Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 20:36

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Работа с тестами на уроках истории

Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна для каждого учителя. Для меня особенно остро данная проблема встала, когда я стала преподавать историю для категории детей с нарушением интеллекта. Как поставить во главу угла самого ребенка, его индивидуальные особенности, проблемы здоровья при оценивании знаний?
Цель моей работы – поделиться опытом и вызвать интерес к работе с тестами у тех педагогов, которые работают с данной категорией детей.
Основные функции отметки:
• контроль (каков уровень усвоения материала?)
• констатация (обучается ли ученик поданному предмету?)
• уведомление (оценка за изученный материал)
• сигнал о поощрении или наказании
• регулирование (ученик любыми путями стремится к получению высокой оценки,т.е. мотив учения часто не осознается)
Итак, ученик понимает свою зависимость от учителя, субъективность мнения взрослого приводит к конфликтам «ученик-учитель».
Преимущества тестов:
• тесты более качественный объективный способ оценки, стандартная процедура проведения и проверки теста исключает субъективность.
• тесты характеризуются большей емкостью - их показатели измеряют степень, уровень усвоения главных понятий, тем и разделов программы, а не определенный количественный показатель усвоенных знаний. Форма оценки по определенному стандарту, которая используется в тестах достижений, помогает учителю сопоставить уровень достижений ученика в целом по предмету, а также по отдельным его разделам со средним уровнем достижений всех учеников в классе и уровнями достижений каждого.
• тесты являются более объемным инструментом – ученик, выполняя тестовую работу, использует знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.
• существенное отличие тестов от традиционных методов оценивания работ является его мягкость. Тесты ставят учеников в равные условия, т.к. процедура проверки и критерии оценивания одинаковые.
• Тест (и может быть это наиболее важно) – широкий инструмент, если рассматривать интервал оценивания.
Сравним контрольную работу и тест, с прыжками в высоту. Контрольная работа – это палочка, на которой нанесены три риски: 5, 4 и 3. Если ученик выполнил все задания, ему ставят «отлично». А как он прыгнул? Может быть у него большой запас над планкой или он едва ее преодолел. Сравнение теста и традиционной оценки можно проиллюстрировать следующим рисунком.

Тест-это
• это метод проверки
• это измеритель каких- то свойств
Нас интересует Тест учебных достижений.
Он фиксирует не ошибки, а достижения. Мы считаем ошибки, и за это ставим оценки, а тест должен наоборот, считать достижения. Педагогические тесты направлены на выявление тех личностных новообразований и приращений, которые получены в результате систематического обучения.
Таким образом, тест учебных достижений – это система педагогических тестовых заданий.
Педагогическое задание - это задача, прогнозирующая определенный вид умственной деятельности.
Отличить тест от не теста просто.
Тест обязательно содержит в себе:
• систему заданий,
• инструкцию или технологию предъявления,
• систему проверки, обработки и анализа результатов
Эти элементы должны составлять единство, тогда это тест.
Какую же классификацию тестов я выбрала для работы?
В начале изучения курса истории провожу диагностический тест, небольшой по объему, имеет невысокий уровень сложности.
Больше всего использую формирующий или обучающий тест. Его цель - контроль за прогрессом обучения (раздел) и с его помощью делается оценка степени владения материалом и обеспечивается обратная связь по корректировке ошибок. (В статье представлены этапы работы именно с этим тестом)
Суммирующий тест (итоговый) - для оценки широкого диапазона результатов обучения.
При составлении тестов использована система уровней обученности, разработанная П.И Третьяковым. Система включает пять уровней:
«Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях »
Однако умственно отсталым детям, имеющим недоразвитие высших форм мышления в качестве основного дефекта, недоступен четвертый и пятый уровень обученности.
1этап работы - составление теста.
Виды тестовых заданий:
Закрытого типа (с вариантами ответов)
• Альтернативные ответы

• Множественного выбора

• Восстановление соответствия
• Восстановление последовательности

Открытого типа (ответов нет)
• Дополнения

• Свободного изложения

2 этап работы - актуализация знаний в виде фронтального повторения.
Работа с тестом на уроке должна обязательно начинаться с актуализации знаний, чаще всего фронтального повторения. С января 2013 для фронтального повторения мною используется интерактивная доска, которая расширяет возможности учителя.
III этап – самостоятельная работа учащихся с тестом
Дальше ребята работают индивидуально, каждый в своем именном листе, по некоторым темам тесты составлены по вариантам, особенно в 9 классе.
IV этап работы – проверка теста
Как оценивать тест?
Существуют 2 подхода:
• Каждое задание в случае правильного выполнения оценивается 1 баллом, иначе объективность пропадает.
• Каждое задание оценивается разным количеством баллов, для того чтобы выразить различие между коротким вопросом и полным, требующим развернутый ответ, но теряется объективность теста в целом.
Я пробовала разные варианты и смешанный тип тоже, но остановилась на первом подходе, внеся в него свои изменения и условные обозначения, понятные и доступные ребятам.
+ - все правильно
V – нашла ошибки, ищи и исправляй другим цветом пасты, используй учебник
- - задание не выполнено, выполняй с помощью учебника
V этап работы – работа над ошибками

Учащиеся получают проверенные учителем тесты для самостоятельной работы дома с помощью учебника.
Первые тесты в 7 классе исправляются на специально отведенном уроке, чтобы научить ребят работать над ошибками.
В 8 и 9 классах учитель около задания ставит только условный знак, ничего в тесте не исправляя.
За работу над ошибками тоже ставится оценка. Только после этого работа заканчивается, тест вклеивается в тетрадь

VI этап- мониторинг достижений
На каждого ученика заведена электронная таблица для шести тестов (на год), где учитель ведет мониторинг достижений учащихся по выполнению как разных видов заданий, так и разделов теста (согласно уровням обученности ). Это позволяет посмотреть динамику освоения знаний как в течение года, так и в течении изучения курса истории Отечества.

Данная кропотливая работа возможна только при наличии у педагога средств ИКТ, т.к. тесты распечатываются каждому ученику, мониторинг ведется в электронном виде.
Мною разработаны тесты по всем разделам истории Отечества 7-9 класс по программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой и учебникам 7-9 класса «История России» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.
Опыт по созданию тестов был использован при работе в областной творческой лаборатории, результатом которой был выпуск учебно-методического пособия «Разноуровневые тестовые задания по истории России в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В данной статье я представляю систему работы с тестами на примере обучающих тестов по истории Отечества для 7 класса.
Эта работа будет интересна учителям специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, студентам, обучающимся по специальности «Олигофренопедагогика»
Используемые ресурсы:
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для системы образования. М., 2000.
2. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе Текст. : практикоориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский; под ред. П. И. Третьякова. М. : Новая школа, 2001
3. Пузанов Б.П., Бородина О.И.Сековец А.С., Редькина Н.М.«История России» 7-9 класс М., Владос, 2010 год
4. Пузанов, Бородина, Сековец, Редькин «Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 7, 8, 9 кл.М., Владос, 2004 год
5. http://www.artsides.ru/big/item_5001.jpg
6. Фото автора

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Валентина (25.03.2015) | Автор: Деришева Валентина Степановна E
Просмотров: 2119 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
здравствуйте, Валентина Степановна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024