Огранзация внеурочной (досуговой) деятельности детей с ОВЗ в системе социальной реабилитации
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ (ДОСУГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
СЛАЙД № 2 «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО! В. Альфиери
Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Так как понятие ограниченные возможности здоровья является достаточно спорным, мы будем толковать его так: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным. СЛАЙД № 3 Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы. Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые. Поэтому со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда. Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим: СЛАЙД № 4 • Ей свойственна целенаправленность и продуманность; • Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно; • Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп; • Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят; • Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка; • Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом. В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность: СЛАЙД № 5 • Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. • В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его. • Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. • Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. • Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом: СЛАЙД № 6 • Отдых (активный и пассивный); • Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети); • Праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные); • Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.); • Творчество. С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество. СЛАЙД № 7 Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.
СЛАЙД № 8 Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. СЛАЙД № 9 Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ; ● Развитие эмоционально- волевой сферы; ● Обогащение представлений об окружающем мире; ● Формирование коммуникативных навыков; ● Формирование культурного поведения; ● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики; ● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности. Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры: СЛАЙД № 10 а) – дидактические; б) – сюжетные; в) – ролевые; г) – театрализованные; д) – подвижные; е) – конструктивные. СЛАЙД №1 1 Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны. 1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено. 3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. 6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. 7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
СЛАЙД № 12 - 19 Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности.
Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми.
СЛАЙД № 22 Роль оригами в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время для реабилитации детей с ограниченными возможностями прибегают к направлению арт-терапии - оригами. Оригами – увлекательное занятие не только для детей, но и для подростков и взрослых! СЛАЙД № 23 В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. СЛАЙД № 24 Значение оригами помогает развивать художественный вкус и логику; эффективно способствует формированию пространственного воображения и фантазию; развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине; активизирует мыслительные процессы; совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев; развивается глазомер; воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки; влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. СЛАЙД № 25 Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д. СЛАЙД № 26 Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. СЛАЙД № 27-32 Работы детей выполненные в технике оригами СЛАЙД № 33, 32 Работы Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям. Школа организует совместный отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних, осенних каникул, дни здоровья, турслёты. Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети класса коррекции получали достойное образование и развитие. Сегодня мне хочется продемонстрировать вам деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. И счастлив тот человек, который детское восприятие мира сумеет пронести через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар: видеть всю красоту, умеет радоваться ей, стремиться создавать её своими руками!
Ваша работа не допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует информация об авторе по плану: 1. Название мероприятия: Всероссийская научно-методическая конференция «Методическиеразработки для коррекционных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений имеющих коррекционные классы, группы, детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуального обучения» 2. Предмет/образовательная область: 3. Класс \группа \коллектив для кого предназначена разработка: 4. Автор/ы статьи: 5. Должность автора/ов: 6. Образовательная организация: 7. Республика/край: 8. Город/село: Эту информацию необходимо разместить в разделе "Краткое описание" Загружайте работу заново, а неудачную загрузку мы удалим. Удачи!