Логопедическая работа с аутичными детьми Хакимьянова Р.М., учитель-логопед МБОУ «Башкирская гимназия № 140 им.З.Биишевой» ГО г.Уфа РБ Актуальной проблемой в современной отечественной коррекционной педагогике остается создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Аутизм является одним из самых распространенных нарушений развития у детей. Cтоит отметить, что речевые нарушения при аутизме многообразны по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику детей с РАС, а именно: отсутствие коммуникативного поведения, расстройство восприятия и внимания. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. Речевые проблемы у данной категории проявляются различно: от мутизма (полного отсутствия речи) до нарушений коммуникативной функции формально сохранной речи. В нашей гимназии есть положительный опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Второй год я, как учитель-логопед, провожу занятия с ребенком с РАС, с учащимся второго класса. Свою работу я начала с обследования. На момент обследования ребенок уже читал, писал буквы, слова. Называл все обобщающие слова (категории): овощи, фрукты, посуда, птицы, животные и т.д. Моя задача при работе с данным учеником - научить произносить не только слова, но и сочетания слов, например красное яблоко, красный мяч, зеленый листок и т.д. Мой воспитанник на занятия приходит с желанием, повторяет охотно за мной, понимает речь логопеда. Во время занятий я провожу динамическую паузу в форме подвижных игр, игр с мячом. Для закрепления материала даю задания на дом, которые выполняют родители вместе с мальчиком. На втором году обучения на занятиях я начала использовать картинки с изображением детей, т.е. мальчиков и девочек, домашних животных. Подбираю однотипные картинки, например: мальчик кормит собаку, мальчик кормит лошадь, девочка кормит птиц; девочка моет руки, девочка моет куклу; заяц играет на барабане, медведь играет на барабане… Во время занятий провожу физкультминутки (игры с мячом, подвижную игру с использованием маски). Мальчик охотно повторяет движения, играет. После проведения подвижных игр, ученик с удовольствием занимается на развитие мелкой моторики: лепит из пластилина, вырезает и приклеивает картинки, создает сюжеты совместно с педагогом. Так же я практикую чтение и составление слов, словосочетаний, предложений из счетных палочек и чтение составленных слов, чтение и составление предложения из счетных палочек по образцу из текста /У кошки когти и ушки/. Занятия проходят 40-45 минут, ребенок занимается с удовольствием, с желанием, без признаков утомления. При занятиях с аутичными детьми нужно учитывать их склонность к стереотипности. Поэтому несколько занятий подряд мне приходится повторять один и тот же материал, закрепить усвоение ребенком конкретных знаний, довести до автоматизма. Затем очень осторожно, дозированно я начинаю вводить новый материал. Для того, чтобы была положительная динамика в развитии моего подопечного, я учитываю его интересы, делаю акцент на том, что он любит. Я постоянно изучаю научную и педагогическую литературу, очень много читаю про аутизм, посещаю семинары и вебинары. Для того, чтобы заниматься с необычным ребенком, необходимы специальные знания и постоянно нужно работать над повышением своей квалификации. Развивается ребенок, и мне нужно перестраивать свою работу, планировать свои действия по дальнейшему его обучению. Прогноз при аутизме часто непредсказуемый. У одних детей не смотря на трудности в общении и ориентировании в социальной среде, речь становится достаточно активной, в то время как речь других остается на том же уровне. Крайне важно специалисту, работающему с ребенком, уделить особое внимание визуальному контакту. Обратить особое внимание на развитие привязанности к родным людям, реакции на новое, отношение с детьми, отсутствие отзыва на имя, поведение в одиночестве, отношение к окружающему миру, дифференциации живого и не живого. При подозрениях на аутизм логопеду не рекомендуется самостоятельно ставить диагноз, а предложить родителям пройти дальнейшее обследование у детского психиатра. Несмотря на сложности в обучении детей с аутизмом, в ряде случаев удаётся добиться положительного эффекта не только специалистам, но и родителям. Так как главной родительской заботой является процесс социализации детской личности с самого раннего возраста. Список литературы: 1. Лебединская К. С. Диагностическая карта / К. С.Лебединская, О. С. Никольская // Детский аутизм. Хрестоматия. / Сост. Л. М. Шипицына. СПб.: Изд-во “ Дидактика Плюс”, 2001. С.123-131. 2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -176 с. 3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. М.: Теревинф, 2005. -288 с. 4. Пятница Т .В. «Речевые нарушения у детей».
Уважаемая Рафиля Мухаметьянова! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]