Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 15:11

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Содержание понятия нравственного воспитания
Содержание понятия нравственного воспитания

В педагогике нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Нравственное воспитание – формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Говоря о нравственной культуре, осмысливая проблему нравственного воспитания личности, нельзя не отметить, что зачастую термины «мораль» и «нравственность» неверно употребляются как синонимы.
Мораль – это форма общественного сознания, которая проявляется в системе конкретно-исторических отношений и выступает их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, а также отношение последних к вещам и явлениям окружающего мира.
Нравственная норма – правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков. Норма – это требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственные принципы – это исходное начало, которому подчинены нравственные нормы.
Нравственные категории – понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека всегда руководствоваться ими.
Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собой сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений; нравственных понятий; нравственных чувств; нравственных идеалов; нравственных потребностей; нравственной воли; нравственных навыков.
Первичные нравственные представления усложняются в течение всей жизни человека и постепенно интегрируются в нравственные понятия. Нравственные же чувства являются ключевым звеном человеческой нравственности. Человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям, мучениям и угрызениям совести.
Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения является нравственная потребность и воля, которые реализуются в настойчивости и умении реализовать свой нравственный выбор в жизни.
Нравственные навыки являются завершающим компонентом нравственного сознания и поведения индивида. Они переходят в привычку, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Тогда нравственное поведение становится нормой для индивида, привычным, не нуждающимся в контроле.
Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательной и педагогической действенности.
Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: ybrbnbr2010 (14.12.2016) | Автор: стремкова екатерина геннадьевна E
Просмотров: 974 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Екатерина Геннадьевна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 4. «Предмет Конференции» и п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом».
Представленный материал не связан с коррекционным образованием и не является предметом Конференции.
Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024