Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 22.08.2017, 21:44

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

«Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида» (из опыта работы)
«Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида» (из опыта работы)
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Не секрет, что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого используются поуровневые задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели используются различные методы и приемы.
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения.
Не давать тему урока в готовом виде, а подвести к ней через неожиданное открытие - разгадывание ребуса, загадки, небольшого кроссворда.
На уроках чтения и развития речи я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Н-р, Всем даю высказаться, как они понимают пословицу или поговорку, которая написана мной или учеником на доске. Подвожу к правильному ответу, направляя дополнительными вопросами. Подсказываю, кто из учеников ближе был к истине и т.д.
На уроках с личностно – ориентированным подходом учителем ученику предоставляется возможность выбора работы.
К примеру, на уроке русского языка, если идет работа по составлению предложений, даю на выбор темы, чтобы могли выбрать ту, на которую хотели бы составить предложение.
Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Мне, например, дети часто говорят, что им тогда всё понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивации. Как его сформировать?
В своей практике я использую дидактические игры, которые помогают мне в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в познавательную учебную деятельность. В 6б классе я часто использую игру «У нас на уроке гость, который принес свои задания и будет наблюдать, как вы занимаетесь. Это может быть герой сказки, мультфильма, какое-то животное. Дети охотно включаются в игру. Можно включать элемент соревнования - «Чей ряд быстрее выполнит задание гостя?», что активизирует детей.
Как и многие учителя, использую для приветствия стишки, направленные на самоорганизацию детей и эмоциональный настрой, повторяемые хором:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
Для подготовки детей к письму использую стихи-правила:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Организационный момент стараюсь проводить в нетрадиционной форме. Провожу небольшие физкультминутки. В 6б классе в этих физкультминутках действующими лицами являются учащиеся класса. Например,
Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы скатились.
Веселились и резвились.
В Максима бросили снежком,
В Лешу бросили снежком….
Получился снежный ком.
Весело гулять зимой,
Но пора уже домой.
Детям очень нравятся такие минутки. Они заинтересованно начинают заниматься.
Использую на уроках речевые разминки, н-р,
Речевая разминка

Тема: Обучение пересказу.

Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нудно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём:
Что рассказано ? О чём?
Что за чем произошло?
И к чему всё привело?
Прочитайте ещё раз –
И запомните рассказ.
-Каждый про себя прочитайте стихотворение. О чём здесь говорится?
-А теперь попробуйте выразительно прочитать текст, правильно расставьте логические ударения, интонационно покажите вопросительные предложения.

Следующий компонент - использование наглядности на уроках.
Провести урок интересно помогают различные презентации, отдельные слайды, иллюстрации, таблицы, карточки с заданиями и др.
Деятельностные: познавательная игра («Найди закономерность и продолжи», «Расшифруй слово», « Раскрась») и более сложные задания.
При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты – мне, я – тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем, если такая же работа происходит с участием учителя.
Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. (Басни И. А. Крылова)
На уроках письма и развития речи также предусмотрено множество возможностей для реализации личностно ориентированного подхода к обучению школьников. Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением. Памятки «Части речи», «Падежи» и др.
При изучении темы «Правила переноса слов» было использовано такое качество как коллективизм. Детям было предложено с опорой на свой жизненный опыт и в силу своего понимания коллективизма разделить слова для переноса. Так как ребятам уже знакомо правило о переносе слов по слогам, они сначала разделили слова на слоги:
У-рок, ма-ли-на, баш- мак, бе-лень-ка-я
И вот тут ребятам было предложено представить, что буковки – это маленькие живые человечки.
-Как вы думаете, хорошо ли человеку, когда он остается один, без друзей?
- В каких словах буквы остались без друзей? Как им можно помочь?
- Так как надо правильно переносить слова, чтобы буквы в них не оставались без друзей?
Дидактическая игра.
Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», и т.п.) Эта лишь небольшой пример того, что можно использовать на уроках русского языка.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Возрастные и психологические особенности школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Именно положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому дети постоянно нуждается в одобрении и признании. Все поощрения классифицируются по средствам выражения. Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд учителя, пожатие руки.
Словесные: «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали» (В течение урока учитель называет имена, наиболее активных детей).
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы формируются разноуровневые, так как организую работу по принципу: сильный помогает слабому. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация:
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, решить головоломку, отгадать загадку);
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью.
В практике своей работы я использую еще одну форму обучения - это групповая работа. Групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения школьников. По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.
Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
Это актуально на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.
На уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В своей работе стараюсь учитывать уровень развития эмоциональной сферы учащихся.
Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач.
Учащиеся 5-7 классов – еще неопытные читатели, они часто пропускают важное, не обращают внимания на детали, которые, может быть, являются ключом к пониманию художественного образа, идеи. Свою задачу вижу в том, чтобы путем постановки вопросов, организации работы на уроке подвести ребят к пониманию мысли автора, помочь им увидеть художественные средства, используемые писателем. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.
На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению. Работу начинаю с 5 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Развитию навыков выразительного чтения способствует чтение по ролям.
Работа над выразительным чтением позволяет помочь учащимся почувствовать красоту и силу воздействия русского языка.
В своей работе стараюсь создавать и поддерживать на уроке атмосферу доброжелательности и делового сотрудничества.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. 192 с.
2. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
3. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
4. Зотов. Организация современного урока. 1996 г.
5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Москва
«Просвещение», 1992 г.
6. Селезнева Л. Обобщающие занятия по орфографии. Москва, 1980 г.
7. Современные образовательные технологии. Под редакцией Селевко.
1997 г.
8. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование. Под ред. Е.Н. Степанова, Москва, 2004.
9. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
10.С. Ю. Ильина, А. С. Чижова. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью//Специальное образование, 2013г .№2, стр. 38-47.
11.http://www.pandia.ru/text/79/088

Источник: http://www.moi-sat.ru/publ/37-0-0-0-1
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: 2207syparna (24.02.2017) | Автор: Алексеева Светлана Леонидовна E
Просмотров: 100 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Светлана Леонидовна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование:опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Светлана


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017