Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 08:11

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Воспитание – дело совести;
образование – дело науки.
Позднее, в уже сложившемся человеке,
оба эти вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго.

Внеклассная работа, внеурочная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе. Она пронизывает весь процесс обучения в школе, и имеет коррекционную направленность.
Внеклассная работа оказывает корригирующее влияние на обучающихся, что является одной из форм организации свободного времени
Внеурочное время обучающихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с ограниченными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни….
Главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Социально – бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида. На уроке дается обучающимся определенная система знаний и начинается формироваться социально – бытовые умения и навыки. Система работы во внеурочное время не копирует уроки СБО, и тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни обучающихся повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющие умения и организовать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.
Программа по СБО служит ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последовательности в работе. Нужно придерживаться того же, что и учитель СБО, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. повседневная жизнь детей организуется с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований.
Этому в определенной мере способствует распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, уборка класса, дежурство по школе, занятия по интересам. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя СБО и классного руководителя, воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.
Я, как, классный руководитель вместе с обучающимися продумываем сценарии праздников, подбирает конкурсы, интересные игры, загадки, мои ребята участвуют во всех внешкольных мероприятиях и т.д.
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Основные направления работы во внеурочное время по социальной - адаптации следующее:
- «Безопасность жизни детей» - разбираются и усваиваются правила поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар». Например, при изучении темы «Правила уличного движения» обучающиеся изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значения каждого цвета, рассматриваются различные знаки уличного движения, участвуют в играх «Я пешеход», «Опасная дорога». В игре ученики более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. При проведении игр соблюдается определенный темп, при котором формируется умение следить за ответами товарищей.
- «Самый чистый кабинет» - даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.
Для поддержания интереса детей, постоянно действующий конкурс на «Самый чистый кабинет». Например, в классе устанавливается поочередное дежурство. Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание и мытье пола в классе, расстановка книг и тетрадей, вытирание пыли с мебели, качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.) и т.д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ученик будет периодически выполнять хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку и поддержку.

- «Культура поведения» - дети учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, правилами приема приглашения в гости и формы отказа, изготовление несложных сувениров. Проводятся ролевые игры, такие, например: «Я иду на день рождения», сюжетные игры: «В гостях»,
«В автобусе» и т.д. Формируя у детей адекватное поведение, используется такая характерная для учащихся черта, как способность к подражанию. Подражая, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. И только путем неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

- «Одежда и обувь» - формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях.
Особенно большое значение для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
- как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (по сезонно)
- уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц.

- «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение придаётся экскурсиям на почту, в поликлинику, в магазин, и т.д. Комплексные экскурсии проводятся для наблюдения за объектами, имеющими отношение к широким темам одного и того же раздела. Например, проводится экскурсия по улицам города для ознакомления с наземным транспортом. Цель этой экскурсии заключается в том, чтобы познакомить детей с наземным транспортом в целом. Эта экскурсия предшествует тематической экскурсии «Грузовой (пассажирский) транспорт». Перед выходом на экскурсию проводим с детьми беседу по теме и о целях. Ребята повторяют, куда и зачем пойдут, что будут наблюдать по дороге (например, движение транспорта и пешеходов, действия дорожно-патрульной службы и т.д.) После экскурсии обязательно подводим итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений, обучающие делают рисунки транспорта.

- «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей проводятся экскурсии в музей, тематические праздники, дискотеки. Посещаются различные внешкольные учреждения: музеи, театры, кинотеатры, бассейн, стадион, ледовый дворец.

- «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками проводятся по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе.

- «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после
приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за
столом, придерживаясь санитарно - гигиенических правил и техники безопасности.

- «Природа» - дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и
использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при
стихийных бедствиях. Проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир Татарстана.

- «Татарстан наша Родина». Основная цель этого направления работы культурная и языковая интеграция в обществе. Дети
знакомятся с татарской литературой, сказками, разучивают татарские
танцы и песни, знакомятся с татарскими писателями.
Знакомятся с татарскими народными и государственными праздниками, с государственной символикой. Например, в школе проходят конкурсы стихов и рисунков М. Джалиля, Г. Тукая.
Фомы работы по этим направлениям различны: как групповые, так и индивидуальные.
В систему внеклассных мероприятий входят разнообразные виды
практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие обучающимся находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.
Внеурочная работа в школе организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации направленная на овладение жизненно необходимых знаний и умений - познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
Например, проводятся классные часы «Минута – час бережет», «Чем пахнут ремесла», городской марафон «Спешите делать добро», конкурс «Клуб трудолюбивых и любознательных» и т.д.
Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, мы считаем, что организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.

Литература:
1. Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
3.Морозова, Н. Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников / Н. Г. Морозова // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1965. - С. 299-309.
4.Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под.ред. А.М.Щербаковой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5.Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия Учителю коррекционной школы).- СПб.: филиал издательства Просвещение, 2006.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Светланка63 (19.09.2014) | Автор: Ксенофонтова Светлана Николаевна E
Просмотров: 1916 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции!
С уважением. куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 galahova7  
0
Ваша ссылка http://moi-sat...da/10-1-0-106

3 Светланка63  
Спасибо!

4 Светланка63  
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, квитанцию оплатила за сертификат , квитанцию надо сканировать вам и куда ее загрузить. И когда будет отправлен сертификат на электронный адрес.

5 galahova7  
0
Светлана Николаевна, квитанцию отправлять не надо, т.к. в платеже указана Ваша фамилия и менеджеры по выписке сертификатов видят ее. Дата отправки сертификата будет указана в "Таблице допуска".

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024