Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 03:10

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Взаимодействие ПМП комиссии и ПМП консилиума по проблемам своевременного выявления и сопровождения детей с ОВЗ

Оценка взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума по проблемам своевременного выявления и сопровождения детей с ОВЗ.
Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит
перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения,
воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях
многоуровневого междисциплинарного взаимодействия.
Психолого-медико педагогический консилиум (ПМПк) –
это актуальная значимая форма работы команды специалистов по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие.
Традиционно в состав ПМПк входят заместитель руководителя
образовательной организации, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач (по согласованию с органами здравоохранения).
ПМПк разделяются на плановые и внеплановые. При проведении плановых ПМПк, осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической и диагностико-коррекционной помощи.
Деятельность плановых консилиумов направлена на:
1. анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава;
2. определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
3. профессиональную квалификацию динамики развития ребенка, в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов, непосредственно работающих с ребенком.
Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.
Выявление ребенка «группы риска» происходит путем анализа первого периода обучения в школе (дошкольной организации) по следующим критериям:
 адекватность поведения в процессе учебной деятельности;
 понимание инструкций;
 критичность;
 степень усвоения программы дошкольного (или школьного) образования.
До заседания ПМПк каждый специалист проводит индивидуальное обследование ребенка и составляет заключение по данным соответствующего обследования.
Далее ребенка «группы риска» представляют на ПМПк консилиум, где происходит коллегиальное обсуждение особенностей ребенка, заключение каждого специалиста вкладывается в карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк фиксируется в карте развития ребенка и подписывается всеми членами консилиума, решается вопрос о его направлении на пихолого-медико-педагогическую комиссию.
Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей).
Направление несовершеннолетних в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). По результатам обследования каждый специалист составляет заключение, на основании которого составляется коллегиальное заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка с отклонениями в развитии на обеспечение специальных условий для получения им образования.
Целью психолого-медико-педагогических комиссий является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии , проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Направлениями деятельности ПМПК будут следующие:
• Проведение обследования детей от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в психофизическом развитии и отклонений в поведении ребенка;
• Подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
• Оказание консультативной помощи родителям, работникам образовательных и иных организаций;
• Оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
• Осуществление учета данных о детях с ОВЗ;
• Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в психофизическом развитии.
Таким образом, ребенок, получивший документ, подтверждающий его право на обеспечение специальных условий для получения им образования, возвращается в образовательную организацию, где происходит его оформление как ребенка с ОВЗ, для чего требуется:
1. Заявление от родителей (законных представителей) с просьбой о переводе на АОП в соответствии с заключением ПМПК + копия заключения ПМПК;
2. Договор с родителями;
3. Приказ о переводе на адаптированную образовательную программу;
4. Обеспечение бесплатными учебниками и учебными пособиями, рекомендованными по программе;
5. Запись на ПМП консилиум с целью определения направлений ПМПС сопровождения.
В данном случае, На ПМП консилиуме происходит:
- анализ полученной в ходе первого этапа информации;
- определение направлений ПМП сопровождения;
- разработка адаптированной образовательной программы:
- проектирование АОП;
- составление рекомендаций для ребенка, педагогов, родителей (законных представителей);
- включение родителей (законных представителей) в процесс ПМП сопровождения (т.е. мотивационно-стимулирующая работа с родителями);
Реализация АОП выполняется через:
• выработку стратегии индивидуального оценивания ребенка;
 выработку стратегии поведения по отношению к сопровождаемому ребенку во время уроков или мероприятий;
 выполнение рекомендаций каждым участником ПМП сопровождения;
 реализацию программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ и родителей (законных представителей).
Т.о., цель ПМП сопровождения - обеспечение развития ребенка через создание специальных образовательных условий (СОУ), способствующих успешной адаптации, реабилитации, освоению адаптированных основных образовательных программ (АООП).
Основными направлениями ПМП сопровождения обучающихся с ОВЗ являются:
проектирование образовательной среды, исходящее из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с ОВЗ, опираясь на возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательного воздействия;
поддержание функционирования ребенка с ОВЗ в условиях оптимального для успешного раскрытия личностного потенциала образовательного воздействия.
Перед каждым специалистом ПМП сопровождения стоят определенные цели и задачи.
У учителя целью является – обеспечение наиболее успешного усвоения академической составляющей образовательной программы, способствование познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка с ОВЗ, развитие его жизненных компетенций через решение задач:
- проведение педагогической диагностики;
- определение методов, форм, приемов и средств, повышающих более успешное усвоение учебного материала;
- участие в разработке адаптированной образовательной программы;
- систематическое изучение динамики ребенка с ОВЗ;
- реализация коррекционно-развивающей составляющей процесса ПМП сопровождения;
У учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению, преодолению нарушений речевого развития, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ через решение задач:
- проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения;
- определение направлений, методов и приемов логопедической работы;
- участие в разработке адаптированной образовательной программы;
- проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ:
- совместное с учителем проведение работы по соблюдению в классе речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса детей с ОВЗ;
- консультирование педагогов и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по использованию специальных методов и приемов логопедической помощи.
У педагога-психолога целями и задачами будут являться:
- проведение психологического исследования ребенка с ОВЗ с целью конкретизации особенностей психического развития ребенка с ОВЗ;
- разработка и уточнение условий образования и воспитания, адекватных выявленным особенностям;
- психологическая поддержка специалистов ПМП сопровождении, формирование безопасной образовательной среды;
- разработка и реализация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности по отношению к ребенку с ОВЗ в структуре адаптированной образовательной программы.
У социального педагога – выявление потребностей ребенка с ОВЗ и его семьи в сфере социальной поддержки, определение направлений помощи в социальной адаптации ребенка в процессе обучения через решение задач:
- изучение общих проблем семьи и ее особенностей;
- изучение социального воспитания ребенка с ОВЗ;
- осуществление контроля за соблюдением прав ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве;
- социальное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ.
При оценке результатов ПМП сопровождения происходит подведение итогов, выработка дальнейших рекомендаций по ПМП сопровождению. В случае необходимости уточнения или изменения рекомендаций, ребенок с ОВЗ вновь направляется на ПМПК комиссию для изменения образовательного маршрута.
Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума, т.к. специалисты ПМПк как специалисты сопровождения в своей деятельности обязательно руководствуются рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), в которых отражается психофизические особенности ребенка с ОВЗ, основные направления коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения. И с учетом этих рекомендаций разрабатывается адаптированная образовательная программа для ребенка. Кроме того, ПМПК оказывает методическую помощь, обеспечивает обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: психолог (22.02.2016) | Автор: Кононова Нина Сергеевна E
Просмотров: 2652 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Нина Сергеевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

С уважением, куратор Конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024