Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 00:51

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики при обучении по программе С(к)О У 8 вида.

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики при обучении по программе С(к)ОУ 8вида.

Изучение индивидуальных особенностей младших школьников в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено стремлением к развитию потенциальных возможностей мышления детей.
Ряд современных исследований подтверждает, что осмысление и организация учебного материала в целях его усвоения осуществляется с помощью специальных мыслительных приемов. С их помощью осуществляется усвоение и применение знаний учащихся. Эффективность усвоения учебной программы школьниками зависит от уровня развития вербально-логического мышления, а трудности в усвоении учебного материала во многом обусловлены неразвитостью аналитико-синтетической деятельности, неумением сравнивать, обобщать, классифицировать.
Поэтому при развитии мыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи:
• Научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям;
• Научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и создавать суждения;
• Научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и замечать заблуждения.

Мыслительные операции и задания к ним.
• Сравнение;
• Анализ и синтез;
• Абстракция
• Обобщение;
• Классификация;
• Конкретизация.
Сравнение –представляет собой «сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними» Сравнивая, сопоставляя вещи, явления, их свойства, ребенок вскрывает их сходство и различие. Выявляя сходство одних и различие других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение часто является первичной элементарной формой познания.
Задания: (кадр 4)
1. По каким признакам можно сравнить:
 Яблоко и арбуз
 Лимон и апельсин
 Помидор и апельсин
 Жирафа и слона
2.Сравни числа и найди общее и различное:
 10, 20, 60, 80, 99
 47, 77, 74, 44
 18, 54, 83, 9, 52
 6, 9, 4, 2, 7, 10, 5, 3, 1
Анализ и синтез –раскрытие внутренних связей и закономерностей, существенных свойств.
«Анализ – мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и выявление составляющих их элементов, частей, сторон; анализом мы выявляем, вычленяем явления из всех случайных связей, данных в восприятии»
«Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов»
Анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
Анализ и синтез возникли сначала в практике, в плане действия, затем уже стали операциями мыслительного процесса. Анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны.

Задания: (кадр 5)
1.Назови предметы круглой формы.
2.Назови как можно больше предметов со следующими свойствами:
 предметы красного, зеленого цвета:
 предметы овальной формы, квадратной:
 назови лишнее число:
96, 86, 76, 66, 56, 42, 36, 26, 16
Абстракция и обобщение –«это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, в отвлечение от остальных».
Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается в плане действия, предшествующая мысленному отвлечению, возникает в практике.
Так, рассматривая предмет, мы выделяем форму, отвлекаясь от его цвета. Высшая форма абстракции является результатом опосредования, раскрытия все более существенных вещей и явлений через их связи и отношения. Переходя к абстрактному, мысль не отрывается от конкретного и, неизбежно, снова возвращается к нему. «Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте ее содержания как сращение… многообразных абстрактных определений»
Обобщение следует рассматривать в неразрывной связи с операцией абстрагирования.
Обобщение включает «мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам». Выделение некоторого существенного качества как общего включает его отчленение от других качеств. Это позволяет ребенку превратить общее качество в самостоятельный и особый предмет последовательных действий. Знание общего, будучи результатом сравнения и фиксирования его в слове, всегда есть нечто абстрактное, отвлеченное, мыслимое.
Движение от восприятия к понятию – это переход от конкретного к абстрактному. Обобщение здесь позволяет совершить операцию систематизации (или классификации).

Задания: (кадр 6)
1.Назови лишнее число и объясни, почему оно лишнее
 9, 4, 7, 10, 3, 8, 2
 14, 20, 57, 9, 32, 61
2.Подбери общее понятие.
 2, 4, 8, 5, 9, 1, 3, 7, 6 ---
 15, 18, 42, 54, 69 ---
3.Найди неточность:
 На тарелке лежали фрукты: яблоко, груша, морковь и апельсин.
 В салат положили овощи: свеклу, лук, картофель и лимон.
 Продолжи ряд чисел:
1, 3, 5, 7, 9… 10,20,30,40,50…
Классификация и конкретизация. Классификация есть «объединение тех или иных предметов, явлений в группы по их основным признакам».
Конкретизация – это «процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей» (Психологический словарь).

Задания: (кадр 7)
1. Вспомни и запиши в левый столбик 5 однозначных чисел, а в правый -5 двузначных чисел.
2. Запиши только числа, в которых 7 десятков.

Вывод: Использование на уроках математики заданий на развитие мыслительных операций, позволяет повысить обучаемость младших школьников и развить способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал.

Игра «Числовой ряд» --- Коррекц. Упр. На развитие и уточнение пространственных представлений.
Изучаем последовательность числового ряда на примере первого десятка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
• Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо)
• Прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?
• Найдите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5)
Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно ?Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают)
Аналогично рассматриваются и другие числа.
• Показать соседа слева.
7 3 9 5
6 2 8 4
• Показать соседа справа
8 5 2 6
9 6 3 7
• Верни число на место.
1 2 3 4 6 7 8 9 (пропущено число 5, оно больше 4 на единицу поэтому должно стоять справа от него).
«Числовые полоски».
1, 2, , 4, , 6, , , 9, . 2, , 6, ,10, , , 16

3, 6, , 12, , , 21. 5, , 15, , 25, .
«Дополни до 10»

4 6 1 7 2 9 3 8 5


«Геометрическая мозаика»

Закрепляются знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Понятия: больше, меньше, поровну, столько же, названия геометрических фигур, счета. Тренируется умение объединять фигуры в группы и выделять из группы нужную фигуру, отсчитывать фигуры по осязанию.

Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.
________________________________________В заключение стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Так давайте вспомним наши забытые за лето приемы, методы и начнем новый учебный год с новыми силами .
Список литературы:
1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:
2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия»,
3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей
4.Тихомирова Л. Ф, Басов А.В.Развитие логического мышления детей, (Пособие для родителей и педагогов «Вместе учимся играм»)1995г.

Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: nobuxova49 (31.03.2015) | Автор: Обухова Надежда Валентиновна E
Просмотров: 1194 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Надежда Валентиновна, Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024