Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 14:36

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 3 класс
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее
адаптированные общеобразовательные программы «Школа 1»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР Директор КГКОУ
протокол № ___ ___________________ Школа 1
«___» _________2016г. Е.Ю.Бочарникова ____________________
«___» ___________2016г. И.Г. Подоплелова
«___» ___________2016г.

Рабочая программа
Речь и альтернативная коммуникация
для обучающегося 3 класса

2 часа в неделю часов за учебный год

Автор-составитель:
Учитель: Стремкова Е.Г.

2016-2017 учебный год
Комсомольск-на-Амуре
Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого в КГКОУ Школа 1 организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 4 год обучения.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.); обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Система оценивания
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

2. Активное участие. Действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- полностью самостоятельно

Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (персональные компьютеры).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма.

При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1

Календарно-тематический план к рабочей программе
Речь и альтернативная коммуникация 3 класс, 2 часа в неделю
1 четверть.
№ Наименование тем и разделов Оборудование Часы Дата по плану Дата по факту
1 Знакомство. Приветствие, прощание. иллюстрации 1
2 Беседа на тему «Я ученица» иллюстрации 1
3 Понятие слово Иллюстрации 1
4 Понятие предложение Цветные полоски 1
5 Слог- часть слова. Деление слов на слоги учебник 1
6 Составление рассказа на заданную тему иллюстрации 1
7 Понятие звук. Звук и буква «а» иллюстрации 1
8 Выделение звука «а» вначале, середине и конце слова иллюстрации 1
9 Звук и буква «у» иллюстрации 1
10 Составление и чтение слогов «ау», «уа» иллюстрации 1
11 Звук и буква «м» касса букв, аббак 1
12 Сказка. Работа по содержанию Иллюстрации 1
13 Составление и чтение прямых и обратных слогов касса букв, аббак 1
14 Звук и буква «о» касса букв, аббак 1
15 Образование и чтение слогов касса букв, аббак 1
16 Составление и чтение слов касса букв, аббак 2\17
Итого: 17 часов
2 четверть
1 Звук и буква «с» касса букв, аббак 1
2 Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. иллюстрации 1
3 Составление и чтение слов из слогов иллюстрации 1
4 Звук и буква «х» касса букв, аббак 1
5 Образование и чтение слогов. иллюстрации 1
6 Составление и чтение слов из слогов иллюстрации 1
7 Звук и буква «ш» касса букв, аббак 1
8 Составление и чтение слогов иллюстрации 1
9 Дифференциация звуков с-ш иллюстрации 1
10 Звук и буква «л» касса букв, аббак 1
11 Составление и чтение слов из слогов иллюстрации 1
12 Звук и буква «ы» касса букв, аббак 1
13 Составление и чтение слов из слогов иллюстрации 1
14 Чтение предложений из двух букв иллюстрации 1\
14
Итого: 14 часов
3 четверть
1 Гласные звуки касса букв, аббак 1
2 Согласные звуки касса букв, аббак 1
3 Составление слов с открытыми и закрытыми слогами иллюстрации 1
4 Изменение слов «один-много» иллюстрации 1
5 Звук и буква «и» касса букв, аббак 1
6 Союз и. Предложения с союзом и иллюстрации 1
7 Составление слогов с и иллюстрации 1
8 Дифференциация звуков и-ы иллюстрации 1
9 Образование слов «один-много» с окончаниями и-ы иллюстрации 1
10 И после шипящих иллюстрации 1
11 Составление предложений со словами предметами и действиями иллюстрации 1
12 Звук и буква «н» касса букв, аббак 1
13 Образование слогов и слов с н иллюстрации 1
14 Составление предложений из трёх слов иллюстрации 1
15 Звук и буква «р» касса букв, аббак 1
16 Образование открытых и закрытых слогов иллюстрации 1
17 Дифференциация звуков л-р касса букв, аббак 1
18 Составление слов и предложений иллюстрации 1
19 Звук и буква «к» касса букв, аббак 1
20 Образование слогов с к иллюстрации 1
21 Составление слов и предложений иллюстрации 1\21
Итого: 21 час
4 четверть
1 Звук и буква «п» касса букв, аббак 1
2 Образование слогов и слов с п касса букв, аббак 1
3 Твёрдые и мягкие согласные касса букв, аббак 1
4 Обозначение твёрдости-мягкости гласными буквами иллюстрации 1
5 Мягкий знак в конце слова касса букв, аббак 1
6 Мягкий знак в середине слова касса букв, аббак 1
7 Правописание ча-ща Опорная схема 1
8 Правописание чу-щу Опорная схема 1
9 Составление предложения из четырёх слов Схема предложен 1
10 Парные звонкие и глухие согласные касса букв, аббак 1
11 Проверка звонких-глухих согласных Опорная схема 1
12 Текст. Вопросы к тексту тексты 1
13 Звонкие и глухие на конце слова Опорная схема 1
14 Проверка звонких и глухих согласных Опорная схема 1
15 Обобщение пройденного материала иллюстрации 1\15\67
Итого: 15 часов
Итого: 67 часов за год
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: ybrbnbr2010 (14.12.2016) | Автор: стремкова екатерина геннадьевна E
Просмотров: 7170 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
Уважаемая Екатерина Геннадьевна!
Сообщаю Вам, что данная работа допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024