КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
В современной психологии личности проблема структуры и механизмов саморегуляции психической деятельности является одним из наиболее важных как теоретических, так и практически значимых вопросов, которому посвящено немало работ . Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в детском возрасте и одна из главных причин школьной дезадаптации, особенно в период обучения детей в начальной школе. Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики.[1, с.15] А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей: - беспокойные движения в кистях и стопах; - неумение сидеть на одном месте; - легкая отвлекаемость на посторонние раздражители; - нетерпеливость; - неумение доводить начатое до конца; - очень быстрая переключаемость с одного дела на другое; - болтливость; - неумение играть, разговаривать тихо и спокойно; - отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков; - спонтанность и необдуманность действий; - суетливость; - несформированность праксиса мелкой моторики; - малая продолжительность сна и трудности при засыпании. [2, c. 60] Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно рассматривать как сложное психическое состояние ребенка, характеризующееся особым профилем познавательных функций, эмоционально-личностной сферы и поведения ребенка. В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное или школьное учреждение поставленный психоневрологом диагноз – СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний. Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ученика в классе и нарушают процесс его обучения[3, с. 48]. Процесс коррекции данного синдрома достаточно длительный и должен включать комплексный подход. Необходима согласованная работа образовательной организации и семьи. Ведущую роль в коррекции синдрома гиперактивности и дефицита внимания отводят поведенческой терапии, включающей обучение детей и их окружения – родителей и педагогов. Лишь эффективное взаимодействие: «ребенок – родитель – педагог – психолог» может дать положительный результат. В качестве основных методов воспитания ребенка с СДВГ необходимо использовать поддержку и вознаграждение, так как к негативным методам воздействия дети невосприимчивы. Психологическая коррекция СДВГ строится в следующих направлениях: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, развитие функций внимания. Параллельно с психологической коррекцией в домашних условиях необходимо организовать строгий распорядок дня ребенку, не использовать в общении с ребенком многозвеньевые инструкции. Необходимо поддерживать ровный позитивный эмоциональный фон. Также необходимо организовывать специальным образом деятельность гиперактивных детей на уроках. В учебной деятельности необходимо использовать различного рода алгоритмы. Детям будет проще усваивать учебный материал, если у каждого урока будет определенная структура, которая будет повторяться из дня в день, из урока в урок. Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности – очень длительный и кропотливый процесс, но, только обеспечивая комплексную работу, можно добиться положительных результатов.
Список литературы: 1. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ( с учетом их половых различий) Программа, методические рекомендации.-М.:УЦ «Перспектива», 2009. – 44с. 2. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.:Речь, 2008. – 208 с. 3. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314с.