Проблема школьной неуспеваемости и её причины – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой теме, она остаётся актуальной. Многообразие причин школьной неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия, состоящие, в основном, в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, как показывает опыт, это, работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.
Решать эту проблему помогают классы компенсирующего обучения, функционирующие на принципах гуманизма, дифференциации и индивидуализации обучения. Только в условиях класса компенсирующего обучения (ККО), где мы проводим особые коррекционно-развивающие занятия, где учебный материал преподносится небольшими порциями, а его усложнение происходит постепенно, где мы обучаем 9-12 человек, появляется возможность индивидуального подхода, учитываются характерные для каждого ребёнка затруднения. Коррекционная программа с развивающими упражнениями позволяет систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте детей, активизировать их познавательную деятельность, развивать у них наблюдательность, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу, а значит, повышать уровень общего развития учащихся.
В течение 20 лет я работаю в классах с низким уровнем обучаемости и развития, и классах ККО. Это, как правило, дети с ослабленным здоровьем, с большим отставанием в развитии, имеющие слабую подготовку по всем предметам, капризные, с неадекватным поведением, с нарушенной социальной адаптацией. Причиной этого служат как внешние, так и внутренние факторы :
1. Внутренние (по отношению к ребёнку)
а) недостатки биологического развития личности;
б) недостатки психического развития личности;
в) недостатки воспитанности личности;
2. Внешние (по отношению к школьнику)
а) недостатки образовательного опыта личности.
Мне, как учителю, работать с такими детьми трудно, требуется большое терпение, такт, чувство юмора. В работе с таким детьми я помню, что учитель призван не уличать ученика в незнании, а помочь ему овладеть знаниями: помогать должен, но не слишком много и не слишком мало, а так, чтобы ученику оставалась разумная доля работы.
Работая с такими детьми, у меня возникла необходимость постоянно повышать уровень своего самообразования. Я изучила документы стандартов обучения математике, требования работы с детьми обучающимися в ККО (“Коррекционно-развивающее обучение” под ред. Королёвой Э.П.), а также ознакомилась с трудами Перовой М.Н. “Методика преподавания математики в коррекционной школе” и Шевченко С.Г. “Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей”, а также обращалась к опыту учителей работающих в нашей школе.
Я как учитель, вижу, что интерес – это одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательных потребностей. Поэтому для себя я выделила проблему “Формирование интереса к изучению математики в ККО”.
Основной целью своей работы считаю – помочь учащимся полюбить интереснейший предмет – математику. Работая с такой категорией учащихся, я ставлю перед собой задачу “достучаться” до каждого ребёнка, дать возможность поверить ему в свои способности, увидеть в нём личность, а только потом заинтересовать и увлечь его предметом обучения.
Исходя из всего этого, я определила следующие решения этой задачи:
Создание оптимальных педагогических условий для преодоления проблем умственного развития каждого ученика;
Создание на уроке комфортных условий, атмосферы психологической поддержки;
Применение целесообразных методов, приёмов обучения.
С самого начала и на всём протяжении учебного процесса демонстрирую детям своё полное к ним доверие. Помогаю учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом, так и перед каждым учеником. Поэтому, работу с новым классом начинаю с изучения психолого-педагогических особенностей учеников , их отношение к учению вообще и к математике. Содержание программного материала корректирую таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для моих учащихся, чтобы детям было комфортно на уроке, и не чувствовалось усталость от умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса. Уменьшить усталость от такой работы можно, выявив с самого начала обучения “пробелы” у школьников. Поэтому на самых первых уроках провожу тестирование по основным понятиям и разделам программы школы первой ступени, таким образом, совместно с учителем начальных классов решаю проблему преемственности в обучении, и затем постепенно ликвидирую эти пробелы , переходя от простого материала к более сложному, не забывая задачи на развитие логики. Подобные задачи повышают интерес учащихся к математике, делают предмет увлекательным. Такие задачи способствуют формированию логического мышления, тренируют умственные способности. Процесс развития личности ребёнка через решение задач на уроках математики не прост и результаты даёт не сиюминутные. Но начинаю это делать с первых уроков преподавания математики.
Для решения поставленных задач учебный процесс стараюсь делать активно управляемым, направленным на обеспечение прочных знаний каждого ученика и всех учащихся класса, формирование у них положительной мотивации учебной деятельности. Самый действенный мотив – состояние успешности. В связи с этим я определила методы и формы организации процесса обучения в ККО. Методы изучения ориентируются на дифференциацию обучения, усиление индивидуализации, на формирование и развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся, на усиление связи изучаемого материала с личным опытом, практикой учащихся, усиление мотивации обучения, формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля.
Главной задачей для меня становится организация учебной работы, позволяющей проводить коррекцию достижение обязательной подготовки по предмету, дающей возможность вернуться в массовую школу. Для этого на практике я использую методы стимулирования по формированию интереса к предмету :
1. Посредством содержания.
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения,
Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания,
Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами,
Показ значимости знаний, умений.
2. Посредством организации деятельности.
Целевая установка на работу, её краткая характеристика, постановка задачи,
Предъявление требований к учащимся.
3. Социально-психологические методы.
На каждом этапе я использую различные задания, позволяющие усиливать познавательный интерес в процессе обучения:
Карточки – схемы, памятки, опорные таблицы ;
Много вариативные дидактические материалы, алгоритмы решения задач;
Планшеты, шаблоны, графики.
На моих уроках дети учатся общаться друг с другом, ведут себя непринуждённо, царит доброжелательная атмосфера. Кроме того, взаимодействие учащихся способствует рождению и развитию интереса к учению вообще, у них возникает чувство удовлетворённости не только результатом, но и самим процессом учения.
Для оживления процесса обучения, воспитания интереса к предмету, тренировки внимания, памяти использую игровой материал, задачи – головоломки, провожу уроки занимательного характера .
Мною, совместно с психологом отслеживается развитие познавательных интересов учащихся .
Диагностические данные позволяют мне как учителю корректировать свою работу . В связи с этим, в обучаемых мною классах качественная успеваемость увеличилась до 56%.
Анализируя проводимую мной работу, я вижу, что мои учащиеся усваивают учебный материал, у них сформировано умение работать с учебной литературой, развивается внимание, память. Многие дети не только работают с учебником, но и подбирают дополнительный материал, готовят сообщения, рефераты. С рефератами эти ребята выступают не только в классе, но и на школьной научно-практической конференции, занимая призовые места. Также дети принимают участие в школьных олимпиадах занимая призовые места. Из числа обучающихся в классах ККО – 50% поступают в СУЗы технического профиля, а 33% - продолжают обучение в массовой школе.
Но наряду с этим я вижу, что мне нужно продолжить работу над тем, чтобы научить каждого ребёнка анализировать свою деятельность, сравнивать свои достижения с прошлым, а также продолжать работу по развитию внимания, памяти учащихся.
Источник: https://yadi.sk/d/phqZd4QPfd8r3 |