Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 06:08

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Особенности профессионального обучения детей с нарушениями интеллекта на уроках производственного обучения

Всероссийская научно–методическая конференция «Методические разработки для коррекционных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, имеющих коррекционные классы, группы детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуального обучения».

Особенности профессионального обучения детей с нарушениями интеллекта на уроках производственного обучения

Войнова Е. А. мастер производственного обучения
ГБОУ РХ СПО «Хакасский колледж профессиональных технологий,
экономики и сервиса»
г. Абакан

Основной задачей специальных (коррекционных) групп VIII вида является подготовка обучающихся к жизни в обществе, профессионально-трудовой деятельности в условиях производства, поэтому одним из важнейших предметов на протяжении всего периода обучения в колледже является производственное обучение и производственная практика.
Современная система образования сегодня нацелена на формирование у обучающихся коррекционных групп потребностей и умений новых знаний, новых форм деятельности, соотнесения их с культурными ценностями, способности и готовности к социализации в обществе. Многочисленными исследованиями установлены основные черты детей с нарушениями интеллекта – это повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, восприятие характеризуется замедленностью, в мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с нарушениями интеллекта страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Все это диктует необходимость изменения содержания, технологий образования и направление на личностно-ориентированную педагогику.
В настоящее время личностно-ориентированный поход – одна из наиболее перспективных технологий для работы с детьми с нарушением интеллекта, т.к. категория этих детей крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма, и задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития обучающихся, социализации и адаптации их к жизни.
Основываясь на анализе диагностики психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта, в Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса разработана рабочая программа по учебной и производственной практике, которая содержит виды работ, соответствующие технологии изготовления легкой женской и детской одежды. Организация уроков производственного обучения построена таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью обучающегося и тем самым создать условия для более успешного овладения ими программного материала.
Для детей данной категории также характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга, обучающиеся затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Поэтому, на уроках производственного обучения, наряду с наглядными образцами поузловой обработки, используются зарисовки (например, деталей кроя).
Характерной особенностью детей с нарушениями интеллекта является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания, поэтому, чтобы максимально сконцентрировать его при объяснении последовательности обработки, каждая операция распечатывается на отдельных листах и закрепляется на доске, так обучающиеся могут вернуться к предыдущей операции.
Для закрепления и проверки знаний активно применяются конспекты опорных сигналов, в которых зашифрована информация о виде операции по методике В.Ф. Шаталова.
Так как обучающиеся имеют различные психофизиологические особенности, разноуровневое обучение позволяет осуществлять индивидуальный подход и максимально раскрывать потенциал развития каждого ребенка. В этой связи даже такой обязательный этап урока, как показ трудового приема можно проводить как самим мастером, так и обучающимся, который отлично выполняет эту технологическую операцию.
Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, каждому из обучающихся предлагается индивидуальная помощь различными способами:
 повторное объяснение учебного материала и показ трудовых приемов выполнения технологической операции чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми; (фото 4).
 применение наглядных дидактических пособий и разнообразных карточек, помогающих обучающимся сосредоточиться на конкретном задании;
 использование в работе листов - заданий на определенный вид работы, которые организуют внимание таких детей и привлекают их к работе (приложение 1).
Обучение профессии детей с нарушениями в развитии, безусловно, приводят к определенным результатам, позволяющим достигать хотя и временных успехов. Но это дает возможность считать обучающихся не умственно отсталыми, а лишь отстающими в развитии, медленно усваивающим учебный материал.

Список литературы
1. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
2. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы. Составитель Е.А.Ковалева, М.: Просвещение, 1988
3. Мирский С.Л. Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду/ Дефектология № 1, 1999
4. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого// Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
5. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
6. Мирский С.Л. Методика профессионально - трудового обучения во вспомогательной школе, М.: Просвещение, 1980
7. Сакс Н.И. Методика работы с инструкционными картами/ Школа и производство, № 1, 1986
Приложение 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обучающийся ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС
Профессия 19601 «Швея»
Курс 1 семестр 2, группа Ш-13

Тема Последовательность изготовления Мужской сорочки
Результатом выполнения задания является овладение обучающимися основных видов профессиональной деятельности:
1.Иметь практический опыт выполнения операции вручную и на машинах по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов
2. Уметь выполнять последовательно технологические операций по пошиву ночной сорочки; обработки и соединение отдельных деталей в изделие; контроль качества обработки узлов деталей, готового изделия; соблюдение требований техники безопасности и охраны труда.
Задание: Проверка деталей кроя. Обработка мелких деталей: Обработка накладного кармана

Порядок выполнения работы:
1 Проверить детали кроя.
1 Полочка – 2 дет.
2. Спинка – 1 дет.
3. Кокетка – 2 дет.
4. Верхняя часть рукава – 2 дет.
5. Нижняя часть рукава – 3 дет.
6. Воротник – 2 дет.
7. Стойка воротника – 2 дет.
8. Карман – 1 дет.
9. Манжеты – 2 дет.

2. Обработать накладной карман
1. продублировать припуск по верхнему краю кармана
2. обметать срез припуска по верхнему краю кармана
3. обтачать верхние уголки кармана по боковым сторонам ш/ш 1,0 см
4. заметать припуски по боковым и нижним сторонам кармана
5. приутюжить карман

3.Настрочить карман на полочку
1. наметить место расположения кармана
2. наметать карман на полочку
3. настрочить карман на полочку ш/ш 0,1 см

Мастер производственного обучения _____________________ Е. А. Войнова

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: muraveva1965 (01.10.2014) | Автор: Войнова Елена Арсентьевна E
Просмотров: 2576 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте,  Елена Арсентьевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

С уважением, куратор конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024