Семенова Татьяна Георгиевна МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №7»
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ»
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Н.К.Крупская «Педагогические сочинения» Успешность развития ребёнка зависит от того, насколько эффективно и полноценно происходит сотрудничество родителей и педагогов. Необходимо выстроить такие отношения, когда возникшие проблемы решаются сообща, когда озвучиваются пожелания и запросы с обеих сторон, а совместные усилия направлены на достижения наиболее высоких результатов. Взаимоотношения с родителями наших воспитанников мы строим на принципах конфиденциальности, открытости и сотрудничества. Для создания единого образовательного пространства развития ребёнка в семье и доу в нашем учреждении используются разнообразные формы взаимодействия с родителями: праздники, дни открытых дверей, родительские собрания и конференции, консультации в родительском уголке, родительский клуб «Общение», выпуск газеты для родителей, анкетирование, беседы, конкурсы, посещение занятий и другие. Хотелось бы поделиться опытом работы в данном направлении, остановившись подробнее на некоторых из них. Конкурсы для родителей и детей, проводимые в нашем учреждении различны и являются одной из распространённых форм активного участия родителей в жизни дошкольного учреждения. В этом году прошли традиционный конкурс «Новогодняя игрушка» и конкурс «Кормушка для птиц», в которых, проявив творчество и фантазию, активное участие совместно с детьми приняли практически все родители. Фотографии новогодних игрушек, изготовленные воспитанниками со своими близкими, были отправлены педагогами на всероссийские конкурсы, где заняли призовые места. Также с удовольствием родители участвовали в изготовлении построек из снега на участке. На память остались яркие воспоминания и многочисленные фотографии, которые оформляются в портфолио ребёнка и будут вручены при выпуске из детского сада. В родительском уголке группы постоянно размещаются консультации для родителей, цель которых донести необходимую информацию, дать квалифицированный совет, научить чему – либо. Тематика консультаций разнообразна, определяется запросами родителей или является инициативой со стороны педагогов. Вот темы некоторых из них: «По дороге в детский сад», «Играйте вместе с детьми», «Сядем рядком, поговорим ладком», «Игры на кухне» и другие. Посещение родителями занятий, различных видов деятельности детей также является распространённым видом сотрудничества с семьёй. Цель данного вида работы: формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, ознакомления родителей с особенностями детей, с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, формирование правильной оценки деятельности педагогов, методов и приемов домашнего воспитания. Родители по собственной инициативе или по просьбе педагогов, в удобное для них время, присутствуют как на мероприятиях образовательной деятельности детей, так и на экскурсиях, в бассейне, на выставках, включаясь в жизнь группы. Для повышения качества взаимодействия сотрудников ДОУ и родителей, проводится двусторонняя оценка некоторых форм сотрудничества. После посещения занятий родители заполняют информационный листок, где указывают, какое мероприятие они посетили и свои впечатления о нём. Ежемесячно в нашем дошкольном учреждении творческой группой педагогов выпускается газета для родителей, с целью ознакомления с повседневной жизнью детского сада. Будни и яркие события, достижения воспитанников и объявления для родителей – всё это и многое другое находит своё отражение в нашем издании. Разнообразные рубрики, такие как: «Советы специалиста», «Внимание конкурс!», «Это полезно знать», «Юные художники», «Поздравляй-ка!» и другие, делают содержание газеты интересным и познавательным. Для установления обратной связи с родителями существует рубрика «Вы спрашивали!», в которой даются ответы на интересующие вопросы. В заключении хотелось бы обратить внимание на форму работы с родителями, дети которых не посещают наше дошкольное учреждение. Изучая потребности социума, зная о большом количестве неорганизованных детей, на базе нашего учреждения функционирует консультационно-практический пункт. Цель работы пункта: оказание квалифицированной помощи детям и родителям, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет с проблемами в интеллектуальном развитии. Задачи: Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Индивидуально-личностное диагностирование детей. Коррекция недостатков в развитии. Основные направления в работе: • Консультации специалистов (педагог-психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог). Родители с детьми приходят в наш консультационно – практический пункт двумя путями: либо из других ДОУ (по рекомендации педагогов) либо это дети неорганизованные. Исходя из потребностей родителей, педагогов проводят диагностику, консультирование педагог – психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед. • Индивидуальные занятия с детьми. • Проведение консультаций для родителей. По запросу родителей могут быть получены консультации по интересующим их вопросам. Например, «Как развивать речь ребёнка в младшем возрасте?», «Чем заниматься с ребёнком дома?», «Что должен знать ребёнок к школе?», «Гиперактивный ребёнок» и.т.д. Как показывает практика тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие для полноценного развития дошкольников, ведь от хорошо спланированной совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя комфортнее, увереннее, в результате чего их развитие оказывается на более высоком уровне.