Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 14:44

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Использование полифункционального оборудования при формировании правильного речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Использование полифункционального оборудования при формировании правильного речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Автор: Ефименко И.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 15
г. Уссурийск, Приморский край

Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от их речевого дефекта. Дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Работа по формированию речевого дыхания должна быть динамичной, неутомительной и разнообразной.
В последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.
Использование полифункционального оборудования при формировании правильного речевого дыхания направлено на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную функциональную систему организма. Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку. Оборудование создаёт условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, ароматизатор, массажёр, средство контроля.
Специальные игровые упражнения с полифункциональным оборудованием направлены на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.
Игровые упражнения (с мячами гигантами)
«Заячьи бега»
Цель: стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание: дети «зайцы» резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
«Буратино удивляется»
Цель: активизировать мышцы плечевого пояса.
Описание: дети сидят на мячах-гигантах.
Логопед: Удивляется полено:
- Папа Карло, где колено?
Поднимает плечики,
Смотрит так доверчиво.
Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.
«Пожарники»
Цель: тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи.
Описание: дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.
«Насос»
Цель: тренировать дыхательную мускулатуру.
Описание: дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном выдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.
«Гармошка»
Цель: автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.
Описание: дети, держат перед собой мячи и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.
«Шарик»
Цель: отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.
Описание: дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.
Игровые упражнения (с использованием сухого бассейна)
«Медвежонок в берлоге»
Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
Описание: дети ложатся в сухой бассейн «берлогу», удобно устраиваются на разбросанных в нём мячах и поворачиваются с боку на бок.
Логопед: Медведь в берлоге сладко спит
И шумно на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.
«Страшный сон мышонка»
Цель: направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание: в «норе» (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Логопед: Как дышит мышка-крошка,
Коль снится злая кошка?
Дети дышат поверхностно и учащенно
«Чайка»
Цель: учить глубокому спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движением рук.
Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине.
Логопед: Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу6
Вверх-вдох, на выдох-опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делая вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.
«Ловцы жемчуга»
Цель: упражнять в задержке дыхания.
Описание: На дне сухого бассейна лежит воображаемая игрушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.
«Переложи мячи ногами»
Цель: активизировать длительный плавный выдох.
Описание: дети, лежа(сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног мячики и перекладывают их. Упражнение делается на выдохе.
«Сосчитай мячики»
Цель: упражнять правильное речевое дыхание.
Описание: мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед бассейном. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячи, считают их и кладут в бассейн.
«Водный велосипед»
Цель: упражнять правильное речевое дыхание.
Описание: дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик.
Логопед: Водный мой велосипед
Как он любит непосед!
На педали нажимаю,
Рыбок стаи распугаю.
Дети на выдохе произносят: «На педали нажимаю - раз, два: с постепенным увеличением счёта-раз, два, три6 и т.д.

Список использованной литературы:
1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова – М.: Книголюб, 2004 г. – 56 с. – (Логопедические технологии).
2. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др. – М. «Просвещение», «Владос», 1995 г. - 384 с.
3. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: bhbyfdbrnjhjdyf (16.12.2016) | Автор: Ирина Викторовна E
Просмотров: 965 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Ирина Викторовна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024