продолжать учить детей определять и называть время суток. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. май
2 неделя 1.Наблюдение на участке за насекомыми с использованием лупы: цвет, передвижение, величина, строение.

2.Составление описания насекомого с помощью алгоритма-схемы:
Например: «Это жучок. Его называют «Божья коровка». «Божья коровка овальной формы. Она красного цвета. На спинке у божьей коровки черные пятнышки» и т.д.

3. Динамическая пауза «Кузнечики».

4. Закрыть глаза, послушать, как гудят пчелы, шмели на цветах сирени.
5.Обобщение полученных представлений. Отметить поведение детей во время экскурсии
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением зрения | Добавил: ustinka81 (05.03.2015) | Автор: Устинова Любовь Алексеевна E
Просмотров: 2214 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Любовь Алексеевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024