Конспект непосредственно образовательной деятельности со слабовидящими детьми подготовительной к школе группы «В заколдованной стране».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №221 компенсирующего вида» Московского района г. Казани
Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Рыбакова С.В.
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве со слабовидящими детьми подготовительной к школе группы Тема: «В заколдованной стране»
Цель: 1. Совершенствовать знания детей о предметах и явлениях окружающего мира 2. Уточнить знания детей о наиболее распространенные и доступные признаки сезонных изменений в мире растений и животных 3. Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. 4. Закреплять знания детей о геометрических формах и телах, умение находить и словесно передавать их отличительные особенности. 5. Развивать логическое мышление, умение анализировать. 6. Обогащать активный словарь детей Коррекционные задачи: 1. Учить осязательно – зрительным способом анализировать форму предметов. 2. Развивать зрительно-пространственное восприятие. 3. Развивать цветоразличение и форморазличение. 4. Продолжать учить ориентироваться в помещениях детского сада 5. Продолжать учить читать план – схему знакомого помещения и свободно ориентироваться в ней. 6. Закреплять умение ориентироваться в микро пространстве (фланелеграф, листок в клетку). 7. Развивать глазомер, зрительное внимание, мелкую моторику рук. 8. Развивать зрительно – моторные функции, прослеживающую функцию глаза. Материал: фланелеграфы, пеналы с геометрическими фигурами, «чудесный мешочек» с набором геометрических тел и фигур, листки бумаги в крупную клетку, карандаши, план – схема кабинета(презентация), квадраты Воскобовича, елка – игрушка, коробки, компьютер. Ход. 1.Заинтересовывающий момент: «Сегодня мы отправимся в страну геометрических фигур и тел, но все геометрические фигуры и тела заколдованы и не можем их увидеть. Для того чтобы расколдовать их, нам необходимо правильно выполнять разные задания, а на план – схеме кабинета будет загораться сигнал, где мы можем найти расколдованный предмет, но для того, чтобы отправиться в эту страну, вы должны вспомнить какое сейчас время года, месяц, день недели и назвать приметы этого времени года» 2.Закрепление знаний о наиболее распространенные и доступные признаки сезонных изменений в мире растений и животных (дети называют время года, месяц, день недели, какой день недели был вчера, какой будет завтра, перечисляют признаки зимы) «Вы прекрасно справились с заданием и мы с вами попали в заколдованную страну, посмотрите на план – схеме кабинета загорелся первый сигнал» (дети по сигналу(красный кружок) на план – схеме определяют место нахождения расколдованного предмета и находят «чудесный мешочек») 3.Игра «Чудесный мешочек» с набором геометрических тел и фигур. «Вам необходимо загадать загадку о том предмете , который находится у вас в руках» (Дети встают в круг, руки за спиной, педагог в них кладет любой предмет из «чудесного мешочка». Дети определяют на ощупь, что находится у них в руках геометрическое тело или фигура, но не называют, по очереди описывают его признаки, другие дети отгадывают, что в руках у загадывающего. Например: «У меня в руках геометрическое тело, треугольной формы, имеет вершину, в основании круг (конус) или у меня в руках геометрическая фигура, она имеет четыре угла и четыре равные стороны (квадрат)). 4. Дети садятся за столы. Игра на развитие зрительного внимания с геометрическими телами «Что изменилось». (На подставку выставляются семь геометрических тел. Дети несколько секунд запоминают расположение предметов и закрывают глаза, педагог меняет расположение предметов. Дети открывают глаза и объясняют что изменилось) 5.Загорается следующая подсказка, и дети находят пеналы с геометрическими фигурами. 6. Работа с геометрическими фигурами Ориентировка на фланелеграфе, геометрический диктант. (Педагог загадывает фигуру которую дети должны выложить на фланелеграф. Например: «В правый верхний угол поставьте фигуру, имеющую четыре угла, но не квадрат (прямоугольник), в левый нижний угол поставьте фигуру округлой формы, но не красную (овал)) 6. Физкульминутка . 7.Загорается следующая подсказка на план- схеме . Дети находят листки в клетку и карандаши. Практическая работа. «Сейчас вы узнаете, под каким предметом находиться следующее задание». Графический диктант. (Дети под диктовку педагога рисуют елку и ищут ее в кабинете, если не находят, то ищут подсказку не план – схеме. Контроль за осанкой, правильной посадкой и умением правильно держать карандаш) 8.Физкультминутка для глаз, для снятие зрительного утомления. 9. Дети под елкой находят квадраты Воскобовича.
Выполнение заданий педагога: «Покажите большой красный квадрат, сложите средний зеленый, маленький красный квадрат, самый маленький красный», по аналогии складываются треугольники, а в заключении делают предмет, на котором они могут возвратиться из волшебной страны (кораблик, самолет) 9.Итог занятия. ( На экране компьютере появляются веселые расколдованные геометрические фигуры, благодарящие детей ). «Вот мы и вернулись с вами из заколдованной страны, благодаря вашим знаниям и умениям, у нас получилось справиться со всеми, даже очень сложными заданиями и расколдовать геометрические фигуры и геометрические тела в волшебной стране. Молодцы, наше путешествие закончилось».