Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 19:09

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ в условиях работы общеобразовательной организации
Актуальность проблемы

Создание в школах возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья является основой построения многих систем обучения во всем мире. Однако, в России включение детей указанной категории в систему общего образования (в школу по месту жительства) - это сравнительно новый подход.

Так, гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» ученики и их родители (законные представители) имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При этом детям рассматриваемой категории должны быть созданы специальные условия для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При реализации образовательных программ должны использоваться различные образовательные технологии (в том числе дистанционные).

Таким образом, в целях обеспечения полного и равного осуществления инвалидами прав и свобод человека, уважения к личности и особенностям всех людей, получения детьми с особенностями развития возможности полного и эффективного участия в жизни общества наравне с другими в настоящее время в образовательную практику вводятся такие формы обучения как «инклюзия» и «интеграция». Практическая необходимость разработки и внедрения специальных индивидуальных программ обучающихся, а также сопровождения процесса индивидуализации и индивидуального образования, привело к появлению особой педагогической должности «тьютор». Всё чаще педагоги общеобразовательных организаций проходят курсы повышения квалификации по вопросам сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность проблемы проявляется и через значительное увеличение количества конкурсов профессионального педагогического мастерства, тематических конференций, вебинаров, семинаров, проблематика которых нацелена на решение теоретико-методологических вопросов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Бесспорно, такой всесторонний подход к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья должен оказать положительное влияние не только на развитие личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, но и помочь педагогам в работе с ним.
Однако не следует забывать, что родители (законные представители) также являются участниками образовательного процесса. Вопросы обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья касаются не только педагогов образовательного учреждения и, как такового, самого школьника, но и его семьи. Семья, ближайшее окружение ребёнка – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Участие членов семьи оказывается определяющим в результатах реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Это говорит о необходимости подготовки родителей и других членов семьи к осуществлению реабилитации детей-инвалидов. Ведь воспитание аномального ребёнка требует значительной психолого-педагогической поддержки семьи.

Характерные особенности семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Рождение в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или «приобретение» инвалидности по целому ряду факторов и причин нарушает весь обычный ход жизни семьи, вызывает у родителей стрессовое состояние.
Исследователи Т.Г. Богданова и Н.В. Мезурова приводят описание фаз психического осознания факта рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.



* Многие родители не достигают IV фазы, зачастую отстраняясь от конструктивного сотрудничества со специалистами. Это затрудняет включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательной организации, а также является стрессовым фактором не только для самого школьника, но и для его родителей.

О.А. Федосеева в своей работе также раскрывает вопрос деструктивного отношения родителей к появлению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, которое может выражаться в форме игнорирования проблемы («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам») либо даже жестокого отношения и эмоциональное отвержение ребёнка. Автор выделяет несколько уровней:

I. Психологический уровень. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.
II. Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30 % оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который часто навсегда оставляет свою специальность. Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями, что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.
III. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Психологическое приятие родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усугубляется целым рядом проблем, вставшим перед его семьёй:
1. На первое место выдвигаются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. В таких семьях возникают порой непреодолимые задачи, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники. Жильё обычно не приспособлено для ребёнка-инвалида – отсутствует отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. Всё это требует больших денежных затрат, а основная часть семей располагает весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ребёнка по инвалидности (мать, как правило, в таких семьях лишена возможности работать).
2. На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребёнка средствами образования. Обучение ребёнка в специализированном образовательном учреждении интернатного типа приводит к отчуждению семьи от активного процесса воспитания. Если же семья принимает решение оставить ребёнка дома, то для всех её членов наступает длительный сложный период, связанный с постоянным преодолением трудностей неприятия ребёнка обществом. В данном случае необходимым является снабжение семьи полноценной информацией о всех видах реабилитационных услуг и координация деятельности социальных служб, учреждений и специалистов.
3. Третье место в ряду проблем занимает получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолго-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку. Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей инвалидов, а также о работе социальных служб. Очень низкая и правовая самостоятельность семьи, родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.
4. На четвёртое место выдвигаются проблемы межличностных отношений в семье. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребёнка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. В семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, очень высок процент разводов, общение отцов с бывшей семьёй зачастую ограничивается в лучшем случае лишь оказанием материальной помощи, мать несёт всю тяжесть заботы о ребёнке и обеспечивает все необходимые мероприятия по его лечению, обучению и реабилитации. Наличие ребёнка-инвалида сказывается на других детях в семье: им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, часто они хуже учатся, болеют из-за недосмотра родителей.

В последние годы проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, решаются на государственном уровне. Это социальная реабилитация, включение больных детей и их родителей в общественную жизнь. Кроме того, разрабатываются не только государственные, но и региональные программы помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых предусматриваются меры по обучению и инструктажу родителей, методам реабилитации по всем аспектам. Это оказывает положительное влияние на образ жизни ребёнка-инвалида, формирует комфортный психологический климат, социально-экономическую активность родителей, что в свою очередь, способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребёнка с ограниченными возможностями в общество.

Некоторые формы, методы и приёмы работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в условиях общеобразовательной организации)

Таким образом, работа с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации, заслуживает особого внимания. Основной целью такой работы является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Можно выделить три направления работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: образовательное, психологическое и посредническое.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции образовательного учреждения, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Ю.В. Румянцев в методику работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья включает три блока: просветительский, консультативный и коррекционный.
Задачей просветительского блока, по мнению автора методики, является ознакомление семьи с основными закономерностями развития ребёнка, с его индивидуально-психическими особенностями, с факторами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуют «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские семинары» и др.
Консультативный блок представлен индивидуальной формой работы с семьёй. Организация «Консультативных центров для родителей», «Телефонов доверия» должна помочь найти родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье, предотвратить таких негативных явлений, как суицид, насилие, разводы, последствия травм, катастроф и другие формы социальной дезадаптации.
Индивидуальное и семейное консультирование внутри данного блока включают следующие основные техники:
1. Базовые техники – «техники первого эшелона» - лежат в основе любого стиля и направления психологического направления, они незаменимы для понимания клиента и его проблемы: безмолвное слушание, активное слушание (повторение, уточнение, перефразирование, резюмирование сказанного клиентом, дальнейшее развитие его мыслей), эмпатическое слушание, техника вопросов.
2. Техники воздействия – «техники второго эшелона» - главным условием их успешного применения является прочный контакт с клиентом, предоставление обратной связи, информации, рекомендаций, специфические психотерапевтические методы и техники.
Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка. В данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьёй – семейная психотерапия, игровые сеансы для родителей и детей, групповые занятия с родителями, с детьми, организация групп взаимопомощи, проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.
Коррекционные группы родителей должны быть постоянными, не превышать 10 человек, объединённых общностью проблемы. В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодраммы, анализ ситуаций, поступков, действий детей, а также специальные упражнения по развитию навыков общения.

Совместная деятельность родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместных действий, общности цели и интересов родители сближаются с детьми, они переживают благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущения удовлетворения от проделанного дела, а значит, от общения друг с другом. Наблюдая за достижениями детей, успешностью, самостоятельностью ребёнка в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное отношение к ребёнку, принятие его таким, какой он есть. С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей, приглашать на творческие выставки и конкурсы.
Консультативная, коррекционная и просветительская работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья строится на идее сотрудничества, увеличения их воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются:
 изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе;
 изменение стиля взаимоотношений с ребенком;
 более широкое использование педагогических возможностей семьи.
Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом.

Различают следующие формы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации:
I. Индивидуальная работа с конкретной семьей:
 домашнее визитирование (выявление условий проживания ребёнка, отношения к ребёнку в семье обращаются, отношения к образовательному учреждению, педагогам, в целом, к процессу обучения ребёнка, способу организации досуга ребёнка, его внешкольных занятий); организация встреч с другими членами семьи ребёнка (не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи);
 выявление проблем и потребностей семьи в ресурсах;
 психолого-педагогическая диагностика ребёнка и семьи с предоставлением результатов тестирования или оценивания;
 демонстрация стратегии поведения, обучения, решения проблем родителям (например, открытые уроки и классные часы для родителей, внеклассные мероприятия);
 организация консультаций родителей с представителями других служб (если это необходимо для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье);
 посещение родителями школьных консилиумов и комиссий;
 ведение и анализ специально организованного дневника, куда родители, педагог и специалисты СПС вносят записи через оговоренный промежуток времени;
 предоставление отчётов (раз в полгода) о результатах проведенной реабилитационной работы;
 организация возможности доступа родителям к информационным просветительским литературным источникам по вопросам специального обучения и воспитания ребёнка по рекомендации педагога;
 составление рекомендаций семье занятий на выходные дни и каникулярный период, предоставление информации о возможностях семейного и детского отдыха.
II. [i]Работа с группой родителей:[/i]
 выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
 организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
 организация специального курса для родителей по той или иной тематике;
 привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
 интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.
 предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
 подготовка информационных буклетов, стендов, «уголков» родителей.
III. Развитие контактов между семьями:
 помощь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;
 привлечение отцов к участию в мероприятиях, организация мероприятий целенаправленно ориентированных на совместное участие отцов и детей;
 добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;
 помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
 добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

В рамках проблемы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, следует указать на необходимость воспитания к ним толерантного отношения их нормально развивающихся сверстников. В условиях общеобразовательной организации ни в коей мере не допустимо «запугивание» менее успешных учеников переводом в специальный (коррекционный) класс либо в специализированную школу, тем самым открыто принижая достоинство обучающегося «рядом» ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, имеет смысл организация просветительской работы с родителями нормально развивающихся детей, раскрывающей суть проблем семей указанной категории, некоторые причины первичных и вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка и закономерностей его развития.

Выводы.

Таким образом, семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждается в помощи со стороны образовательного учреждения, так как в нынешних условиях самостоятельно справиться со своей проблемой ей будет очень тяжело, а порой и невозможно. Необходима совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям ребёнка. Следует помнить о том, что в помощи нуждается не только ребёнок-инвалид, но и его ближайшее окружение, то есть его семья. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями.



Список используемой литературы
1. Конвенция о правах инвалидов
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ
4. Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
5. Агаева И.Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями жизнидеятельности / И.Б. Агаева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск: ФГБОУ высшего профессионального образования «КГПУ им. В.П. Астафьева», 2009. - № 1.
6. Аюпова И.Р. Консультирование родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как метод работы социального педагога средней общеобразовательной школы // https://www.scienceforum.ru/2013/10/5429
7. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. // Автореф. диссертации на соискание уч. степ. кандидата психологических наук. - Нижний Новгород, 2000.
8. Болдина М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.А. Болдина // Гаудеамус. Научный журнал на тему: Народное образование. Педагогика, Психология. – Тамбов: ФГБОУ высшего профессионального образования «ТГУ им. Г.Р. Державина», 2006.- № 10 (Т 2).
9. Панкратова М.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития / М.А. Панкратова, С.А. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №2.
10. Поташова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод. пособие. М., 2008.
11. Румянцев Ю.В. Методика работы с семьёй воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями / Ю.В. Румянцева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – Кострома: ФГБОУ высшего профессионального образования «КГУ им. Н.А. Некрасова», 2010. - № 3 (Т 16).
12. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: Пер с англ.: 2-е изд. М., 2009.
13. Стребелева Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. – 2005. - № 1.
14. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. – 1999. - № 3.
15. Ткачева В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом // Специальная психология. 2009. - №1(19).
16. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников // Специальная психология. 2009. - №3(21).
17. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: kataeva_elvic (19.12.2016) | Автор: Катаева Елена Викторовна E
Просмотров: 1609 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
Уважаемая Елена Викторовна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2 kataeva_elvic  
Здравствуйте. Скажите, на какой электронный адрес отправить подтверждение оплаты за сертификат?

Елена Викторовна, здравствуйте!
Квитанцию отправлять не надо, но сохраняйте ее до получения документа.
Дату отправки сертификата можно узнать в Таблице допуска на странице Конференции.
С уважением, Сенникова Е. Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024