Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 01:05

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Методические подходы к организации взаимодействия детей с ОИН и нормально развивающихся сверстников


«Методические подходы к организации взаимодействия детей с ОИН и нормально развивающихся сверстников»
Обучение детей осуществляется дифференцированно. Учащиеся, имеющие сходный дефект, обучаются в одном классе. Воспитание носит как дифференцированный, так и интегрированный характер.
Осуществление такого вида обучения и воспитания имеет много положительного:
1. Ребенок получает адресную помощь со стороны государства в одном учреждении.
2. Методическое оснащение, накопленное годами, позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса (книги, раздаточный материал, специальные технические средства).
3. В рамках школы традиционно большое внимание уделяется формированию трудовых и профессиональных навыков. Эта работа проводится специалистами, знающими специфические особенности работы с данной категорией детей.
4. В рамках учреждения сосредоточены профессиональные кадры, имею-щих дефектологическое образование, проще проводить повышение квалификации специалистов, осуществляется их преемственность. Так в школе 27% учителей имеют дефектологическое образование.
5. Режим школы предполагает не только проведение предметной под-готовки, но и внеучебную работу, включающую в себя выполнение домашних заданий, проведение воспитательных мероприятий. Обычно находится ребенок в школе до 17.00.
6. Количество учащихся в коррекционном классе сокращено, не более 12. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход, учитывать темп работы каждого ученика, добиваться понимания инструкций и учебного материала, проводить опрос.
7. Находясь в среде сверстников с подобными проблемами ребенку проще пережить психическую травму, связанную с его инаковостью. Педагогам проще организовать межличностные взаимодействия, прежде всего, потому что они знают закономерности их формирования у данной группы детей, во-вторых, схожесть уровня социальной перцепции упрощает этот процесс, снижает риск психической травмы.
Воспитательный процесс в школе носит как дифференцированный, так и интегрированный характер. Воспитание детей с ограниченными возмож-ностями осуществляется через работу классного руководителя (дифферен-цированное воспитание): классные часы, беседы, походы, экскурсии и т.д.
Наряду с дифференцированным воспитанием осуществляется и интегрированное воспитание.
Процесс интеграции в школе носит социальный (раздельное обучение в одном учреждении, совместное проведение внеклассной деятельности) и интернальный (интеграция – внутри специального образования) характер.
Интеграция в ходе воспитательного процесса имеет несколько видов:
1. Эпизодическая интеграция. Дети объединяются во время посещения выставок, театра, проведения соревнований, праздников.
2. Временная интеграция. Объединение детей во время летнего отдыха, оздоровительных мероприятий.
3. Частичная интеграция. В данном случае предполагается совместное пребывание лишь в части учебно-воспитательного процесса, например во время выполнения домашних заданий, воспитательных мероприятий в группах продленного дня, но в отличие от эпизодической это явление постоянное.
Основными задачами интегрированного воспитания детей с отклоне-ниями в развитии являются: укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития; обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг; осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество; своевременное ис-правление, компенсация нарушений психофизического развития; формиро-вание жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную ком-петентность.
Интегрированное воспитание осуществляется в ходе воспитательной работы в группах интерната и ГПД, общешкольных воспитательных мероприятиях, в кружковой работе.
Интегрированное воспитание осуществляется во время выполнения режимных моментов, при проведении воспитательных мероприятий, бесед, экскурсий и т.д.
В вечернее время для воспитанников интерната проводятся развле-кательные мероприятия, на которых дети успешно совместно принимают участие. Среди детей популярны дни именинников, приключения у Новогодней ёлки, «Осенние посиделки», «Состязания богатырей», «Девицы-красавицы» и т.д.
Во время проведения данных мероприятий у воспитанников, имеющих разные дефекты, формируется альтруистичное поведение, эмпатия и гуманность. Происходит переоценка значимости собственного поведения, ценностей жизни. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.
Интернальная социальная интеграция происходит и во время общешкольных внеклассных мероприятий. Традиционным стало проведение таких мероприятий как: «Праздник урожая», «Зелёный огонёк», «У самовара я и моя мама» и др.
Большой популярностью среди детей пользуются Дни здоровья, спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», русские фольклорные праздники.
Ежегодные встречи с ветеранами, поэтические часы с членами литературного объединения «Стрежень», встречи трёх поколений за круглым столом имеют большое познавательное значение для ребят. Каждая такая встреча-праздник. Она несет для обеих сторон положительный заряд эмоций: гостям приятно внимание учащихся, а детям эти встречи важны тем, что каждая из них есть частичка истории не только отдельно взятого человека, но и страны в целом.
В школе функционирует 14 кружков. 90% воспитанников посещают кружки: мини-футбол, теннис, баскетбол, лозоплетение, фольклорную группу «Печки-лавочки», «Волшебный клубок», ансамбль «Конфетка» и др….
Наряду с осуществлением интернальной социальной интеграции осуществляется и экстернальная (взаимодействие специального и массового образования) социальная интеграция.
Данный вид интеграции осуществляется через внеклассную работу вне школы: городские и республиканские мероприятия, совместные мероприятия с воспитанниками детских садов, совместные мероприятия с учащимися общеобразовательных школ, мероприятия пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Каждое лето в школе функционирует оздоровительный лагерь дневного пребывания. Состав воспитанников лагеря разнообразен, кроме воспитанников с отклонениями в развитии , получают оздоровление учащиеся массовых школ. Так в прошлом году, на 60% детей с отклонениями в развитии приходилось 40 %, учащихся массовых школ города. Именно во время пребывания в лагере воспитанники, имеющие отклонения в развитии, безболезненно интегрируются в среду своих нормально развивающихся сверстников.
Здесь интеграция осуществляется через всё: через режимные моменты, через воспитательные мероприятия и что самое важное, через неформальное общение друг с другом.
Совместные спортивные мероприятия, праздники, экскурсии, развлекательные и игровые программы являются неотъемлемой частью процесса интеграции.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Часто происходит переоценка значимости собственного поведения, ценностей жизни. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Стереотипы восприятия этих детей легче преодолевать при изначальном их отсутствии. Включённость учащихся с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Таким образом, коллектив сотрудников школы обеспечивает оптимальные условия ранней социализации и успешной интеграции в общество детей с особыми нуждами.
Список использованной литературы:
1..Петрова ВТ., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. — 1995.-№2.-с. 19-22.
2. Печерский В. Г., Печерский А. В. Коммуникативная активность детей с интеллектуальным недоразвитием в контексте проблем продуктивного межличностного взаимодействия // Дефектология.-2006.-№3.-с.46-51.
3..Практическая: психология: в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -126 с.
4.Пронина Л.В. Изучение характера взаимодействия детей с отклонениями в умственном развитии // Дефектология.-2009.-№1.-с.69-76.

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: ribka (13.10.2014) | Автор: Рыбакова Ольга Анатольевна E
Просмотров: 1416 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
Ваша статья имеет 89% совпадений со статьёй автора: Белова Алёна Николаевна "Интегрированное воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях коррекционной школы-интерната как средство успешной социализации" статья находится  здесь - http://festival.1september.ru/articles/503911/

Кроме того, при таком большом проценте совпадений отсутствуют ссылки на источники.
Согласно п. 1.1 Требований к статьям "Фрагменты ресурсов из третьих
источников (Интернет,CD-дисков и т.п.) могут являться элементами
разработки с обязательным указанием первоисточника." Ваша статья к участию в конференции не допущена."


Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024