Тема урока: ФАРТУК С НАГРУДНИКОМ. СНЯТИЕ МЕРОК. Цели: Коррекционно-образовательные: познакомить обучающихся с новым видом фартука, назначением, создавать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов; формирования навыков определения и снятия мерок для пошива фартука; Коррекционно-развивающие: развития внимания и самоконтроля, навыков работы с инструкциями, по плану; Коррекционно-воспитательные: воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности и культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи. Тип урока: комбинированный. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация, таблица «Мерки для построения чертежа фартука», плакат «Основные линии фигуры человека», манекен, готовые изделия, раздаточный материал, инструменты, инструкционная карта. Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить мультимедийное оборудование, подготовить наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником». Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие. Посмотрите друг на друга. Настройтесь на урок. (слайд 1) 2. Актуализация опорных знаний. Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест. Игра «Найди зашифрованное слово» (слайд 2) Учитель. Перед вами лист с заданием. Вам предстоит отгадать слова. Я буду помогать вам.
Мы уже близко к теме урока. Еще отгадайте загадку: (слайд 3) Перед работой его надевают, И чаще, чем платье стирают, В нем дворники двор иногда подметают (фартук)
Учитель. Имея определенный багаж знаний, умений и навыков, вы можете приступать к изучению нового швейного изделия. Тема урока: «Фартук с нагрудником. Снятие мерок». (слайд 4)
3. Изучение нового материала. Где сегодня применяются фартуки? (Ответы обучающихся.) – Фартук используется нами во время выполнения домашней работы, входит в комплект рабочей одежды представителей многих профессий. – Фартуки бывают с нагрудником и без него. Главное требование к ним –фартуки должны нравиться своим хозяйкам, иметь опрятный вид и защищать их одежду. Фартуки служат для защиты одежды человека от загрязнения. Их относят к специальной одежде. (слайд 5) Шьют фартуки из х/б тканей. Цвет ткани зависит от назначения фартука. В последнее время распространены специальные, рекламные и подарочные фартуки. На фартуках многие фирмы размещают рекламу, логотипы, слоганы и изображения на любой вкус. Не редкость подарочные фартуки с именами и забавными надписями. У вас тоже есть возможность иметь эксклюзивный фартук собственного производства. Изготовить его вы сможете на уроках швейного дела.
Швейные изделия бывают поясные и плечевые. Задание: классифицировать швейные изд. по группам (у доски)
- Какой вид фартука мы с вами уже изучали и изготавливали? (фартук на поясе) (демонстрация готового изделия) Фартук с нагрудником мы будем изучать на основе темы фартука на поясе. Фартук с нагрудником – это нагрудно-поясное изделие, которое держится на фигуре человека с помощью бретелей (на шее) и пояса (на талии). (слайд 6)
Можно раскроить нагрудник вместе с нижней частью, такой фартук называют цельнокроеным.(слайд 7) Учитель. Рассмотрите, как выглядят готовые фартуки. Рассматривание образцов (фартук на поясе и фартук с нагрудником)
Задание: собрать фартук из деталей. (раздать по конверту каждой паре девочек) – Из каких деталей состоит фартук на поясе? (Ответы обучающихся.) – Фартук на поясе состоит из 2 деталей: нижней части и пояса. – Фартук с нагрудником состоит из 5 деталей: нижней части, нагрудника, пояса, бретелей, и карманов (слайд 8, 9). Какую форму имеют эти детали? (слайд 10) (Ответы обучающихся.) Виды фартуков (слайды 11-17)
Физкультминутка
Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение)
4. Снятие мерок. (на доске плакат «Основные линии фигуры человека») – Исходными данными для построения чертежа служат мерки, основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Для построения чертежа фартука на поясе нам нужны были следующие мерки: Ст – полуобхват талии; Сб – полуобхват бедер; Ди – длина изделия.
- Для фартука с нагрудником нужны мерки (слайд 18) Сг – полуобхват груди Ст – полуобхват талии Сб – полуобхват бедер Дн – длина нагрудника Дтк – длина от талии до колена
- Какие новые мерки появились? (Сг, Дн, Дтк)
Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником». Инструкционная карта (раздать) «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником» Оборудование: тесьма для фиксирования линии талии, калькулятор, тетради. Ход работы 1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок: (вклеить в тетради) № п/п Название мерки Обозначение мерки Значение, см 1 Полуобхват груди Сг 2 Полуобхват талии Ст 3 Полуобхват бедер Сб 4 Длина нагрудника Дн 5 Длина от талии до колена Дтк 2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом. 3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу. (слайд 19) - Мерки Ог, От и Об делят пополам и записывают в половинном размере Сг, Ст и Сб. - Мерку Дн снимают от линии талии вверх до желаемой длины и записывают полностью - Мерку Дтк снимают по боку от линии талии до линии колен. Для определения Днч от мерки Дтк отнимаю 15 см. - Длину бретели не измеряют, ее берут равной 50 см. 6. Проверьте правильность выполненных измерений.
Учитель. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.) – Какие действия необходимо выполнить? (Ответы обучающихся, подготовка рабочего места. Демонстрация выполнения операций учителем.) – Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки? Ответы обучающихся. Повторение правил снятия мерок. Правила снятия мерок: 1. Стоять прямо с опущенными руками. 2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять. 3. Мерки снимают по правой стороне. 4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью. 5.Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры. Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж. Проверка правильности выполнения работы.
5. Закрепление нового материала. Вопросы к обучающимся: 1.Для чего служат фартуки? 2.Какие бывают фартуки по покрою? 3.Из каких деталей состоит фартук с нагрудником? 4. Какие мерки с фигуры человека снимают для построения чертежа фартука с нагрудником? 2. Какие инструменты используются при снятии мерок? 3. Что определяет мерка Сг? 4. Какие правила следует выполнять при снятии мерок? 5. Почему снимать мерки нужно друг с друга, а не самостоятельно? 6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся. Учитель. С незапамятных времен фартук – наш незаменимый помощник. Мир фартуков многообразен – их используют и дома, и на работе, они присутствуют в национальных костюмах, в форменной одежде, фартуки бывают специальные, подарочные, на любой вкус. Современные фартуки сочетают в себе последние тенденции моды. Они удобны, красивы, надёжно защищают одежду от специфических воздействий внешней среды. Чтобы ваш фартук полностью отвечал вашим потребностям, его можно сшить самостоятельно. Как и изготовление любого швейного изделия, изготовление фартука предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение пунктов плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потери времени и сил. Сегодня вы выполнили 1-й пункт плана работы по пошиву фартука на поясе: сняли мерки для построения чертежа. Оценка работы обучающихся на уроке. 7. Домашнее задание. (слайд 20) Повторить записи в тетради. Принести чертежные инструменты.
Приложение Инструкционная карта «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником» Оборудование: тесьма для фиксирования линии талии, калькулятор, тетради. Ход работы 2. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок: № п/п Название мерки Обозначение мерки Значение, см 1 Полуобхват груди Сг 2 Полуобхват талии Ст 3 Полуобхват бедер Сб 4 Длина нагрудника Дн 5 Длина от талии до колена Дтк 2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом. 3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу. 4. Проверьте правильность выполненных измерений.
Инструкционная карта «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником» Оборудование: тесьма для фиксирования линии талии, калькулятор, тетради. Ход работы 1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок: № п/п Название мерки Обозначение мерки Значение, см 1 Полуобхват груди Сг 2 Полуобхват талии Ст 3 Полуобхват бедер Сб 4 Длина нагрудника Дн 5 Длина от талии до колена Дтк 2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом. 3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу. 4. Проверьте правильность выполненных измерений.
Таблица. Мерки для построения чертежа фартука с нагрудником № п/п Название мерки Обозначение мерки Значение, см 1 Полуобхват груди Сг 2 Полуобхват талии Ст 3 Полуобхват бедер Сб 4 Длина нагрудника Дн 5 Длина от талии до колена Дтк