Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:57

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Комплект электронных таблиц-схем по разделу "Имя существительное" ("Русский язык" для 5 класса в соответствии с ФГОС УО)
Содержание

№ Разделы пособия Стр.
1 Пояснительная записка………………………………………….. 3 – 5
2 Методические приёмы по формированию орфографических понятий и развитию речевой практики с помощью опорных схем (по разделу «Имя существительное»)…………………….

7 – 15
3 Объём знаний, умений и навыков, определяющий предметные результаты изучения раздела «Имя существительное»………………………………………………..

16 – 20
4 Схемы и примерные задания к ним…………………………….. 21 – 41
5 Литература……………………………………………………….. 42 – 43
6 Электронные опорные схемы (диск)

1. Пояснительная записка
Актуальность проблемы обучения русскому языку в коррекционной школе определяется социально-практической значимостью уроков письма и развития речи, которые позволяют, с одной стороны, создать необходимую основу для речевого развития школьников с нарушениями интеллекта, повысить их коммуникативные навыки, а с другой стороны, способствуют социальной адаптации дет
В методиках обучения русскому языку школьников с нарушениями в развитии интеллекта подробно рассматриваются основные направления и методы коррекционно-развивающей организации учебного процесса в целях более прочного усвоения знаний по грамматике и расширения речевой практики. Программой по русскому (родному) языку предусмотрено формирование у обучающихся с нарушениями в развитии интеллекта навыков последовательного изложения мыслей в устной и письменной форме на основе изучения элементарных сведений по грамматике.
Качество обучения данной категории школьников зависит, в том числе и от того, в каких условиях организован процесс обучение, включая использование наглядности как средства активизации познавательной деятельности.
Примерная адаптированная общеобразовательная программа определяет новые подходы к использованию наглядного материала и учебно-практического оборудования, в ней определены требования к использованию в старших классах иллюстративной и символической наглядности. Различные формы визуализации учебного материала делают процесс обучения более понятным и интересным для обучающихся. Практика показывает, что обучающиеся с недостатками в интеллектуальном развитии остро нуждаются в том, чтобы объяснения учителя сочетались с применением наглядного материала.
Комплект электронных опорных схем по разделу «Имя существительное» разработан в качестве приложения к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и требованиями стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данный комплект включает в себя:
• 10 схем, работа с которыми направлена на освоение отдельных
грамматических категорий имени существительного:
- определение имени существительного;
- части речи;
- имена существительные собственные и нарицательные;
- имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
- число имён существительных;
- род имён существительных;
- имена существительные с шипящей на конце;
- изменение имён существительных по падежам;
- три склонения имён существительных;
- падежные окончания имён существительных 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения;
• обобщающую схему.
Цель применения таблиц-схем. Повышение качества освоения грамматических категорий обучающимися с нарушениями в развитии интеллекта и развитие их речевой практики.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- учить обучающихся выделять имя существительное среди других частей речи. Доказывать с опорой на схему, что данное слово является именно именем существительным;
- определять грамматические категории имени существительного. Доказывать правильность своего ответа с опорой на таблицу-схему;
- разбирать имя существительное как часть речи с опорой на обобщающую таблицу-схему;
- расширять речевую практику обучающихся с нарушениями в развитии интеллекта, формировать умение правильно строить речевое высказывание.
Каждая опорная таблица-схема представлена в двух вариантах:
1 вариант – таблица-схема, заполнение которой происходит при щелчке мыши. Данный вариант удобен при изучении нового материала, когда необходимо постепенно вводить новые понятия или при повторении, при проверке знаний, когда учителю необходимо, чтобы ученик сам ответил на вопрос и только после этого подтвердил правильность своего ответа.
2 вариант – заполненная таблица-схема. Данный вариант удобен при использовании таблицы-схемы в качестве источника знаний, опоры для ответа.
Схемы вводятся в пятом классе, далее используются по мере необходимости (в основном обобщающая схема). Учитывая концентрический способ освоения знаний, который предполагает изложение одного и того же материала несколько раз с элементами усложнения, использование опорных таблиц позволяет обучающимся овладевать знаниями постепенно, в итоге даёт возможность увидеть изучаемый материал в целом. Это облегчает понимание школьниками материала, а, следовательно, обеспечивает более успешное его запоминание.
Работа с опорными таблицами-схемами проводится на разных этапах урока: при актуализации имеющихся знаний, повторении, изучении нового материала, выполнении самостоятельной работы в качестве источника знаний (для обучающихся III и IV групп по В.В. Воронковой).
Обучающиеся не получают схему в готовом виде, а «заполняют» её, изучив ту или иную грамматическую категорию. Учитель и отдельные ученики работают у доски с фронтальной таблицей-схемой, а все остальные – с индивидуальными бумажными, которые имеют вид «слепой» таблицы. По мере изучения темы обучающиеся вписывают в неё данные по аналогии с фронтальной таблицей. Постепенно у каждого собирается своеобразный справочный материал, составленный самостоятельно. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При самостоятельном заполнении обучающимися «слепых» схем, таблиц подключается двигательная (моторная) память, что способствует ещё более прочному усвоению материала.
Работа с таблицей-схемой, возможность самостоятельно «собрать» её отдельные части вызывает у обучающихся большой интерес. Данный вид работы позволяет опираться на практическую деятельность учеников, поддерживать в ходе урока высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует лучшему усвоению знаний, развитию операций мышления, внимания, памяти обучающихся, обеспечивает чередование видов деятельности на уроке.
Использование таблиц-схем на уроках письма и развития речи способствует реализации основных подходов к обучению, определённых федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью – дифференцированного и деятельностного подхода, а также одного из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы – принципа коммуникативной направленности.
Работа с опорными схемами способствует формированию базовых учебных действий обучающихся:
• коммуникативных учебных действий: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
• регулятивных учебных действий: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
• познавательных учебных действий: использовать усвоенные логические
операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В пособии предложены примерные задания для работы со схемами. Данные задания учитель может использовать по своему усмотрению: как задание, как игру (в этом случает необходимо добавить соответствующие атрибуты игры), как соревнование. Задания к таблицам носят как теоретический, так и практический характер. Данная работа помогает лучше закрепить материал, способствует преодолению механического запоминания, к которому склонны обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью, способствует развитию произвольного внимания, осмысленного запоминания, мыслительных операций.
Работа с таблицами может проходить на разных этапах урока как фронтально, так и в других формах: командная работа, работа в парах и др.
Пособие предназначено для учителей русского языка специальных (коррекционных) школ, педагогов – специалистов интегрированного, инклюзивного образования, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Методические приёмы по формированию орфографических понятий и развитию речевой практики с помощью электронных опорных схем
Имя существительное изучается в специальной (коррекционной) школе с 5 по 9 класс. Пятый класс занимает особое место в овладении обучающимися русским языком как учебным предметом, являясь переходным от этапа практических упражнений к этапу изучения грамматических понятий и грамматико-орфографических правил. Знания обучающихся о словах, обозначающих названия предметов, полученные в младших классах, являются основой для изучения имени существительного.
Программа по русскому языку предусматривает следующий порядок изучения тем в разделе «Имя существительное»:
- понятие об имени существительном;
- имена существительные собственные и нарицательные;
- имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
- изменение имён существительных по числам;
- род имён существительных;
- изменение имён существительных по падежам;
- понятие о I, II и III склонениях имён существительных;
- правописание падежных окончаний имён существительных.
Объём знаний, умений и навыков по разделу «Имя существительное», предусмотренный программой приведён в таблице 1.
Качественное усвоение всего раздела зависит от усвоения первой темы «Понятие об имени существительном». Особенности мышления обучающихся с нарушениями в развитии интеллекта приводят к затруднениям в абстрактном понимании предметности. Они не относят к именам существительным слова типа ум, скорость, совесть, жара. Формулировка правила усваивается односторонне (имена существительные отвечают на вопрос кто? или что?). Синтаксическая роль имени существительного в предложении ими не улавливается.
Приступая к изучению темы, учитель должен формировать знания на основе предупреждения и устранения этих и других трудностей [3]. В связи с тем, что обучающиеся затрудняются в усвоении всего правила, каждая часть его отрабатывается по отдельности. Учитель предлагает обучающимся назвать слова, обозначающие названия предметов и вводит понятие о том, что слова, обозначающие названия предметов, называются именами существительными. Этот термин, напечатанный на карточке, вставляется в схему. После этого обучающиеся задают вопросы к существительным, и учитель подводит их к выводу о том, сто имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? Карточки с данными вопросами вставляются в схему. Далее обучающиеся в ряде упражнений доказывают, почему эти слова – имена существительные, на какие вопросы они отвечают, опираясь на схему (слайды 3,4).
Каждый раз, когда обучающийся воспроизводит данное рассуждение, он должен вставлять в окошко разбираемое слово и выбирать нужную карточку с вопросом.
Для дифференциации имени существительного от других частей речи (имя прилагательное, глагол) вводится опорная схема «Части речи». Карточки в схеме дифференцируются по цвету: имя существительное – розового цвета, имя прилагательное – голубого, глагол – зелёного (слайды 5,6).
Первые уроки по данной теме должны способствовать расширению словаря обучающихся, развитию умения связно формулировать свой ответ. Учитывая особенности мыслительной деятельности обучающихся, сначала необходимо проводить работу над конкретными именами существительными (парта, доска, карандаш), а уже потом – над абстрактными (доброта, смех, честность).
При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» обучающиеся с нарушениями интеллекта также испытывают трудности. Причиной данных трудностей является слабое знание обучающимися отчеств людей, названий рек, морей, озёр, городов, сёл, книг, кинофильмов и др. Учитель предполагает устранение этих трудностей при помощи дифференцированного подхода. Обучающимся 1 и 2 групп (по В.В. Воронковой) предлагается карточка с более сложным текстом, включающим в себя названия рек, городов и т.п. Обучающимся 3и 4 группы – более лёгкие тексты, в которых имеются имена собственные, знакомые детям из их опыта. Это могут быть имена мамы, папы, сестры, брата и т.п. Ученики находят в текстах имена, отчества, названия рек, городов и объясняют, почему это имена существительные, а учитель вводит термин «собственные» и закрепляет карточку с данным термином в схеме. После усвоение термина «собственные» обучающиеся подводятся к выводу (правилу): «Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, сёл, рек называются собственными именами существительными» Затем круг имён собственных расширяется названиями газет, журналов, книг, спектаклей и др. Далее учитель обращает внимание детей на то, как пишутся имена собственные (с большой буквы) и добавляет карточку в схему. Далее учитель сообщает, что все остальные имена существительные являются нарицательными и пишутся с маленькой буквы. В схему добавляются соответствующие карточки (слайды 7,8).
Данная таблица-схема является подготовительной перед введением обобщающей таблицы, схемы. После того, как обучающимися будут усвоены термины одушевлённое и неодушевлённое имя существительное, карточки с данными терминами добавляются в обобщающую таблицу (слайды 29,30), которая заполняется по мере изучения имени существительного и используется для разбора имени существительного как части речи.
Закрепление этой темы проводится путём разнообразных упражнений: выборочное списывание, выборочный диктант, творческие работы и др.
Следующей темой, изучаемой в данном разделе, является тема «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Категория одушевлённости и неодушевлённости имени существительного является их грамматическим признаком. Пропедевтика усвоения данной категории проводилась в начальной школе, когда обучающиеся практически определяли «живой» предмет и ставили к нему вопрос кто? и «неживой» предмет и ставили к нему вопрос что? Больших затруднений у обучающихся эта тема не вызывает. Учитель подводит обучающихся к выводу о том, какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными практическим путём. Обучающиеся выписывают из предложений имена существительные в два столбика: отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Читают слова в первом столбике, объясняют, что в нём записаны слова, отвечающие на вопрос кто? Учитель вводит термин «одушевлённые». Аналогично обучающиеся подводятся к понятию о неодушевлённых именах существительных и знакомятся с термином. Карточки добавляются в схему (слайды 9,10).
Первичное закрепление нового материала происходит путём дифференциации одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, различения по вопросам кто? и что?, отнесения к разряду «людей и животных» и «остальных названий предметов» с помощью схемы.
Работая над понятием «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», учитель готовит обучающихся к разбору имени существительного как части речи. К обобщающей схеме (слайды 29,30) добавляется ещё одна строка с карточками (одушевлённое и неодушевлённое).
«Изменение имён существительных по числам». В младших классах обучающиеся практически познакомились с понятием «один предмет и много предметов». Они выполняли упражнения по называнию одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол – столы, парта – парты), дифференциации слов, обозначающих один и много предметов, и т.д. Эти знания являются основой для усвоения данной темы.
В 5 классе вывод о существовании имён существительных единственного и множественного числа делается путём наблюдения над текстом.
Обучающиеся выписывают из него существительные и определяют, сколько предметов обозначает каждое из них:
- страна – страны;
- река – реки;
- город – города.
После вывода обучающихся о том, что в левом столбике существительные обозначают один предмет, а в правом – несколько предметов, учитель говорит, что слова левого столбика – это имена существительные единственного числа, а слова правого столбика – имена существительные множественного числа. При этом учитель выставляет карточки с терминами в схему (слайды 11,12), а также даёт сокращённую запись данных обозначений (ед.ч., мн.ч.). Кроме того, учитель должен сопоставить слова единственное и множественное со словами один и много, что приведёт к более осознанному усвоению грамматических терминов. После такой работы обучающиеся подготовлены к ответам на следующие вопросы с привлечением своих примеров:
1. Сколько чисел имеют имена существительные?
2. Сколько предметов обозначает единственное число?
3. Сколько предметов обозначает множественное число?
Определение числа имени существительного добавляется к
обобщающей схеме. Опираясь на неё, обучающиеся делают устный и письменный разбор имени существительного как части речи.
«Род имён существительных». Образовательной задачей первых уроков по данной теме является знакомство с мужским, женским и средним родом имён существительных.
Из данных обучающимся предложений они выписывают слова, выделенные жирным шрифтом:
- Это мой брат. Он рабочий.
- Это моя сестра. Она учится в школе.
- Это моё пальто. Оно новое.
Учитель сообщает о том, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Существительные, к которым можно добавить слово мой относятся к мужскому роду. (Мой брат, мой отец, мой портфель). Существительные мужского рода можно заменить словом он. (Мой брат работает на заводе. Он рабочий). Также проводится работа над существительными женского и среднего рода.
Учитель выставляет карточки с терминами в схему (слайды 13,14). На основе получившейся схемы формируется определение рода имён существительных и закрепляется правилом в учебнике. Обобщающая схема дополняется карточкой «род имён существительных».
После того, как обучающиеся усвоят определение рода существительных, они приступают к изучению грамматического правила о правописании существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. Путём наблюдения над словами обучающиеся делают вывод о том, что в именах существительных женского рода с шипящей на конце пишется ь, а в именах существительных мужского рода с шипящей на конце ь не пишется. На основе вывода заполняется схема данного правила (слайды 15,16).
Для формирования навыка грамотного письма существительных женского и мужского рода с шипящей на конце учитель предусматривает постоянное устное объяснение правила с опорой на схему.
«Изменение имён существительных по падежам». При усвоении данной темы обучающиеся затрудняются в постановке падежных вопросов к существительному и в определении падежа по вопросу. Поэтому основное внимание учитель направляет на изменение слов в зависимости от вопросов.
Работа начинается с практических упражнений по постановке вопросов к существительным. Обучающиеся читают предложения, находят выделенные слова. Определяют, к какой части речи они относятся, одушевлённые это имена существительные или неодушевлённые, собственные или нарицательные, число, род. Затем находят слова, к которым относятся данные существительные и выписывают словосочетания (с вопросом к существительному).
Есть (кто?) сестра.
Много друзей (у кого?) у сестры.
Приходят (к кому?) к сестре.
Уважают (кого?) сестру.
Ходила (с кем?) с сестрой.
Помню (о ком?) о сестре.
Далее обучающиеся называют вопросы, которые ставятся к одушевлённым именам существительным и наблюдают за окончаниями существительных. Делают вывод о том, что окончания изменяются в зависимости от вопросов.
Аналогичная работа проводится с неодушевлёнными именами существительными.
Далее учитель сообщает, что изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам и вставляет карточку с данным термином в схему (слайды 17,18). Далее учитель сообщает, что в русском языке 6 падежей и вводит их названия. Названия падежей (полные и сокращённые), слова-помощники и вопросы вставляются в схему. Обучающиеся, опираясь на схему, учатся определять падеж по вопросу, который ставят к существительному. В процессе работы над схемой учитель обращает внимание обучающихся на то, что разные падежи имеют одинаковые вопросы. Для облегчения распознавания этих падежей необходимо пользоваться вспомогательными словам (словами-помощниками).
Проверить знания обучающихся по данной теме можно при помощи вопросов:
Как называется изменение имён существительных по вопросам?
Какая часть слова изменяется при склонении?
Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним и др.
В обобщающую схему добавляется строка с карточкой «падеж».
«Понятие о I, II и III склонении имён существительных». Для того, чтобы школьники поняли практическую значимость этой темы, им предлагается проблемная ситуация. Даётся предложение. На берёзе, сирени и тополе облетели все листья. Обучающиеся определяют падеж имён существительных, выделенных жирным шрифтом, и отмечают, что у существительных в одном и том же падеже могут быть разные окончания. Учитель сообщает, что только знание темы, над которой обучающиеся будут сегодня работать, поможет им правильно писать окончания существительных.
Далее учитель сообщает, что имена существительные бывают трёх склонений. Склонение определяется по начальной форме (Им. п., ед. число). К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. При этом учитель вставляет нужные карточки в схему (слайды 19,20). Обучающиеся выполняют ряд упражнений на нахождение в ряду слов и в предложении имён существительных первого склонения, определение склонения имени существительного. Обучающиеся наблюдают за окончаниями существительных первого склонения. Аналогичная работа проводится с именами существительными второго и третьего склонения, Последовательность дальнейшей работы определяется полной схемой. Теперь обучающиеся, ориентируясь на неё, могут ответить на следующие вопросы и выполнить задания:
Сколько склонений в русском языке?
Какие мена существительные относятся к I, II и III склонению?
Какого рода имена существительные относятся только ко II склонению?
К какому склонению относятся имена существительные только женского рода? Что пишется на конце у этих существительных? И др.
На обобщающих уроках по теме проводится завершающая работа по обобщающей схеме. Добавляется последняя строка «склонение». Обучающиеся делают полный разбор имени существительного по данной схеме (устно или письменно).
«Правописание падежных окончаний имён существительных». Прежде чем проводить сопоставление падежных окончаний разных падежей и склонений, следует рассмотреть правописание окончаний в каждом склонении. Для этого проводится последовательная работа над каждым падежом первого, затем второго и третьего склонения. В схему падежей и падежных вопросов добавляются окончания по каждому падежу и склонению (слайды 21 - 28).
Для выработки навыков грамотного письма особое значение в данной теме имеет единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных в одном и том же падеже. Выполняя разнообразные упражнения по правописанию окончаний имён существительных каждого падежа с опорой на схему, обучающиеся запоминают их настолько, что могут доказать правильность написания со ссылкой на склонение и падеж.
Изучив падежные окончания существительных всех трёх типов склонений, обучающиеся выполняют практические упражнения по сопоставлению падежных окончаний. Эта работа направлена на обобщение и повторение того, что они знают по всем трём склонениям и служит для формирования орфографических навыков. Контрольные вопросы по схеме могут быть следующие:
Как определить склонение имён существительных?
Назовите окончания родительного, дательного и предложного падежей всех трёх склонений.
Как проверить безударное окончание существительного? И др.
Работая по каждой теме с фронтальной схемой, таблицей, обучающиеся заполняют индивидуальные таблицы и схемы. Они имеют вид «слепой» таблицы (см. приложение 3). По мере изучения темы обучающиеся вписывают в неё данные по аналогии с фронтальной таблицей. Постепенно у каждого собирается своеобразный справочный материал, составленный самостоятельно. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При самостоятельном заполнении обучающимися «слепых» схем, таблиц подключается двигательная (моторная) память, что способствует ещё более прочному усвоению материала. Кроме того, регулярное использование индивидуальных таблиц и схем при выполнении разнообразных заданий приводит не только к уменьшению ошибок на письме, но и на наш взгляд, самое главное, к формированию умения пользоваться справочным материалом.
Применение данных опор не только создаёт условия для формирования более конкретных знаний, но и способствует развитию связной речи обучающихся, так как при помощи опоры они учатся строить развёрнутое высказывание, употреблять сложные предложения сначала на основе образца, а затем и самостоятельно.
Использование опорных схем и таблиц на уроке позволяет снять страх у обучающегося перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему или таблицу. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет.
Работа с опорными схемами, таблицами проводится на различных этапах урока, в зависимости от задач урока: при введении нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала и завершается уроками контроля и коррекции. После составления схемы для формирования у обучающихся умения ориентироваться в ней, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца выполняются упражнения с использованием данной схемы таблицы. На дом обучающиеся получают практическое задание и выполняют его с опорой на схему.
Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с обучающимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков схемы и в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, практические упражнения, самопроверка, взаимопроверка. Такое построение учебной деятельности способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ. Эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление обучающихся.
Таким образом, подача материала отдельными частями и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Система работы по опорным схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию увеличиваются.
Учитывая концентрический способ построения знаний, который предполагает изложение одного и того же материала несколько раз с элементами усложнения, использование таблиц, схем позволяет обучающимся овладевать знаниями постепенно, в итоге даёт возможность увидеть изучаемый материал в целом. Это облегчает понимание материала школьниками с интеллектуальной недостаточностью, а, следовательно, обеспечивает более успешное его запоминание.
Работа с таблицей, схемой, возможность самостоятельно собрать её отдельные части вызывает у обучающихся познавательный интерес. Данный вид работы позволяет опираться на практическую деятельность учеников, поддерживать в ходе урока высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует лучшему усвоению знаний, развитию операций мышления, внимания, памяти обучающихся, обеспечивает чередование видов деятельности на уроке.
Использование таблиц, схем на уроках письма и развития речи способствует реализации одного из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы – принципа коммуникативной направленности. Данный вид работы оказывает целенаправленное воздействие на речь обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Работа с таблицами-схемами способствует преодолению их речевой замкнутости, речевой мотивации. Опыт работы с данным видом наглядности показал, что его использование в ходе урока усиливает интерес обучающихся к языковому материалу, побуждает к более объёмным и продуктивным высказываниям, приводит к совершенствованию устной речи, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к развитии самостоятельности и инициативы обучающихся в освоении лингвистического материала.

3.Объём знаний, умений и навыков, определяющих предметные результаты по разделу «Имя существительное»
Таблица 1
№ Название темы, наглядность Кл Знания Умения
1. Понятие
об имени существительном
5 Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Или что? Находить существительное в предложении по вопросам. Определять, каким членом предложения является имя существительное
1.1. Опорная таблица-схема «Имя существительное»
2. Имена существительные собственные и нарицательные 5 – 7 Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Собственные имена даются какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. Ост. имена существит. – нарицательные Отличать в тексте имена собственные от нарицательных. Писать собственные имена существительные с большой буквы. Приводить примеры нарицательных имён существительных
2.1. Опорная таблица-схема «Имена существительные собственные и нарицательные»
3 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 5 – 7 Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевлённые – на вопрос что? Находить в тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросам. Приводить примеры
3.1. Опорная таблица-схема «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
4 Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число) 5 – 7 Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное
Существительные ед. ч. обозначают один предмет, мн. ч – два или несколько предметов Находить в тексте существительные ед. и мн. Числа. Изменять существительные по числам. Приводить примеры имён существительных в ед. и мн. числе
4.1. Опорная таблица-схема «Изменение имён существительных по числам»
5 Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род) 5 – 7 Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода Дифференцировать имена существительные муж., жен. И ср. рода путём подстановки к ним вспомогательных слов: он, мой, она, моя, оно, моё.
Определять имена существительные муж., жен., ср. рода с помощью слов он, мой, она, моя, оно, моё.
Приводить примеры
5.1. Опорная таблица-схема «Род имён существительных»
6 Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож) 5 В существительных жен. Рода на конце слова после шипящих ж,ш,ч,щ пишется ь.
В существительных муж. Рода на конце слов после шипящих ь не пишется

Дифференцировать существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Писать существительные женского рода с ь, мужского – без ь
6.1. Опорная таблица-схема «Правописание слов с шипящей на конце»
7 Изменение существительных по падежам.
Умение различать падежи по вопросам. 5,6 Изменение существительных по вопросам называется изменение по падежам или склонением . В русском языке 6 падежей.
Чтобы узнать падеж имени существительного надо найти слово, от которого зависит существительное и поставить от этого слова вопрос к существительному. По вопросу определить падеж
Ставить вопросы к существительным в тексте. Различать падежи существительных по вопросам. Изменять существительные в зависимости от вопросов. Определять, каким членом предложения является существительное в именительном падеже. Употреблять существительные в косвенных падежах с предлогами
7.1. Опорная таблица-схема «Изменение имён существительных по падежам»
8 Понятие о 1, 2, 3-м склонениях у существительных 5 Существительные имеют три склонения. Для определения склонения нужно поставить существительное в начальную форму; И.п., ед.ч.
Какие имена существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению

Определять в тексте существительные 1, 2, 3 склонения. Дифференцировать существительные разных склонений в тексте. Определять склонение по роду и окончанию в именительном падеже единственного числа
8.1. Опорная таблица-схема «Три склонения имён существительных»
9 Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения 5 – 7 Падежные окончания существительных 1-го склонения.
У существительных 1-го склонения ед.ч. совпадают окончания в Д. и П. падежах
Склонять существительные 1-го склонения. Определять окончания существительных 1-го склонения по вопросу падежа
9.1. Опорная таблица-схема «Правописание падежных окончаний имён существительных»
10 Второе склонение имён существительных в единственном числе.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения 5 – 7 Падежные окончания существительных 2-го склонения.
У неодушевлённых существительных 2-го склонения совпадают окончания в В. И И. падежах.
У одушевлённых существительных совпадают окончания в В. И Р. Падежах
Склонять существительные 2-го склонения. Определять окончания существительных 2-го склонения по вопросу падежа. Дифференцировать И., В. И Р. Падежи существительных
10.1 Опорная таблица-схема «Правописание падежных окончаний имён существительных»
11 Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных третьего склонения
5 – 7 Падежные окончания существительных 3-го склонения.
У существительных 3-го склонения совпадают окончания в Р., Д. и П. падежах
Склонять существительные 3-го склонения. Правильно писать окончания существительных 3-го склонения

11.1 Опорная таблица-схема «Правописание падежных окончаний имён существительных»
12 Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний
Правописание Р.п. существительных жен. И ср. рода с основой на шипящую 6,7 Окончания имён существительных множественного числа.
У существительных жен. И ср. рода в Р.п. мн.ч. с основой на шипящую на конце ь не пишется Склонять существительные множественного числа, выделять падежные окончания. Дифференцировать падежные окончания существительных. Использовать в устной и письменной речи имена существительные мн. Числа
12.1 Опорная таблица-схема «Правописание падежных окончаний имён существительных»
12.2 Опорная таблица-схема «Правописание слов с шипящей на конце»
13 Существительные, употребляемые только в ед. ч. или только во мн.ч. 6 Есть существительные, которые употребляются только в ед.числе или только во мн. числе Находить в тексте имена существит., употребляемые только в ед. или только во мн. числе. Правильно употреблять их в речи.
13.1 Опорная таблица-схема «Изменение имён существительных по числам»
14
Несклоняемые имена существительные 8,9

4. Отдельные схемы и примеры заданий к ним
Таблица-схема «Имя существительное»
Цель. Закрепление умения доказывать, что данное слово является именем существительным. Развитие связной устной речи.
Класс: 5
Раздел программы: «Слово».
Подраздел: «Имя существительное».
Слайды 3, 4.



Таблица-схема «Части речи»
Цель. Обобщение знаний обучающихся о частях речи. Способствовать более точной дифференцировке частей речи по вопросам и значению, а также роли в предложении.
Классы: 5, 6, 7, 8, 9.
Таблица вводится в пятом классе. В 6 используется при повторении. В 7 классе добавляется новая часть речи: местоимение. В 9 – числительное и наречие.
Раздел программы: «Слово».
Подраздел: «Части речи».
Слайды 5,6.



Примерные задания к таблице-схеме
«Части речи»
1. Учитель предлагает ответить на вопросы:
- Что обозначает та или иная часть речи?
- На какие вопросы отвечает?
- Какую роль играет в предложении?
2. Учитель называет слово и предлагает учащимся определить, к какой части речи оно относится. Ученик должен доказать свой ответ, опираясь на таблицу.
3. «Найди лишнее слово», объясни, почему оно лишнее:
- трава, ветка, бегать, самокат;
- лёгкий, заботливая, белое, лента;
- игровой, поёт, играет, рисует.
4. Подбери слово, противоположное по значению данному. Докажи, какая это часть речи, опираясь на схему.
- Холодный - ______________ (Это ….., так как……)
- Горевать - ________________ (Это…., так как…..)
- День - ___________________ (Это…., так как….). И т.п.
5. Узнай предмет по данным признакам и действиям. Определи часть речи:
- Восходит, поднимается, заходит__________________
- Порхает, вьётся, летит, садится____________________
- Пушистый, белый, холодный, сверкающий________________
- Яркое, летнее, знойное, жаркое___________________
6. К данным словам подбери однокоренные. Определи части речи:
Имя … Имя … Имя …
Соль ________________ ________________
_________________ Красный _________________
_________________ ________________ грустить

Примерные задания ко всем слайдам таблиц-схем не удаётся разместить в связи с ограниченным объёмом.

Обобщающая таблица-схема
«Имя существительное »

Цель: постепенное введение грамматических категорий имени существительного в соответствии с порядком их изучения. Обобщение знаний обучающихся об основных категориях имени существительного.

Классы: 5, 6, 7. Таблица используется при изучении основных категорий имени существительного. Карточки добавляются постепенно (по мере изучения). Как источник информации таблицу можно использовать при проведении разбора имени существительного как части речи.
Раздел программы: «Слово».
Подраздел. «Части речи».
Слайды 29,30.


Примерные задания к обобщающей таблице-схеме
«Имя существительное»
1. На какие группы делятся имена существительные? (собственные и нарицательные) Приведите примеры.
2. Что обозначают имена собственные? Как они пишутся?
3. Что вы знаете об именах существительных в единственном числе? А во множественном?
4. Что можете сказать о роде имён существительных? Назовите слова-помощники для определения мужского, среднего, женского рода.
5. Что такое склонение?
6. Сколько склонений у имени существительного?
7. Как изменяются имена существительные?
8. Разделите слова на два столбика: одушевлённые и неодушевлённые:
- курица – курятник, корова – коровник, строитель – постройка, трактор – тракторист, сторож – сторожка, чтение – читатель.
9. Найдите в каждой строчке лишнее слово. По какому признаку оно лишнее?
- река, больница, ягода, корабль;
- растение, животные, трамваи, комнаты;
- пенал, корова, стол, окно;
- на стене, об окне, для стола, о весне и т.п.
10. Подберите подходящие имена существительные. Укажите их род:
душистая_________, жареный___________, железная ______________,
звёздная_________, душистый__________, дружный _______________.
11. Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и называет имя существительное в ед. числе, ученик должен назвать это имя
существительное во множественном числе.
И др.

5.Литература

1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 320 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Аксёнова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2004. – 143 с.
3. Барская, Н.М. Обучение русскому языку в 5 – 9 классах специальной (коррекционной) школы [Текст] : учебное издание / Н.М. Барская, Л.А. Нисневич. – М.: Изд. «Просвещение», 2001. – 126 с.
4. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов пед. Институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
5. Воронкова, В.В. Основные направления работы по повышению эффективности урока во вспомогательной школе [Текст] : В.В. Воронкова, В.Ф. Мачихина // Дефек¬тология. – 2001. - № 2. С. 9 – 13.
6. Галунчикова, Н.Г. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : учебное издание / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М. : Изд. «Просвещение», 2005. – 142 с.
7. Галунчикова, Н.Г. Русский язык 5 класс [Текст] : учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М. : Изд. «Просвещение», 2012. – 263 с.
8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2005 – С. 147 – 241.
9. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] : М.: Учпедгиз, 1960.
10. Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых – девятых классов [Текст] : теоретико-экспериментальное исследование. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с. (серия коррекционная педагогика).
11. Павлова, Н.В. Применение динамической наглядности на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе [Текст] / Н.В. Павлова, З.С. Патралова // Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей. Сб. науч. статей. – Саратов, ИЦ «Наука», 2010. С. 135-137.
12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – С. 5 – 28.
13. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения [Текст] : 3 – 4 классы / авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
14. Русский язык. 3 – 4 классы. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями, контрольные тесты [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 311 с.
15. Якубовская, Э.В. Дидактический материал для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. – М. : «Просвещение», 2008. – 95 с.

Источник: https://yadi.sk/i/yq7bzRj9sVXR5
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Natasha (15.06.2016) | Автор: Сизикова Наталья Альбертовна
Просмотров: 78 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Здравствуйте, Наталья Альбертовна!
Ваша работа допущена к  участию в Конференции.  

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Светлана


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz