Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 04:58

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Инструкции и задания, мотивирующие познавательную активность
Дёмина Наталья Владимировна
преподаватель специальных дисциплин
КОГОАУ СПО «Сосновский государственный
судостроительный техникум»
г. Сосновка Кировская область
Инструкции и задания, мотивирующие познавательную активность.
В условиях современного производства значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда рабочего, увеличивается число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений. Именно способность выполнять работу в пределах стереотипных решений и является основным недостатком рабочих с нарушением интеллекта. Для самостоятельной качественной работы умственно-отсталый обучающийся должен обладать способностью усваивать новые знания и приемы работы, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать предстоящие действия, контролировать не только объект труда, но и свою деятельность в целом. Приобретение таких качеств позволит ему своевременно перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями работы, то есть сформировать трудовую мобильность. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя специальных дисциплин является поиск наиболее эффективных форм обучения, которые могли бы активизировать познавательную деятельность умственно-отсталых обучающихся.
Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает преподавателю специальных дисциплин в осознании целей и задач обучения, поиске новых методов и приемов организации учебного процесса.
Инструкции и задания, мотивирующие познавательную активность.
Проблемный подход в обучении.
Под понятием мотивы обычно имеется в виду всё то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности.
Для умственно – отсталых детей обучение имеет первостепенное значение, поскольку в ходе его происходит формирование познавательной деятельности и личности в целом, осуществляется коррекция недостатков развития. В процессе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребёнка. Коррекционное воздействие прежде всего должно быть направлено на повышение познавательных возможностей обучающихся.
Познавательная активность умственно – отсталых детей в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо её активизировать. Под активацией учения понимается соответствующая организация действий обучающихся, направленная на осознавание ими учебного материала.
Ведущим средством активизации учения обучающихся считается проблемный подход.
Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся при изучении нового учебного материала или его обобщении, то при использовании условий, соответствующих особенностям умственно – отсталых детей, его можно применять как средство активизации учебной деятельности. Если преподаватель будет постепенно подводить обучающихся к новому учебному материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя их собственные высказывания с анализом наблюдений или своего опыта, то такое обучение будет способствовать активизации умственно – отсталых обучающихся и в случаях неверных высказываний, более того, следует доброжелательно и внимательно относится к ним и терпеливо объяснять, в чём их ошибка. В противном случае трудно ожидать дальнейшего развития активности.
Доброжелательное отношение ко всем обучающимся в сочетании с разумной требовательностью, поощрения за малейшие успехи – важнейшие условия для развития мыслительной активности умственно – отсталых обучающихся.
Виды творческих или технических задач.
Одной из основных целей обучения на уроках специальных дисциплин должно быть развитие и формирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся, проявляющейся в готовности и потребности решать новые задачи, находить новые способы их решения, овладевать передовыми технологиями.
Познавательная активность и самостоятельность формируется не в процессе усвоения обучающимися готовых знаний и способов деятельности, а с помощью включения в учебный процесс различных творческих или технических задач, содержащих определенную проблему. Такие задачи я применяю на уроках специальных дисциплин, а также в качестве домашнего задания.
В зависимости от характера и целей обучения различают познавательные и практические задачи.
Познавательная задача – это задача, в ходе решения которой обнаруживается несоответствие между имеющейся у обучающихся системой знаний и новыми требованиями, которые ставит данная задача. Результатом решения задачи является приобретение обучающимися новых знаний или новых способов действий.
Например, задача № 1. Верхний срез накладного кармана из тонких тканей обрабатывается швом в подгибку с закрытым срезом. Предложить способ обработки верхнего среза накладного кармана из толстых тканей. Ответ: швом в подгибку с открытым обметанным срезом. Рисунки обработки зарисовываются в конспектах обучающихся.
Практическая задача – это задача, направленная на получение определенного практического результата с применением, как правило, ранее усвоенных способов действий.
Например, задача № 2. На рисунках представлена обработка бортов с цельнокроеными подбортами: а) с неклеевой прокладкой; б) с клеевой прокладкой. Определить: какой способ эффективнее и какие операции обработки сокращаются? Ответ: эффективнее способ на рис. «б», т.к. сокращаются операции наметывания и настрачивания неклеевой прокладки на подборт.

Рис. а Рис. б
Технические задачи обладают особенностями:
1) они предполагают самостоятельный выбор способа решения;
2) в условии задачи количество данных, как правило, недостаточно для ее решения. Такие задачи приближены к задачам, с которыми столкнется обучающийся в своей будущей практической деятельности;
3) многие задачи имеют несколько вариантов решения. Обучающиеся должны уметь находить наиболее оптимальное решение, для чего иногда приходится выполнять несколько вариантов решений и сопоставлять их результаты;
4) решение задач способствует более глубокому овладению знаниями по технологии, т.к. заставляет применять знания основ наук, а также позволяют действенно осуществлять межпредметные связи;
5) в ходе решения задач проявляются познавательные процессы: наблюдательность, пространственное воображение, способность оперирования пространственными образами и соотношениями, творческое мышление и др.
При разработке задач и внедрения их в учебный процесс я исхожу из следующих условий:
1) содержание задач должно быть направлено на развитие у обучающихся творческого мышления в области овладеваемой ими профессии, а также на формирование знаний, умений и навыков;
2) в процессе обучения обучающихся решению задач между спецдисциплинами и производственным обучением должна осуществляться систематическая взаимосвязь;
3) задачи следует разрабатывать по определенной системе, которая обеспечивала бы постепенное повышение уровня их сложности, учитывала требования к профессии, предъявляемые современным уровнем технического прогресса, соответствовала требованиям учебной программы по профессии.
При отборе и составлении задач я учитываю следующие требования:
1) задачи должны иметь профессиональную направленность;
2) выполнение графической части не должно занимать у обучающихся много времени;
3) содержание задачи должно отражать материал наиболее важных, узловых вопросов программы технологии одежды и производственного обучения и быть понятным обучающимся;
4) задачи должны быть основаны на имеющихся у обучающихся знаниях спецдисциплин, производственного обучения.
Применяемые мною задачи можно разделить на несколько видов:
1) задачи на классификацию и конкретизацию технического оборудования, материалов, различных работ;
2) задачи на оперирование пространственными образами:
а) на воссоздание пространственного образа изделия на основе описания;
б) требующие мысленно проследить процесс обработки детали или изделия;
в) на установление пространственных зависимостей;
3) конструктивно – технические задачи:
а) на изменение конструкции;
б) собственно конструкторские;
4) технологические задачи:
а) задачи на выбор инструментов, приспособлений, режимов ВТО и т.д.;
б) ситуационные;
в) на планирование;
г) диагностические.
Например, задача на классификацию технических объектов. Распределить ниже перечисленные работы на две группы в соответствии их способа выполнения: сметать, застрочить, настрочить, выметать, стачать, наметать, вметать, притачать.
Учащимся известно, что эти работы выполняются разными способами, т.е. вручную и на машине. На основе этих обобщенных знаний учащиеся производят классификацию работ:
Ручные работы Машинные работы
1. сметать 1. застрочить
2. выметать 2. настрочить
3. наметать 3. стачать
4. вметать 4. притачать

Например, технологическая задача на выбор инструментов, приспособлений и т.д. Выбрать из предложенного перечня набор инструментов, приспособлений, режимов ВТО для обработки деталей изделий из прозрачных тканей и из искусственной кожи: мел, мыло, 120 – 160 градусов, 180 – 220 градусов, иглы № 70 – 75, иглы № 80 – 90, иглы № 100 – 110, х/б нитки № 40, х/б нитки № 60, лавсановые нитки № 33, шелковые нитки, капроновые нитки № 50 К, булавки, блочки, неклеевые прокладки, клеевые прокладки.
Обучающимся известно, что необходимо стремиться выбрать наиболее оптимальные решения, чтобы в изделиях не возникло различных дефектов.
Ответ на задачу: прозрачные ткани – мыло, 120 – 160 градусов, иглы № 70 – 75, х/б нитки № 60, шелковые нитки, булавки; искусственная кожа – мыло, ВТО отсутствует, иглы № 80 – 90, х/б нитки № 40, лавсановые нитки № 33, капроновые нитки № 50 К, булавки, блочки, неклеевые прокладки.
Например, задача на представление образа обрабатываемой детали или изделия. Обрабатывается карман по следующей технологической последовательности:
1) выкроить деталь кармана;
2) заметать и застрочить верхний срез кармана швом в подгибку с закрытым срезом, приутюжить верхний край кармана;
3) заметать боковые срезы кармана на изнаночную сторону кармана;
4) наложить карман на полочку и наметать по боковым сторонам;
5) настрочить карман на полочку, прокладывая строчку по боковым сторонам и ставя в концах кармана закрепки;
6) приутюжить готовый карман.
Необходимо зарисовать схему этого узла, полученную в результате обработки.
Обучающиеся в процессе решения воссоздают пространственный образ на основе описания обработки. У обучающихся развивается технологический стиль мышления, они лучше представляют и осмысливают последовательность обработки деталей и узлов изделий.
Обучающиеся зарисовывают схему обработки кармана.
Применение задач, как способа активизации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи я применяю на различных этапах обучения: при объяснении и закреплении нового материала, в процессе контроля знаний и умений.
Изучение учебного материала происходит путем классификации и систематизации, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и является важным условием осмысленного усвоения знаний и развития логического мышления. По возможности даю учебный материал в виде таблиц (ручные строчки, машинные швы, терминология работ, неполадки швейных машин, измерения фигур и т.д.). Таким образом, обучающиеся анализируют материал, находят сходство и различия предметов. Также методы обработки различных узлов одежды, виды переплетений тканей, чертежи конструкции деталей, механизмы машин выполняются в виде рисунков и чертежей, на которых указываются последовательность и наименование. Таким образом, обучающиеся лучше представляют образ детали и ее описание.
Задачи я применяю в виде карточек – заданий, тестовых заданий, лабораторных, практических и контрольных работ. При изложении нового материала провожу беседы, где ставлю различные проблемные ситуации, которые решают обучающиеся при получении новых знаний.
Систематическое решение задач на уроках способствует прочному закреплению теоретических знаний, активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их творческого мышления.
Для более прочного закрепления знаний обучающимся выдаю творческие задания на дом. Обучающиеся самостоятельно выполняют виды переплетений тканей, моделируют и конструируют изделия и их детали, описывают модели изделий, составляют инструкционные карты по зарисованным способам обработки деталей, последовательность обработки изделий и т.д.
На протяжении всего обучения по спецдисциплинам обучающиеся готовятся к выполнению письменных экзаменационных работ для государственного квалификационного экзамена по профессии. При выполнении этих работ обучающиеся показывают свои знания по спецдисциплинам и умения по практике, проявляют свое творческое мышление, т.к. задания у всех разные в зависимости от способностей. И оканчивая техникум, выпускники являются технически грамотными специалистами, умеющими самостоятельно решать поставленные жизнью задачи.
Заключение.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся является актуальной для современной теории и практики профессионального образования. Этой проблеме посвящено много научной, методической и периодической литературы. В практике накапливаются различные способы активизации познавательной деятельности. На сегодняшний день в педагогической науке и образовательной практике не сложилось единого подхода к пониманию сущности активизации познавательной деятельности и путей активизации познавательной деятельности.
В определённом смысле способы активизации – это совокупное творчество педагогов, так как многие сами конструируют различные игры и приёмы активизации или адаптируют уже предложенные. Таким образом, способов активизации познавательной деятельности может быть столько, сколько педагогов занимаются этой проблемой.
Использование приёмов и методов активизации обеспечивают не только субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают качество образования, интерес, мотивацию.
По моим наблюдениям:
1. повышается эффективность процесса обучения, качество усвоения материала, о чём свидетельствует повышение качественной успеваемости обучающихся;
2. процесс обучения становиться творческим, увлекательным;
3. обучающиеся получают эмоциональное удовлетворение от процесса познания.
При наблюдении за мотивационным состоянием обучающегося на уроке отмечаю следующее: добросовестное, активное выполнение работы, увлечённость (обучающиеся порой «не слышат» звонка), эмоциональный подъём при выполнении работы, повторении, закреплении материала.
Список литературы.
1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф – тов пед. ин – тов – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.
2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: Яричек (29.11.2014) | Автор: Дёмина Наталья Владимировна E
Просмотров: 1295 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 Яричек  
Добрый вечер, Любовь Павловна. Спасибо большое!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024