Конспект урока внеклассного чтения притчи «Осколки доброты» с использованием элементов технологии развития критического мышления
Конспект урока внеклассного чтения притчи «Осколки доброты» с использованием элементов технологии развития критического мышления Цель: познакомить учащихся с притчей «Осколки доброты». Задачи: Образовательные: 1. Учить детей вдумчивому осмысленному чтению; 2. Расширять кругозор учащихся, актуализировать знания, полученные ранее. Коррекционно – развивающие: 1. Развивать речь обучающихся средствами технологии РКМЧП; 2. Развивать умение ориентироваться в тексте, задавать вопросы по содержанию прочитанного текста; 3. Развивать умение анализировать информацию, опираясь на собственный жизненный опыт; 4. Развивать умение высказывать свои чувства, эмоции. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к чтению; 2. Воспитывать чувство сопереживания к героям притчи; 3. Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, бескорыстия и благодарности к окружающим людям.
Оборудование: текст притчи, разделённый на 3 части, мел, доска, тетради по внеклассному чтению, ручки, карандаши.
ЭТАПЫ УРОКА: 1.ВЫЗОВ 2. ОСМЫСЛЕНИЕ 3. РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛИ КАЖДОГО ЭТАПА: 1. ВЫЗОВ: обеспечение интеллектуального «разогрева» учащихся, их заинтересованности предстоящим чтением; актуализация знаний, полученных ранее, мотивация к учебной деятельности. 2. ОСМЫСЛЕНИЕ: получение и осмысление новой информации, развитие навыков сопоставления, умения прогнозировать, развитие мышления. 3. РЕФЛЕКСИЯ: обобщение информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу, побуждение к порождению собственного речевого высказывания. ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ: НА ЭТАПЕ ВЫЗОВА: 1. Смысловой анализ заголовка; 2. «Древо предсказаний» (прогнозирование содержания по заголовку текста); НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ: 1. Чтение с остановками; 2. Приём прогнозирования; 3. Самопостановка вопросов детьми;
НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ: 1. Синквейн 2. Психорисунок
ЦЕЛИ КАЖДОГО ПРИЁМА: • Смысловой анализ заголовка – выводит учащихся на тему текста, обнаруживает степень понимания текста; проверяет словарный запас учащихся о предмете речи. • «Древо предсказаний» - развивает прогностические умения, логическое мышление детей. • Чтение с остановками - воспитывает умение размышлять над лексическим значением слова, фиксировать движение сюжета, критически осмысливать поступки персонажей. • Самопостановка вопросов детьми – вскрывает степень проникновения учащимися в ткань текста, позволяет выявить непонятое и осмыслить его. • Приём прогнозирования – развивает исследовательские навыки, демонстрирует творческий потенциал учащихся. • Составление синквейна - позволяет описать суть понятия и осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. • Психорисунок – позволяет глубже понять смысл абстрактных понятий.
Ход урока. I. Организационный момент.
П: Давайте поговорим о доброте. Что такое доброта? (вспомнить словосочетания со словом добро, доброта)
П: Расскажите о добром человеке. За что вы считаете его добрым.
ВЫЗОВ: П: Сегодня мы будем читать притчу «Осколки доброты». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче? (параллельно провести словарную работу: осколки – остатки, кусочки стекла) Рисуем «Древо предсказаний» (см. приложение)
II. Осмысление содержания прочитанного. П: Притча, которую мы будем читать, разделена на три части. Каждая часть напечатана на отдельном листке. Это сделано для того, чтобы вы не смогли сразу узнать сюжет. В процессе чтения я буду обращаться к вам с просьбой, предсказать, угадать развитие событий, так что прошу вас быть активными и помогать мне. П: Читаем I часть: СЕМЬЯ ПРОВОДИЛА ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ НА ПЛЯЖЕ. ДЕТИ КУПАЛИСЬ В МОРЕ И СТРОИЛИ ЗАМКИ НА ПЕСКЕ. ВДРУГ ВДАЛЕКЕ ПОКАЗАЛАСЬ МАЛЕНЬКАЯ СТАРУШКА. ЕЁ СЕДЫЕ ВОЛОСЫ РАЗВЕВАЛИСЬ НА ВЕТРУ, ОДЕЖДА БЫЛА ГРЯЗНОЙ И ОБОРВАННОЙ. ОНА ЧТО-ТО БОРМОТАЛА ПРО СЕБЯ, ПОДБИРАЯ С ПЕСКА КАКИЕ-ТО ПРЕДМЕТЫ И ПЕРЕКЛАДЫВАЯ ИХ В СУМКУ. П: Кто появился на пляже? Найдите в тексте описание старушки. П: Какие чувства у вас вызывает старушка? Почему? («старушка» - авторское отношение) П: Как вы думаете, что подбирала старушка? Зачем она собирала эти предметы? П: Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события. П: Внимание! Читаем II часть! РОДИТЕЛИ ПОДОЗВАЛИ ДЕТЕЙ И ВЕЛЕЛИ ИМ ДЕРЖАТЬСЯ ПОДАЛЬШЕ ОТ СТАРУШКИ. КОГДА ОНА ПРОХОДИЛА МИМО, ТО И ДЕЛО НАГИБАЯСЬ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО ПОДНЯТЬ, ОНА УЛЫБНУЛАСЬ СЕМЬЕ, НО НИКТО НЕ ОТВЕТИЛ ЕЙ НА ПРИВЕТСТВИЕ. П: Почему родители велели детям держаться подальше от старушки? П: Почему никто из семьи не ответил на улыбку старушки? П: Что можно сказать о старушке, если она улыбнулась незнакомым людям? П: Спрогнозируйте, чем закончится притча? Чтение III части. МНОГО НЕДЕЛЬ СПУСТЯ ОНИ УЗНАЛИ, ЧТО МАЛЕНЬКАЯ СТАРУШКА ВСЮ ЖИЗНЬ ПОСВЯТИЛА ТОМУ, ЧТОБЫ ПОДБИРАТЬ С ПЛЯЖЕЙ ОСКОЛКИ СТЕКЛА, КОТОРЫМИ ДЕТИ МОГЛИ ПОРЕЗАТЬ СЕБЕ НОГИ. П: Какие теперь чувства у вас вызывает старушка? П: Что значит «посвятила всю жизнь»? (служила добру) П: Как вы думаете, если бы люди сразу знали, чем занимается старушка, что бы они сделали? П: Вернёмся к «древу предсказаний», которое мы составили в начале урока. Что нам удалось угадать? В чём мы ошиблись? III. РЕФЛЕКСИЯ. П: Нарисуйте словесный портрет старушки (одежда, лицо, глаза, голос, походка) П: Чем хорошо, что на земле живёт доброта? П: Составим (синквейн) о старушке (): Старушка Добрая, заботливая Собирает, помогает, оберегает Добро не лихо, ходит тихо. Свет. П: Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился человек, а потом вы узнали о нём что-то хорошее? Расскажите. П: Оценив поведение семьи, над чем мы может задуматься? (формулируем тему произведения) * Нельзя судить о человеке поверхностно. На добро всегда нужно отзываться добром. * Не суди людей по внешности. Отвечай добром на добро. Будь внимателен к другим людям. Если дело твоё доброе, не обращай внимания на презрительные взгляды. П: Что бы вы хотели сказать бабушке? Семье? П: Вернёмся к слову «доброта». Какого цвета доброта? Какая она на вкус? С каким предметом (образом) можно сравнить человеческое качество «доброта»? Попробуёте нарисовать доброту. Приём «Психорисунок» (). После того, как рисунки будут готовы, можно организовать выставку. Можно предложить детям обратиться к доброте (написать ей письмо). Перед окончанием урока, педагог благодарит детей за работу и дарит символические «осколки доброты», призывая каждому оставаться добрым, что бы ни случилось. Л. А. Ржевская, учитель начальных классов ГОУ ЯО специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8. 16.09.2014г.
Здравствуйте, уважаемая Людмила Алексеевна! Ваша работа допущена к участию в конференции. Поздравляю! С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова