Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения школьников с ОВЗ.
Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения школьников с ОВЗ.
В своей статье я хочу поделиться опытом реализации деятельностно-компетентностного подхода в преподавании математики в основной школе, в условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ. В этом, безусловно, учителю помогают ЭОР. Условия использования дистанционных уроков: Мультимедийное оборудование (MacBook) у учителя, комплект оборудования у ребенка. Установленные программы для связи Skype, Ichat, программа «Живая математика». Способы взаимодействия: уроки осуществляеются по видеосвязи в программе Skypе. Совместно используются учебные материалы ГОУ Центра образования «Технологии обучения» (i-школа), а также сайты цифровых образовательных ресурсов «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» или кратко-ЦОР. Как происходит дистанционное обучение. Дистанционное обучение осуществляется при помощи следующих форм: видео-урок (on-line, вебинар, видеоконференция), который проводится преподавателем на заданную тему, соответствующую государственной программе. Ученик видит и слышит учителя и своих одноклассников при помощи камеры и микрофона. В преподавании используется также электронная доска и электронный учебник, а также электронные учебные комплексы. Контроль за знаниями учащихся осуществляется в различных формах (устный опрос, обсуждение в форуме, написание письменной работы и др.) Преподаватели имеют возможность систематически поддерживать связь с родителями. Родители в любое время могут присутствовать на уроке. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми, главным образом это : • Индивидуализированный процесс обучения. При дистанционном обучении обеспечивается индивидуальный подход к ребенку, занятия по оптимальному графику обучение осуществляется с учетом способностей ребенка; возможность больше уделить внимания тому, что тяжелее дается, не задерживаться там, где ребенок лучше понимает материал, возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. • Дистанционное обучение дает возможность организовать обучение ребенка в соответствии с собственным, оптимальным для конкретного ребенка графиком: утро, вечер, день. • В системе используются интерактивные методы обучения. В дистанционных обучающих курсах помимо лекционного (теоретического) материала используются интерактивные элементы: задания, тесты, форумы, чаты (возможность мгновенного обмена сообщениями) и т.д. Эти элементы обеспечивают диалог не только между педагогом и ребенком, но и общение между детьми – участниками курса. Наличие интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу детей, обеспечивая тем самым возможность их творческого самовыражения в рамках учебного курса. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. Также не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Использование компьютерных технологий совершенствует навыки самоконтроля учащихся. Благодаря наличию обратной связи, обучающие программы позволяют школьникам самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректируя свою деятельность. При этом учащиеся не боятся отвечать на вопросы, поскольку компьютер позволяет фиксировать результат без выставления отметки и корректно реагирует на неправильные ответы, позволяя каждому ученику решить математическую задачу, опираясь на необходимую помощь, т.е. создается ситуация успеха учения. Преимущества ДО очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Я работаю учителем математики в ЦДО (центре дистанционного образования), который работает на базе специальной (коррекционной) школы-интерната 3 и 4 вида, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря хорошему оснащению компьютерной техникой каждого педагога и ребенка, доступом в интернет, у нас появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки. Благодаря наглядности и интерактивности, ученик вовлекается в активную работу. Улучшается понимание и запоминание материала. В дистанционном обучении нет всем нам привычной доски, но есть виртуальная доска, а так же программа Skitch. Гугл это не только поисковая система это еще и почта, хранилище документов (файлов), и самое главное совместное создание аналогов всех офисных приложений. Для реализации функций классной доски подходит совместное создание рисунка, где имеются все графические инструменты в том числе перо (каракули) и , конечно, набор текста. Здесь можно писать, строить изображения, проверять домашние задания учеников. Эти действия может совершать как учитель, так и ученик. Благодаря полезным функциям скайпа (показ своего экрана собеседнику и наоборот), во время объяснения нового материала я имею возможность демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить видеоролики. Интересную возможность представляет для учителя использование видеолекций. Они очень полезны для повторения материала, в ходе опроса или подведения итогов урока учитель может приостановить запись, ученик продолжить и т.д. Тем более, что дети могут прослушать их дома неоднократно при подготовке домашнего задания, либо, если ученик отсутствовал долгое время по причине болезни, видеолекции окажут ему большую помощь в ликвидации пробелов. Так, например, факты открытые учащимися самостоятельно, усваиваются ими лучше, чем преподнесенные учителем в готовом виде. Важная роль при этом отводится генерации вопросов учащимися, формированию предположений, выдвижению гипотез, их подтверждению и опровержению, эксперименту. При этом роль учителя-обучать правильным умозаключениям. Большую помощь, при таком преподавании математики, оказывает программа «Живая Математика» За один урок в программе можно решить много задач, особенно задач по готовым чертежам. Кроме того, отрабатывается навык построения красивых, четких чертежей, графиков. С помощью программного обеспечения без труда рисуем прямую линию, круг или треугольник. Если случайно была сделана ошибка, то просто стираем неправильную часть и рисуем заново. Ведь в нашей школе учатся дети, которым очень трудно выполнять построения с помощью карандаша и линейки. Работая в программе ученик более уверенно чувствует себя, потому что не боится сделать ошибку при выполнении чертежа. Следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Изучаем теорему о сумме углов треугольника. Инструкция ученику: 1 В программе Живая математика построй произвольный треугольник. 2 Измерь углы полученного треугольника. 3 Найди сумму этих углов. 4 Попробуй выдвинуть гипотезу. 5 Посмотри будет ли верной гипотеза при любой форме треугольника: поменяй вид треугольника, потащив его за один из углов, измеряй углы треугольников и находи сумму углов. 6 Подтверждается ли выдвинутая гипотеза? 7 Перейдем к доказательству. 8 Теперь сохрани чертеж дав ему разумное название.
ГОУ Центра образования «Технологии обучения» (i-школа)
Огромную поддержку в объяснении нового материала, закреплении, проведении проверочных работ оказывает сайт Школьный помощник.
Ещё один сервис в образовательном процессе: онлайн-доска.
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. В связи с этим особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий, благодаря которым в процесс обучения становится возможным включать всё многообразие наглядных средств - текст, графику, звук, анимации, видеоизображения. Это, например, интерактивные карты, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты и пр. С помощью такого сервиса можно: . делать урочную и внеурочную работу интереснее; . формировать УУД с помощью этого продукта; . повышать продуктивность своего урока!» Онлайн-доска может стать средством : . оценки психологического состояния на любом этапе урока (доска настроений) . визуализации информации . обучения навыкам сотрудничества…и не только! При помощи этого сервиса можно создать отдельный номер школьной газеты, статью, объявление, документ для совместной работы и т.д. Ребята могут сами . создать кластеры или опорные конспекты; . представлять пользователю информацию в наглядном виде; . компактно описывать закономерности, присущие исходному набору данных; . снижать размерность или сжимать информацию; . восстанавливать пробелы в наборе данных; Можно работать над групповыми проектами. Такая работа вдвойне важна и полезна для наших детей с ОВЗ, поскольку они ограничены в общении со сверстниками. Пример онлайн-доски на сервисе Раdlet: http://ru.padlet.com/wall/ypu8gxob8mpf http://ru.padlet.com/wall/gt4qg4mz23tt