Использование элементов здоровьесберегающих технологий при обучении младших школьников
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому особое внимание необходимо уделять здоровьесберегающим технологиям. Большое значение имеет организация урока. Стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания (необходимый элемент на каждом уроке), мозговой штурм. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти – и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаются благодаря применению гибких вариантов форм построения систем учебного процесса. Использование разноуровневых заданий, проектной работы также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности. Одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Наличие эмоциональных разрядок на уроке: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка – помогает снять умственное напряжение и утомление. Для того чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки, игровые паузы ( драматизация диалогов, текстовых отрывков) и специальные упражнения для снятия напряжения мышц, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. Кроме вышеназванных элементов здоровьесберегающей технологии на уроках в начальном звене используются следующие приемы: • Оздоровительные двигательные минутки. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения. • Выполнение команд. Самые простые команды можно давать несколько раз на протяжении урока, если учащиеся устали. При выборе команды используется лексика, которая уже изучена, что способствует ее повторению и закреплению. • Песня на уроке. Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. • Шутливые истории на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряженности, является смех. Для этого рассказывается что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Используется также рассказы в картинках, смешные игрушки. • Новизна и нетрадиционность учебного материала. Элементы здоровьесберегающей технологии направленны на формирование здорового образа жизни при обучении младших школьников. Соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока вводит ребенка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией к здоровому образу жизни. Подобный подход к обучению не дает дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности и здоровому образу жизни.
Здравствуйте, Гульнара Миннехановна! Ваша работа не может быть допущена к участию в конференции, т.к. не является авторской. По Положению (п.5.2) , и Требованиям к статьям (п.1.1) сказано "5.2. Методические разработки должны быть подготовлены участниками Конференции, т.е. являться авторскими." Статьи,конспекты уроков, приложения к ним: медиа и мультимедиа разработки, взятые участниками Конференции из третьих источников (Интернет, CD-дисков и т.п.), авторами которых они не являются, на Конференцию не принимаются. Фрагменты ресурсов из третьих источников(Интернет, CD-дисков и т.п.) могут являться элементами разработки с обязательным указанием первоисточника.При необходимости, для проверки материалов,присланных на Конференцию, на предмет плагиата Оргкомитет будет использовать специальный сервис, позволяющий проводить данную проверку."