Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 03:10

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Консультирование семьи на ПМПК

Консультирование семьи на ПМПК.
Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность деятельности ПМПК, является результативность консультирования родителей ребенка с ОВЗ, что, в конечном итоге, отражается на степени выполнения всех рекомендаций специалистов и адекватном включении ребенка в образовательную среду в соответствии с его возможностями.
До настоящего времени консультативная работа с родителями сводилась, в основном, к передаче информации о состоянии ребенка, его образовательных возможностях, к просвещению родителей относительно прогноза обучения и дальнейшего развития их ребенка.
В настоящее время консультирование родителей на ПМПК приобретает новые черты.
Во-первых, развитие инклюзивной практики, новая редакция Закона об образовании, вводимые в настоящий момент федеральные образовательные стандарты поставили перед специалистами ПМПК новую задачу – определение специальных образовательных условий, в частности оценки образовательных возможностей как детей с ОВЗ, которые в состоянии достаточно эффективно обучаться вместе с обычными сверстниками.
Во-вторых, нормативные документы, определяющие деятельность ПМПК, принципиально подключают родителей к обсуждению образовательной программы и других специальных образовательных условий в качестве «соисполнителей» последних, определяют необходимость согласования с ними. Это дает родителям право корректировать специальные образовательные условия, которые разрабатываются на ПМПК, и не всегда «в правильную сторону», учитывающую реальные возможности ребенка.
В-третьих, растет информированность родителей в области законодательства и увеличивается их требовательность к деятельности специалистов ПМПК.
Дополнительным, зачастую негативным фактором являются современные информационные технологии, особенно различные социальные сети. Сюда же можно добавить и специфические социальные установки, характерные для нашей страны.
Таким образом, консультирование семьи на ПМПК можно рассматривать не только как сложный и трудоемкий процесс оценки особенностей развития ребенка с ОВЗ, но и как особый тип консультационно – психотерапевтической работы с его родственниками.
К принципам, определяющим характер консультирования родителей на ПМПК, могут быть отнесены:
• терминологическая адекватность – использование щадящей и адекватной для родителей терминологии;
• психотерапевтичность поведения всех специалистов ПМПК;
• соответствие способа и приемов передачи информации состоянию, образовательному и социальному статусу, этнической принадлежности, вероисповеданию и другим очевидным характеристикам семейной системы.
Результативность консультирования семьи в процессе психолого-медико-педагогического консультирования также определяется психологической готовностью родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.
Можно сформулировать три группы задач, которые должны решаться всеми специалистами ПМПК.
Первая группа задач – связана с непосредственной передачей семье информации о состоянии ребенка, о его особых образовательных потребностях, о необходимых специальных образовательных условиях, которые должны быть созданы для ребенка.
Вторая группа – определяется необходимостью создания психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуации, связанной с особенностями ребенка, подготовка к получению зачастую сложной и тяжелой для осознания информации.
Решение третьей группы задач ориентировано на освобождение родителей от чувства вины/ стыда по отношению к себе и своему ребенку, преодоления стрессового состояния, нормализации, по возможности, психологического климата в семье.
Продуктивное решение этих задач и определяет особенности консультативного процесса ПМПК как особого вида психокоррекционной работы с семьей.
Рассмотрим основные этапы проведения ПМПК с точки зрения коррекционных тактик и приемов работы специалистов с семьей.
1. Подготовка к консультации. Запись на прием.
При первом контакте (записи на ПМПК) родители должны быть полностью введены в курс того, какая информация, документы необходимы. Нужно выслушать и ответить на интересующие их вопросы, а также озвучить комментарии в отношении предполагаемой консультации, что позволит внести определенную ясность в их ожидания и надежды.
2. Начало консультирования (сбор анамнеза, подготовка к обследованию ребенка).
Эффективность проведения этого и последующих этапов консультирования в большой степени зависит от возможностей и компетентности специалистов в области модулирования взаимных потоков информации, в т.ч. и аффективно-эмоциональной. С одной стороны, это создает климат доверительности, с другой – способность специалистов вежливо противоречить, настаивать на своем мнении является достаточно важной.
3. Обследование ребенка.
В то время, когда проходит обследование ребенка, коммуникация с родителями, естественно, не прекращается. Специалист продолжает расспрос по поводу истории развития ребенка, уточняя и конкретизируя информацию, поступающую от родителей.
4. Сообщение результатов обследования.
Этот этап консультирования проходит уже после коллегиального обсуждения результатов обследования. Все члены ПМПК решают, кто первый из них начнет сообщать семье выводы об особенностях ребенка и – исходя из них – опишет необходимые образовательные условия, рекомендуемую программу обучения.
5. Принятие родителями решения.
Это важный этап – «ядро» всего консультирования. То, насколько адекватно принято решение, насколько оно осознанно семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность всего консультирования.
В зависимости от того, каким оно будет, ПМПК и станет прописывать в своем заключении адекватные для ребенка специальные образовательные и дополнительные условия. В этой ситуации основной консультационной задачей специалистов будет показать и доказать родителям, где их ребенку будет лучше и комфортнее.
6. Завершение консультирования.
На этом этапе озвучивается, какие конкретные практические шаги предпримет семья с учетом принятого решения и рекомендаций специалистов, куда, как и когда родители предполагают обратиться, каким образом (с их стороны) будет осуществляться выполнение всех необходимых мероприятий.
Таким образом, специалисты, проводящие консультирование семей на ПМПК, должны ясно и четко понимать цели и задачи такого консультирования, реально оценивать ответственность за свою деятельность: тактики консультирования, собственная позиция консультанта не должны нарушать права родителей ( и в их лице права ребенка) на определение его судьбы, в конечном итоге – судьбы своей семьи.

Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: психолог (22.02.2016) | Автор: Кононова Нина Сергеевна E
Просмотров: 3444 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Нина Сергеевна! 
Ваша работа допущена к участию в Конференции. 

С уважением, куратор Конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024