Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 03:48

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Семинар – практикум для педагогов на тему «Особенности формирования социального поведения у детей с нарушениями аутистического спектра в ра
Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребёнка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и специальной адаптации и требуют специальной поддержки.
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей, в итоге признаётся необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы возможно преодоление аутических проявлений и поставленное вхождение ребёнка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребёнок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьёзный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким.
В любом случае требуется специальная коррекционная работа по формированию учебного поведения аутичного ребёнка, развитию своего рода «стереотипа обучения». Проблемы аутичных детей предполагают чёткое понимание того, что главным в реабилитации должны стать лечебная организация и социально-психологическое сопровождение.
Основную часть работы составляют занятия с ребёнком – как в школе, так и вне её. На занятиях должны создаваться условия для социальной адаптации детей и приспособления их к жизни в обществе. Это развитие коммуникативных навыков, подготовка к обучению. Всестороннее развитие ребёнка, сопровождение во внеучебной жизни, оказание медицинской помощи, подготовка членов семьи к работе с аутичными детьми в сложных условиях.
Нарушение общения у аутичного ребёнка связано с формированием у него аутистического барьера, защищающего его от болезненных контактов, и вследствие этого повышенной ранимостью такого ребёнка и, естественно, выработкой им форм защитной гиперкомпенсации аутизма – стереотипности и аутостимуляции. Развитие взаимодействия с внешним миром позволяет уменьшить аутистические и негативистические установки, преодолеть агрессивные тенденции ребёнка.
Социальное воспитание аутичных детей строится в зависимости от типа их поведения. Российские учёные и психологи различают четыре поведенческие группы. По классификации О.С.Никольской они определяются следующими факторами: тяжестью и глубиной психофизических расстройств, максимально ранней диагностикой, активной развивающей средой, включением в активную работу родителей.
В.В.Лебединским и О.С.Никольской сформированы правила единого подхода к восстановлению эффективной связи с такими детьми.
1. Первоначально не должно быть давления и прямого обращения.
2. Первые контакты следует организовывать на адекватном для ребёнка уровне в рамках его активности.
3. Нужно поддерживать собственную положительную валентность.
4. Следует разнообразить привычные удовольствия ребёнка, усилить их заражением собственной радостью.
5. Не нужно форсировать потребность ребёнка в аффективном контакте.
6. Можно начинать усложнять формы контактов только после закрепления у ребёнка потребности в контакте, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации.
7. Усложнение вести только через введение новых деталей в структуру существующих форм.
8. Важно осуществлять дозирование контактов.
9. При достижении аффективной связи с ребёнком он становится более доверчивым, его надо беречь от конфликта с близкими.
10. По мере установления контакта внимание ребёнка направляется на процесс, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.
За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации людей с РДА достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребёнка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии – оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН.
В основе оперантного обучения лежат исследования бихевиористов. Оно направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981). На первом этапе обучения особое внимание уделяется формированию способности ребёнка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого. Благодаря гибкой системе подкреплений удаётся закрепить желаемое поведение и уменьшить нежелательное и деструктированное поведение. Однако сохраняются трудности переноса сформированных навыков на внеучебную обстановку и зависимость от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения.
В оперантном подходе в последнее время всё популярнее становится идея о необходимости обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребёнком в результате выполнения необходимого для этого действия. Некоторые операции, которые особенно трудны для ребёнка, можно вставлять в игровой сюжет, интересный ребёнку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.
Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children «Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения») направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды.
Первичный акцент также делается на формировании способности ребёнка оставаться на своём месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, так как является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности аутичного ребёнка. Однако следует отметить, что хотя специалисты, работающие по программе ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребёнка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду ребёнок может оказаться беспомощным. Но всё-таки, несмотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы ТЕАССН, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации людей с РДА у нас в стране.
Существуют и другие направления, являющиеся разновидностями оперантного подхода.
Тренинг социальных навыков предполагает широкий набор техник для обучения аутичных детей социальному взаимодействию, делая при этом акцент именно на социальной стороне навыка. Теория социального обмена рассматривает неадекватное поведение аутичного ребёнка как часть замкнутого круга отношений между ним и взрослым, где действия одного неизбежно подкрепляют и подкрепляются действиями другого.
Ещё одно направление в социализации аутичных детей и подростков можно назвать лечением ежедневной жизнью – подход, предложенный доктором Кио Катахара в Японии. В данном случае используется преимущественно групповая форма работы, в которой различные виды деятельности сменяют друг друга в соответствии с высокоструктурированным расписанием, и сам интенсивный ритм жизни малой группы не позволяет ребёнку отстраниться от занятий и уйти в себя (S. Baron-Cohen, P.Bolton, 1997).
Эмоционально - коррекционный подход в отличие от подходов поведенческой терапии обращает внимание на особую сложность обучения аутичного ребёнка бытовым навыкам, связанную с тем, что именно вокруг бытовых ситуаций и предметов быта часто строятся первые контакты с аутичным ребёнком.
До того как ребёнку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает всё вместе со взрослым, что у него всё получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.
Чтобы завоевать доверие ребёнка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, можно проводить сенсорные игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Целесообразность проведения таких игр с аутичным ребёнком основывается на утверждении о том. Что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для него особую значимость. А если удаётся связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребёнка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нём союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

Рекомендации по проведению сенсорных игр.
• Если ребёнок не включается в игру, не настаивайте. Повторите попытку в следующий раз. Если ребёнку понравилась игра, а он остаётся пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия. Следует радоваться самому минимальному участию ребёнка в игре.
• Помните о том, что ребёнка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое именно впечатление произведёт на ребёнка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребёнок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
• Понравившаяся ребёнку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы «обжить» новые ощущения.
• Если ребёнок чего-то очень захотел и старается выразить своё желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определённые действия.
• Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребёнка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции.

Виды сенсорных игр:
 Игры с красками
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов.
Стаканы расставляют в ряд на столе и наполняют водой, затем в них поочерёдно разводят краски различных цветов. Обычно детям нравится следить за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску, быстро помешивая кисточкой, - ребёнок своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится.
Если ребёнку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить просьбу – инструкцию: предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольёт, вытереть лужу на столе или полу. Инструкции должны быть чёткими, и лучше, если вы действуете вместе с ребёнком.
Смешивание красок. Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочерёдно несколько красок, получая новые цвета.
Кукольный обед. Накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек, «угостите» их различными «напитками». В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая – в молоко, а чёрная – в кофе. В процессе игры можно предложить ребёнку посчитать количество стаканов с напитками, выяснить, соответствует ли оно количеству «гостей».

 Игры с крупами

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску. Опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?»
Варианты.
1. Спрячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
2. Пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.
3. Если ребёнок захочет рассыпать крупу, пусть это будет «дождь» или «град». По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках.

 Игры со свечами
Приготовьте набор свечей: обычную длинную свечу, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи – установите её и зажгите на глазах у ребёнка: «Смотри, свечка горит – как красиво!» Ребёнок может испугаться – в этом случае отложите игру. Если реакция ребёнка положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так, огонь погас. Посмотри, поднимается дым». Скорее всего, ребёнок попросит зажигать свечу ещё и ещё.
Варианты.
1. Держа в руке потушенную свечу, «рисуйте» в воздухе дымом.
2. Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмной комнате получится эффектное зрелище с переливающимися в воде световыми бликами.
3. Наполните столовую ложку водой и поддержите над пламенем свечи. Обратите внимание ребёнка на то, что холодная вода стала тёплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда.
4. Приготовьте зефир в шоколаде и поставьте в него одну или несколько праздничных свечек – сегодня День рождения мишки. Вместе с ребёнком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

 Ритуал приветствия
Дети здороваются друг с другом руками, пальцами, носами. Введение ритуала в групповые занятия необходимо, так как сразу настраивает детей на работу. Сначала педагог предлагает детям здороваться (руками, пальцами, носами), а спустя несколько занятий плавно переходит к тому, что дети сами говорят, чем они будут здороваться.
 Отдыхай-ка

Все встают в позу «кошечки» и начинают двигаться по комнате под музыку. По хлопку ведущего «кошечки» начинают рычать, мяукать, ползти, прыгать, лежать. Это упражнение направлено на развитие общей моторики детей, способствует развитию концентрации внимания и умению контролировать свои движения. Можно попросить детей помочь в таких упражнениях, и они на некоторое время сами становятся ведущими.

 «Лесовичок и его внучок».
Выбираются «Лесовичок» и его «внучок». «Внучку» надевают шапку. Они
выходят за дверь. В это время часть детей выбирает позу радостных грибов, другая
часть – обиженных. Внучку предлагается найти радостные грибы, а дедушке –
обиженные. Сначала эта игра проводится с одной эмоцией, постепенно прибавляют
другие, но опыт показывает, что больше трёх эмоций детям предлагать
нецелесообразно, так как глядя на других, они начинают отображать чужие
эмоции. Эта игра очень увлекательна и нравится детям.

 «Обиженный кустик»
Один ребёнок играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и «грустит». Ребята по очереди пытаются его утешить – одни словами, другие действиями. Потом педагог вместе с детьми выясняет, какие действия или слова больше всего понравились «кустику». Как правило, дети с большим удовольствием участвует в этой игре, им нравится, когда их сверстники вербально или не вербально пытаются помочь. В процессе этой игры дети учатся не только сочувствовать, но и помогать другому человеку.

 Рисунок
Детям дают готовую форму рисунка и предлагают нарисовать обиду (удивление, радость). В данном задании педагог обращает внимание на то, как дети усвоили основные эмоциональные состояния и их проявления.
 «Салют»
Дети кладут ручки друг на друга и по команде ведущего вскидывают их вверх – получается «салют». Данное упражнение можно использовать, когда дети уходят вечером домой или приходят утром.
 «Подыши, как…»
Ведущий просит детей подышать так, как дышит спокойный, разозлившийся, испуганный или засыпающий человек.
 «Будь внимателен».
Дети под музыку веселятся. Затем по команде взрослого выполняют соответствующее действие, например:
- на слово «зайчики», произнесённое ведущим, дети прыгают, изображая радость, удовольствие на лице;
- на слово «лошадки» - «ударяют копытом» об пол, изображая злость, гнев;
- на слово «раки» - пятятся, изображая обиду;
- на слово «птицы» - бегают, раскинув руки в стороны, изображая страх.
 «Карлсон и Малыш»
Ведущий – Карлсон – летает по комнате под музыку (на лице радость). Все остальные – Малыши, которые сидят в разных частях комнаты и обижены (на лице обида). Как только музыка останавливается, Карлсон подлетает к любому Малышу и мимикой, пластикой пытается его развеселить, доставить ему радость. Малыш тоже радостно приветствует Карлсона. Затем включается музыка, и Карлсон летит к другим детям. Таким образом, Карлсон доставляет радость каждому Малышу.
 «Собачка хочет ласки».
Дети по очереди «превращаются в собачек», которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребёнок – «собачка» подходит к остальным, «машет хвостиком» и просит ласки. Остальные гладят его и пытаются сделать его счастливым
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: evgeniyaleonidovna123 (19.10.2014) | Автор: Николаева Ирина Павловна E
Просмотров: 1732 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ирина Павловна!
Ваша работа не может быть допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует информация об авторе по плану:  
1. Название мероприятия: Всероссийская научно-методическая конференция «Методические  
разработки для коррекционных образовательных учреждений,  
общеобразовательных учреждений имеющих коррекционные классы, группы,  
детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуального обучения»  
2. Предмет/образовательная область:  
3. Класс \группа \коллектив для кого предназначена разработка:  
4. Автор/ы статьи:  
5. Должность автора/ов:  
6. Образовательная организация:  
7. Республика/край:  
8. Город/село:  
Эту информацию необходимо разместить в разделе "Краткое описание"  Загружайте работу заново, а неудачную загрузку мы удалим. Удачи!  

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024