Разработка коррекционного занятия "Путешествие в страну геометрических фигур"
Краткое содержание занятия.
Тип занятия: закрепление и обобщение знаний.
Коррекционно-образовательные цели: • Закрепление полученных знаний о сенсорных эталонах формы. • Повторение названия геометрических фигур, умение соотносить их с предметами. • Формирование умения ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционно-развивающие цели: • Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, тактильных восприятий мелкой моторики пальцев руки. • Активизация речевой деятельности учащихся.
Коррекционно-воспитательные цели: • Формирование навыков самостоятельной работы, сотрудничества, доброжелательности. • Воспитание интереса к учёбе, умения работать в парах.
Оборудование: • проектор; • компьютер; • набор карточек с изображением геометрических фигур (различного цвета на каждого ученика); • набор с плоскими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб); • набор геометрических фигур и предметные картинки; • листы бумаги А4, простые карандаши на каждого ученика; • карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика; • дипломы на каждого ученика.
Основные источники информации: 1. Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий», Ярославль, Академия развития. 2. С.В. Кренева, «Методы проведения рефлексии в начальных классах» 3. http://buzzapp.jp/img/cache/900/286331900/preview1.jpg 4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Л.А. Митиевой, Э.Я. Удаловой. 5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/geometriya-vokrug-nas-1.
Ход занятия. I. Орг. момент. Положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
II. Актуализация. Разгадывание загадок. Целеполагание. Мотивация. Планирование
III. Организация восприятия и осмысления информации. Практические задания с геометрическим материалом. Задание 1. -Ребята каждый предмет имеет свою форму, которая похожа на геометрическую фигуру. Назовите, пожалуйста, предметы, которые изображены на экране? На какие геометрические фигуры (формы) они похожи. Задание 2. «Найди пару». Цель: развитие умения подбирать к геометрическим фигурам предмет. Проведение. Педагог одним ученикам раздаёт карточки с изображением геометрических фигур, другим - карточки с изображением предметов, похожих на геометрические фигуры. Учащимся предлагается найти свою пару. Объяснить, чем похожи картинки (формой). Задание 3. Цель: формирование умения классифицировать геометрические фигуры по разным признакам Инструкция: педагог предлагает детям, используя фигуры, разделить их на группы (семейки). Задание 4. Цель: формирование умения ориентироваться на поле листа бумаги. Развитие внимания, зрительной памяти. Инструкция: учащимся предлагается посмотреть внимательно на экран с изображением геометрических фигур, прокомментировать, где находится каждая фигура, используя выражения: «в правом верхнем углу», «в левом верхнем углу», «в правом нижнем углу», «в левом нижнем углу», «в центре». Запомнить расположение фигур. Зарисовать на листе бумаги точно также по памяти. Задание 5. Цель: развитие тактильного восприятия мелкой моторики пальцев руки. Инструкция: педагог предлагает учащимся по очереди выходить к доске, просит завести руки за спину, вкладывает ему в руки какую-либо геометрическую фигуру. Задача ученика, обследовав фигуру на ощупь, назвать её. Задание 6. Работа в парах. Цель: Развитие тактильного восприятия мелкой моторики пальцев руки. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Инструкция: дети по очереди друг другу рисуют на ладони геометрическую фигуру и отгадывают, какая фигура была нарисована. Можно рисовать на спине, в воздухе. Задание 7. Цель: развитие внимания, мышления (мыслительной операции: исключения). Инструкция: учащимся предлагается ряд геометрических фигур, нужно найти лишнюю геометрическую фигуру. Задание 8. Цель: развитие мыслительных операций. Инструкция: учащимся предлагается найти сходство и отличие двух геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). Физ. минутка Задание 9. «Какой фигуры не стало?». Цель: развитие зрительной памяти и внимания. Инструкция: учащимся предлагается внимательно посмотреть на экран, на котором изображены различные геометрические фигуры, убирается одна фигура, дети должны назвать, какой фигуры не стало. 3. Моделирование. Инструкция: учащимся предлагается придумать и смоделировать из геометрических фигур предмет, узор, картинку и т. д. IV. Рефлексия Упражнение «Солнышко и тучка» Цель: выявить уровень удовлетворенности учащихся своей работой на занятии. Проведение: каждый ученик подходит к доске, если у него возникли трудности в восприятии материала, накладывает тучку, если нет солнышко. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
V. Итог Вручение дипломов.
В материалах статьи представлена презентация занятия и вариант диплома.