Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 15:53

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся с ОВЗ.
Тема: "Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся с ОВЗ".
Школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ), которые в силу своего недоразвития и нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе, потому что учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеют стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы.
Известно, что дети с нарушением интеллекта не способны качественно усваивать содержание образования вследствие нарушения познавательной деятельности, низкого уровня развития учебной мотивации, отсутствия интереса к изучаемым предметам. Недоразвитость эмоционально-волевой сферы, вялость, пассивность, отсутствие интереса к окружающему отрицательно влияют и на формирование личностных качеств учащихся.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с ОВЗ приобретает в настоящее время особо важное значении, в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, самообслуживания, приготовления пищи, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни и дальнейшей положительной адаптации в общество.
На уроках трудового обучения происходит формирование у учащихся трудовых навыков, а так же воспитание умения планировать свою работу, пользоваться словесными инструкциями, технологическими картами, осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности по определенным показателям, производить мыслительные операции, связанные с выполнением трудового задания.
Но в настоящее время изменился качественный состав контингента специальных (коррекционных) школ. На сегодняшний день он имеют тенденцию к осложнению дефекта, как со стороны психического, так и со стороны соматического развития, что требует иного подхода к трудовому обучению. Тогда возникает противоречие между уровнем обученности значительной части выпускников специальных школ и растущими требованиями к уровню подготовки рабочих. Повышение темпа работы и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые технологии создают определенные трудности в социальной адаптации лиц, окончивших специальные образовательные учреждения VIII вида. Резко сократилось и число предприятий, готовых принять умственно отсталых на работу, ликвидирована система базовых предприятий, где раньше данные дети проходили практику, а затем там же могли трудоустроиться.
В связи с этим я стремлюсь на своих уроках трудового обучения создавать условия, способствующие максимально корректировать недостатки развития учащихся, для обучения элементарным навыкам кулинарного дела, готовя учащихся к самостоятельной жизни.
Это мотивировало меня подробнее остановиться на теме: «Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся с ОВЗ».

Создание условий для формирования трудовых навыков
у учащихся с ОВЗ

Трудовое обучение учащихся с ОВЗ является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации данных школьников. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива — это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:
• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;
• коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;
• формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.
Соответствующая работа по трудовой подготовке детей с ОВЗ должна дать возможность после окончания обучения материально обеспечивать себя, социально адаптироваться в обществе.
В связи с современными изменениями в образовательной политике все категории учащихся имеют возможность обучаться в образовательных учреждениях. Но на сегодняшний день у многих учащихся видна тенденция к осложнению дефекта, как со стороны психического, так и со стороны соматического развития. Поэтому задача современного педагога трудового обучения – создание оптимальных условий для максимального развития не только способности самостоятельно трудиться в условиях производства, но и создание условий для элементарных практических навыков самообслуживания в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого учащегося.
Анализ основных исследований в этой области позволил выделить мне наиболее значимые, на мой взгляд, условия формирования трудовых умений и навыков (рис.1).

Рис. 1 Условия формирования трудовых умений и навыков
Остановлюсь подробнее на данных условиях.
Структурирование содержания учебного материала.
Каждый урок несет в себе определенные цели и задачи, которые направлены на развитие и коррекцию учеников, при этом учитывается основной дидактический принцип – от простого к сложному. Главным, в данном условии, является дать учащимся только необходимые знания: информации не должно быть слишком много, иначе учащиеся не смогут в ней ориентироваться. В связи с этим, стараюсь при подготовке к уроку планировать не собственную работу, а деятельность учеников на каждом этапе урока. Весь материал стараюсь излагать четко, просто, логично. Для наилучшего восприятия использую схемы, рисунки, карты, видеоматериал.
Учет индивидуальных и возрастных возможностей учащихся.
Данное условие предполагает соответствие содержания, характера, методов, форм и объёма учебного материала уровню подготовки учащихся, их возрастным особенностям и развитию их познавательных способностей.
Замечено, что эффективность учебной работы снижается, если предъявляемые требования и предлагаемый материал отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Поэтому при организации учебного процесса, я использую различные формы обучения: индивидуальную, коллективную, групповую. Конечно же, индивидуальная работа стоит во главе всего, так как только при ее осуществлении можно максимально использовать возможности и способности каждого ученика. Использование же групповых форм обучения помогает мне «втянуть» всех учеников в активную работу. Различные формы коллективной учебной деятельности позволяют осуществлять дифференцированный подход к различным категориям учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.
Активизация познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности - неотъемлемое условие успешного обучения, особенно детей с ОВЗ, так как полученные знания в теоретическом изложении, как правило, вызывают затруднения учащихся в умении применить их на практике.
Для решения данной проблемы я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:
• формирование готовности восприятия учебного материала: видеоматериал, музыкальное сопровождение, стихотворения, оригинальные задания на развития познавательной сферы, соответствующие теме урока;
• подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий;
• разнообразие видов деятельности;
• включение в урок игры;
• поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока;
• выполнение практической части урока с последующей самооценкой результата.
С помощью данных методов, создается такая атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, мнения.
Мотивация трудовой деятельности.
Как говорилось ранее, учащиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, то есть у них отсутствует мотив. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.
Являясь организатором учебного процесса, я забочусь о том, чтобы он максимально выполнял свою развивающую и воспитывающую роль. Практика убедила меня в том, что бесконечные разговоры о необходимости учиться, о долге и обязанностях ученика не вызывают устойчивого интереса к учебной деятельности, хотя большинство учащихся осознает справедливость слов учителя.
Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у учащихся с ОВЗ, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать яркие положительные эмоции и удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Стимулирование трудовой деятельности.
Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Рис. 2 Методы эмоционального стимулирования
Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха, похвала.
Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Создавая ситуацию успеха учебной деятельности, стараюсь развить у учащихся способность воспринимать собственную некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как неудачу. Убеждаю ребенка, внушая ему, что успех обязательно придет, только нужно самому этого захотеть.
Приемами создания ситуации успеха могут служить:
• подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные упражнения.
• дифференцированный подход, при котором задания учащимся раздаются в зависимости от их возможностей и каждый учащийся получит удовлетворение от правильно выполненного задания.
Поощрение. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения заданий, выставление высокой отметки.
Все вышеизложенные условия применяются мной на каждом уроке, что положительно влияет на качество знаний учащихся.
Хочется определить ряд других условий направленных непосредственно на получение результатов педагогической деятельности (рис. 3).

Рис.3 Условия получения результатов педагогической деятельности

Программно – методические.
Программно – методические условия включают в себя корректирование и адаптацию учебных программ для каждого класса.
Учебно – методические.
Большое внимание уделяю созданию учебно-методических условий преподавания. Учебно-методический, дидактический и раздаточный материал скомплектован по разделам программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В настоящее время обновляется, продолжает разрабатываться и приобретаться дидактический и наглядный материал:
-учебно-наглядные средства обучения;
-дидактический материал по разделам учебной программы;
-раздаточные материалы для учащихся;
-игровые и занимательные материалы по разделам учебной программы.
Материально-технические.
В системе повышения профессионального мастерства и качества преподавания важное место я отвожу развитию материально- технической базы кабинета, в котором имеется все необходимое для реализации учебной программы.
Коррекционно-развивающие.
Наличие коррекционно-развивающего направления обязательное условие образовательного процесса школ VIII вида. В кабинете имеется все необходимое для реализации коррекционно-развивающего условия:
• карточки-задания, упражнения, направленные на развитие познавательной сферы учащихся и коррекцию недостатков их развития, по разделам программы;
• инструментарий для соблюдения здоровьесберегающих технологий: карточки и электронные физкультминутки, карточки с упражнениями для глаз, кистей рук (пальчиковая гимнастика), музыка для релаксации.
Повышение уровня профессиональной компетентности.
Повышение уровня своей профессиональной компетентности неотъемлемая часть успешного обучения.
Данному условию я уделяю так же очень большое внимание. Воспитание и обучение ребенка, и в особенности профессионально-трудовое, не будет эффективным, если педагог сам не владеет необходимым уровнем профессиональных знаний, не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Все вышеизложенные условия оказывают большое влияние на качество преподавания.
Собственный педагогический опыт укрепил моё мнение в том, что при правильном подходе к вопросу создания условий для развития трудовых навыков учащихся, можно добиться положительных результатов их обучения.

Список литературы

1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Владос, 2007.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., 1994.
3. Воронкова В.В, Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях VIII вида М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2006.
4. Выготский Основные проблемы дефектологии. Москва, 1997.
5. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка воспитанников специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. М.:НЦ ЭНАС, 2003.
6. Голованова Н. Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя. Воспитание школьников № 4, 2003.
7. Горелов И.Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: 1997.
8. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.
9. Журнал // Школа и производство, 2003.
10. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические произведения. .М., 1983.-Т. 1.
11. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М., 2005.
12. Мирский С.Л. «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении», М.: Просвещение, 1990 .
13. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, М.: Владос, 2001.
14. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985.
15. Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник. М.: ТЦ Сфера, 2007.
16. Петрова В.Г. Психология умственно-отсталых школьников. М.: Академия, 2002.
17. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. Трудовые умения, навыки и условия трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.

Источник: https://drive.google.com/file/d/0B6V_oAMJ1SFyQVk2ZGdHRmwtQkU/view?usp=sharing
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: frol777 (18.10.2014) | Автор: Фролова Ирина Александровна E
Просмотров: 4178 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ирина Александровна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.
С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024