Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 03:30

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы на дому с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»


Методические рекомендации
по организации индивидуальной работы на дому с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
в системе дополнительного образования детей

Педагог дополнительного образования
МОУДОД «Центр детского творчества
Белгородского района
Белгородской области»
Широкова Наталья Александровна

Белгородский район
2015 

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход.
Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими ограничениями наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении «особых» детей – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.
Учреждения дополнительного образования (УДО) являются специфическим социальным институтом, оказывающим существенное влияние на социализацию детей.
Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18. 01. 2001 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» отмечает важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными жизненными возможностями».
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» функционирует в Белгородском районе с 1967 года. В п. Октябрьский Белгородского района с 1999 года ведет свою работу объединение «Город мастеров», руководитель – Широкова Наталья Александровна. Объединение функционирует на базе МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа им. Героя России Ю. Чумака Белгородского района Белгородской области», и МДОУ «Детский сад №2 п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области». Основная образовательная программа «Город мастеров» рассчитана на воспитанников 5-8 лет и включает в себя изучение разделов декоративно-прикладного творчества.
В настоящее время, с развитием гуманности общества, проблема социальной интеграции детей с ОВЗ стала еще более актуальной. В народной инициативе, озвученной президентом РФ, новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности школьников.
В п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области на учете состоит более полусотни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. И если проблема социальной помощи семьям, имеющим таких детей, как-то решается отделом социальной защиты населения, то проблема социализации: включение этих детей в общественную жизнь, организация их общения друг с другом и со сверстниками, реализация ими своих способностей, - является наиболее актуальной. Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих «особых» детей, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка, что влечет за собой создание нездоровой социально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных случаях – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.
Диагностика потребностей и интересов детей с ограниченными возможностями и их родителей показала, что сегодня существует социальный заказ на дополнительные образовательные услуги для таких детей.
Данный опыт может быть использован любым учреждением дополнительного образования детей, в котором есть возможность реализации модели индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Нормативно-правовое обеспечение организации индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека обеспечиваются рядом нормативных правовых документов.
Согласно Конституции РФ основными социальными задачами РФ являются поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).
В законе «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.4).
Вопросы организации индивидуального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях должны быть урегулированы правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования в соответствии с их компетенцией.

2. Организация образовательного процесса с использованием индивидуальной работы с детьми с ограниченными физическими возможностями
Учреждения дополнительного образования в настоящее время призваны обеспечить развитие и саморазвитие личности каждого ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставлять каждому ребенку с учетом способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта возможность реализовать себя в познании, поведении, творчестве.
Для развития и обучения «особого» ребенка необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

2.1. Требования к отбору детей с ограниченными возможностями здоровья для организации индивидуальной работы в системе дополнительного образования детей

Индивидуальная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил качественное дополнительное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход.
Для индивидуальной работы в системе дополнительного образования допускаются дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы по тому или иному направлению деятельности учреждения дополнительного образования.
Организация индивидуального обучения «особых» детей осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов при наличии следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей) о согласии обучения ребенка с применением индивидуальной образовательной программы;
- копии паспорта или свидетельства о рождении ребенка;
- копии документа, подтверждающего инвалидность ребенка;
-справки врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения или заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения на дому;
- справки лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы по тому или иному виду творческой деятельности;
-заявления родителей (законных представителей) о согласии на сбор и обработку персональных данных.

2.2. Создание индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Каждый «особый» ребёнок обучается по индивидуальному учебному плану, в который в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития и пожеланий родителей, врачей и самого ребенка включены компоненты, развивающие творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки ребенка. Обучение по индивидуальному учебному маршруту, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивает гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных программ.

2.3. Организация индивидуальной работы
В целях реализации проекта обучения «особых» детей посредством индивидуальных занятий на дому, проанализировав свои возможности (нормативную и материальную базу, кадровый потенциал и программное обеспечение), в МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» в сентябре 2010 года впервые предпринята попытка обучения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на дому по индивидуальному образовательному маршруту, учитывая медицинский диагноз ребенка. Именно поэтому разработанный индивидуальный образовательный маршрут был рассмотрен и принят на заседании педагогического совета № 1 от «27» август 2010 года. Основным видом деятельности на занятиях по данному маршруту предполагались занятия по тестопластике (работа с соленым тестом). Программа рассчитана на два учебных года (72 часа в год) и завершилась в мае 2012 года.
В сентябре 2012 года второй ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил возможность обучения по индивидуальному образовательному маршруту на дому.
Результатом деятельности по ИОМ определяется процесс положительных изменений в развитии личности ребенка, имеющий формы актуальных и потенциальных новообразований. В процессе занятий у детей активизируются творческие способности, приобретается опыт общения с педагогом, повышается интерес к процессу обучения, формируются интеллектуальные навыки, необходимые для успешного самоопределения и утверждения в обществе. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания.
В процессе обучения педагоги, учитывают индивидуальные способности каждого ребёнка, уровень его развития, особенности заболевания, стараются корректировать чувство беспомощности и иждивенческой позиции, помогают формировать личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.
Дети с огромным удовольствием занимаются по предложенным программам, очень ждут педагогов Центра, которые поддерживают их и вселяют веру в то, что и ты всё сможешь, сумеешь, у тебя непременно всё получится. Большой влияние на поднятие самооценки ребенка оказывает участие в выставках, интернет-проектах, фестивалях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Получая грамоты и дипломы различных конкурсов, дети реально оценивают свои возможности, учатся сравнивать «творения» других «особых» ребят со своими.

2.4. Требования к кадровому обеспечению при организации индивидуальной работы в системе дополнительного образования детей
Следует подчеркнуть необходимость специальной подготовки педагогов в общей педагогике и психологии, вовлеченных в процесс дополнительного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Однако смело можно говорить, что педагоги, работающие с «особыми» детьми, должны быть тонкими психологами, всегда старающимися создать благоприятную психологическую обстановку, найти слова поддержки для новых творческих начинаний; отметить каждую законченную работу ребенка, похвалить, одновременно сказать о возникших и преодоленных трудностях, указать на допущенные ошибки. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, всегда должны помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения и тогда дети не будут себя чувствовать одинокими, брошенными, забытыми!


Литература
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
2. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
3. Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17
4. Закон об образовании
5. Конвенция «О правах ребенка».
6. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.Ю. Левченко О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
7. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей/А.Р. Малер. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
8. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях С изменениями от 01.02.2005г.
9. Приказ Комитета образования и науки от 31.08.2009 года № 376 «Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальной программе на дому».
10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: natalyona (31.01.2015) | Автор: Широкова Наталья Александровна E
Просмотров: 3145 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Наталья Александровна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024