Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 04:05

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Огранзация внеурочной (досуговой) деятельности детей с ОВЗ в системе социальной реабилитации
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ (ДОСУГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

СЛАЙД № 2 «Невозможно - это всего лишь громкое слово,
за которым прячутся маленькие люди,
им проще жить в привычном мире,
чем найти в себе силы его изменить.
Невозможно - это не факт.
Это только мнение. Невозможно - это не приговор.
Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!
В. Альфиери

Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Так как понятие ограниченные возможности здоровья является достаточно спорным, мы будем толковать его так: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
СЛАЙД № 3 Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.
Поэтому со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим: СЛАЙД № 4
• Ей свойственна целенаправленность и продуманность;
• Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
• Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
• Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
• Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
• Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.
Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.
В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность: СЛАЙД № 5
• Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.
• В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
• Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.
• Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.
• Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом: СЛАЙД № 6
• Отдых (активный и пассивный);
• Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
• Праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
• Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
• Творчество.
С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.
СЛАЙД № 7 Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.

СЛАЙД № 8
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
СЛАЙД № 9 Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.
Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры:
СЛАЙД № 10
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
СЛАЙД №1 1 Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

СЛАЙД № 12 - 19 Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности.

Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми.

СЛАЙД № 20- 21 Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные способы рисования
• «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
• «Смешивание красок»;
• «Отпечатывание»;
• «Точечный рисунок»;
• «Пластилинография»;
• «Рисование свечой»;
• «Рисование по мокрой бумаге»;
• «Кляксография»;
• «Монотипия»;
• «Граттаж»;
• Аппликация, коллаж и т.д.

СЛАЙД № 22 Роль оригами в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время для реабилитации детей с ограниченными возможностями прибегают к направлению арт-терапии - оригами.
Оригами – увлекательное занятие не только для детей, но и для подростков и взрослых!
СЛАЙД № 23 В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
СЛАЙД № 24 Значение оригами
 помогает развивать художественный вкус и логику;
 эффективно способствует формированию пространственного воображения и фантазию;
 развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине;
 активизирует мыслительные процессы;
 совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
 развивается глазомер;
 воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
 способствует формированию добрых чувств к близким, и дает
 возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
 влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
СЛАЙД № 25 Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как
 подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма),
 ознакомление с элементарными геометрическими формами,
 развитие пространственного мышления,
 понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.),
 художественного восприятия,
 глазомера,
 обучение коммуникативным навыкам,
 внимательности,
 усидчивости и т.д.
СЛАЙД № 26 Мелкая моторика
это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
СЛАЙД № 27-32 Работы детей выполненные в технике оригами
СЛАЙД № 33, 32 Работы
Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.
Школа организует совместный отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних, осенних каникул, дни здоровья, турслёты.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети класса коррекции получали достойное образование и развитие.
Сегодня мне хочется продемонстрировать вам деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.
И счастлив тот человек, который детское восприятие мира сумеет пронести через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар: видеть всю красоту, умеет радоваться ей, стремиться создавать её своими руками!
Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: vffhbyfxtvfrbyf (19.02.2015) | Автор: Чемакина Марина Игоревна E
Просмотров: 3723 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Марина Игоревна!

Ваша работа не  допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует
информация об авторе по плану:
 
1. Название мероприятия: Всероссийская научно-методическая конференция
«Методическиеразработки для коррекционных образовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений имеющих коррекционные классы, группы,
детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуального обучения»
2. Предмет/образовательная область:
3. Класс \группа \коллектив для кого предназначена
разработка:
4. Автор/ы статьи:
5. Должность автора/ов:
6. Образовательная организация:
7. Республика/край:
8. Город/село:
Эту информацию необходимо разместить в разделе "Краткое описание"  Загружайте работу заново, а неудачную загрузку мы удалим. Удачи!

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 galahova7  
0
Здравствуйте, Марина Игоревна! 
Ваша работа не  допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует 
информация об авторе.


Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024