Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 09:32

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Логопедическая работа с аутичными детьми
Логопедическая работа с аутичными детьми
Хакимьянова Р.М., учитель-логопед
МБОУ «Башкирская гимназия № 140 им.З.Биишевой» ГО г.Уфа РБ
Актуальной проблемой в современной отечественной коррекционной педагогике остается создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Аутизм является одним из самых распространенных нарушений развития у детей.
Cтоит отметить, что речевые нарушения при аутизме многообразны по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику детей с РАС, а именно: отсутствие коммуникативного поведения, расстройство восприятия и внимания. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. Речевые проблемы у данной категории проявляются различно: от мутизма (полного отсутствия речи) до нарушений коммуникативной функции формально сохранной речи.
В нашей гимназии есть положительный опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Второй год я, как учитель-логопед, провожу занятия с ребенком с РАС, с учащимся второго класса. Свою работу я начала с обследования. На момент обследования ребенок уже читал, писал буквы, слова. Называл все обобщающие слова (категории): овощи, фрукты, посуда, птицы, животные и т.д.
Моя задача при работе с данным учеником - научить произносить не только слова, но и сочетания слов, например красное яблоко, красный мяч, зеленый листок и т.д. Мой воспитанник на занятия приходит с желанием, повторяет охотно за мной, понимает речь логопеда. Во время занятий я провожу динамическую паузу в форме подвижных игр, игр с мячом. Для закрепления материала даю задания на дом, которые выполняют родители вместе с мальчиком.
На втором году обучения на занятиях я начала использовать картинки с изображением детей, т.е. мальчиков и девочек, домашних животных. Подбираю однотипные картинки, например: мальчик кормит собаку, мальчик кормит лошадь, девочка кормит птиц; девочка моет руки, девочка моет куклу; заяц играет на барабане, медведь играет на барабане… Во время занятий провожу физкультминутки (игры с мячом, подвижную игру с использованием маски). Мальчик охотно повторяет движения, играет.
После проведения подвижных игр, ученик с удовольствием занимается на развитие мелкой моторики: лепит из пластилина, вырезает и приклеивает картинки, создает сюжеты совместно с педагогом. Так же я практикую чтение и составление слов, словосочетаний, предложений из счетных палочек и чтение составленных слов, чтение и составление предложения из счетных палочек по образцу из текста /У кошки когти и ушки/. Занятия проходят 40-45 минут, ребенок занимается с удовольствием, с желанием, без признаков утомления.
При занятиях с аутичными детьми нужно учитывать их склонность к стереотипности. Поэтому несколько занятий подряд мне приходится повторять один и тот же материал, закрепить усвоение ребенком конкретных знаний, довести до автоматизма. Затем очень осторожно, дозированно я начинаю вводить новый материал. Для того, чтобы была положительная динамика в развитии моего подопечного, я учитываю его интересы, делаю акцент на том, что он любит.
Я постоянно изучаю научную и педагогическую литературу, очень много читаю про аутизм, посещаю семинары и вебинары. Для того, чтобы заниматься с необычным ребенком, необходимы специальные знания и постоянно нужно работать над повышением своей квалификации. Развивается ребенок, и мне нужно перестраивать свою работу, планировать свои действия по дальнейшему его обучению.
Прогноз при аутизме часто непредсказуемый. У одних детей не смотря на трудности в общении и ориентировании в социальной среде, речь становится достаточно активной, в то время как речь других остается на том же уровне.
Крайне важно специалисту, работающему с ребенком, уделить особое внимание визуальному контакту. Обратить особое внимание на развитие привязанности к родным людям, реакции на новое, отношение с детьми, отсутствие отзыва на имя, поведение в одиночестве, отношение к окружающему миру, дифференциации живого и не живого.
При подозрениях на аутизм логопеду не рекомендуется самостоятельно ставить диагноз, а предложить родителям пройти дальнейшее обследование у детского психиатра.
Несмотря на сложности в обучении детей с аутизмом, в ряде случаев удаётся добиться положительного эффекта не только специалистам, но и родителям. Так как главной родительской заботой является процесс социализации детской личности с самого раннего возраста.
Список литературы:
1. Лебединская К. С. Диагностическая карта / К. С.Лебединская, О. С. Никольская // Детский аутизм. Хрестоматия. / Сост. Л. М. Шипицына. СПб.: Изд-во “ Дидактика Плюс”, 2001. С.123-131.
2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -176 с.
3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. М.: Теревинф, 2005. -288 с.
4. Пятница Т .В. «Речевые нарушения у детей».
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: Rafilya (23.12.2016) | Автор: Хакимьянова Рафиля Мухаметьянова E
Просмотров: 1103 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Рафиля Мухаметьянова!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024