Использование полифункционального оборудования при формировании правильного речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Использование полифункционального оборудования при формировании правильного речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями Автор: Ефименко И.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 15 г. Уссурийск, Приморский край
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от их речевого дефекта. Дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Работа по формированию речевого дыхания должна быть динамичной, неутомительной и разнообразной. В последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. Использование полифункционального оборудования при формировании правильного речевого дыхания направлено на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную функциональную систему организма. Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку. Оборудование создаёт условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, ароматизатор, массажёр, средство контроля. Специальные игровые упражнения с полифункциональным оборудованием направлены на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию. Игровые упражнения (с мячами гигантами) «Заячьи бега» Цель: стимулировать глубокое, частое дыхание. Описание: дети «зайцы» резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца. «Буратино удивляется» Цель: активизировать мышцы плечевого пояса. Описание: дети сидят на мячах-гигантах. Логопед: Удивляется полено: - Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво. Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо. «Пожарники» Цель: тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи. Описание: дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону. «Насос» Цель: тренировать дыхательную мускулатуру. Описание: дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном выдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение. «Гармошка» Цель: автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха. Описание: дети, держат перед собой мячи и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение. «Шарик» Цель: отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха. Описание: дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками. Игровые упражнения (с использованием сухого бассейна) «Медвежонок в берлоге» Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание: дети ложатся в сухой бассейн «берлогу», удобно устраиваются на разбросанных в нём мячах и поворачиваются с боку на бок. Логопед: Медведь в берлоге сладко спит И шумно на весь лес сопит. Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный. «Страшный сон мышонка» Цель: направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом. Описание: в «норе» (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно. Логопед: Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка? Дети дышат поверхностно и учащенно «Чайка» Цель: учить глубокому спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движением рук. Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине. Логопед: Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу6 Вверх-вдох, на выдох-опускаю. Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делая вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз. «Ловцы жемчуга» Цель: упражнять в задержке дыхания. Описание: На дне сухого бассейна лежит воображаемая игрушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики. «Переложи мячи ногами» Цель: активизировать длительный плавный выдох. Описание: дети, лежа(сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног мячики и перекладывают их. Упражнение делается на выдохе. «Сосчитай мячики» Цель: упражнять правильное речевое дыхание. Описание: мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед бассейном. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячи, считают их и кладут в бассейн. «Водный велосипед» Цель: упражнять правильное речевое дыхание. Описание: дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик. Логопед: Водный мой велосипед Как он любит непосед! На педали нажимаю, Рыбок стаи распугаю. Дети на выдохе произносят: «На педали нажимаю - раз, два: с постепенным увеличением счёта-раз, два, три6 и т.д.
Список использованной литературы: 1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова – М.: Книголюб, 2004 г. – 56 с. – (Логопедические технологии). 2. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др. – М. «Просвещение», «Владос», 1995 г. - 384 с. 3. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
Уважаемая Ирина Викторовна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]