Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 12:38

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа по сольфеджио(7-летний срок обучения для детей с ДЦП)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г.Костромы
«Детская музыкальная школа №3»

Рабочая программа по сольфеджио
для детей с ограничениями здоровья-
с детским церебральным параличом (ДЦП)
Срок обучения 7 лет

Составитель:

Преподаватель О.В. Маянцева

г.Кострома, 2016 г.

Оглавление:
1. Пояснительная записка
2. Общие требования к организации занятий
3. Формы работы
4. Учебно-тематический план
5. Список литературы

1.Пояснительная записка
Дети с особыми образовательными потребностями, ограниченными по здоровью нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги образовательных учреждений опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.
Достижению целей предоставления качественного доступного образования детям с особыми образовательными потребностями способствует реализация государственной программы «Доступная среда».
Помимо этого дети с ограничениями по здоровью должны иметь возможность для развития своих творческих способностей, в частности, иметь возможность для занятий музыкой. Такие дети очень часто бывают талантливы, имеют хороший музыкальный слух, голос. В силу особенностей, связанных с ограничениями здоровья необходимо создавать адаптированные программы, позволяющие развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Я работаю с детьми с детским церебральным параличом и хочу представить адаптированную программу по сольфеджио именно для детей с таким видом заболевания.
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц.
Церебральный паралич возникает вследствие поражений мозга плода в дородовой период или во время родов. Среди факторов, которые приводят к церебральному параличу – костная недостаточность, родовые черепно-мозговые травмы, интоксикация в период беременности, инфекционные заболевания и др. Частота детского церебрального паралича в популяции – 1,7 случаев на 1000 детей.
Характерными для ДЦП являются двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус. Эти состояния могут усиливаться при волнении, неожиданном обращении к ребенку, переутомления, стремление выполнить определенные целенаправленные действия. Чем значительнее поражения мозга, тем сильнее проявляется церебральный паралич. При этом церебральный паралич не прогрессирует со временем.
В зависимости от тяжести поражения, такие дети могут передвигаться самостоятельно, на колясках, с помощью ходунков.
2.Общие рекомендации для организации занятий с детьми с ДЦП:
- Больше узнать о церебральном параличе, об организациях, которые оказывают помощь и источники, из которых вы можете получить полезную информацию.
- Иногда вид ученика с церебральным параличом дает ощущение, что он не сможет учиться как другие. Обратите внимание на конкретного ребенка и узнайте непосредственно о его особых потребностях и способностях.
- Путь ученика к его рабочему месту должен быть беспрепятственным (удобное открывание дверей, достаточно широкие проходы между партами и др.). Продумайте, каким образом он будет достигать класса, передвигаться в границах школы, пользоваться туалетом и др.
- Возможно понадобится, чтобы кто-то из персонала или учеников всегда был готов помочь ученику с церебральным параличом (подержать двери пока заедет коляска, во время спуска с лестницы или в преодолении порогов).
- Необходимо тщательно следить за режимом нагрузки ученика, необходимых перерывов и упражнений. Напоминать об этом ученику и следить, чтобы он не переутомлялся.
-Продолжительность урока не должна превышать 40 минут, с необходимыми для ребёнка перерывами.
- Иногда у детей с церебральным параличом может наблюдаться снижение слуха на высокочастотном тоне, одновременно сохраняться на низком. Необходимо стремиться говорить на низких тонах, убедиться, что ученик хорошо слышит звуки т, к, с, э, ф, ш.
- Необходимо снизить требования к письменным работам ученика. Возможно ему будет удобно использовать специальные приспособления, компьютер либо другие технические средства.
- Следить, чтобы необходимые материалы, учебные приспособления, наглядные пособия были в пределах досягаемости ученика.
- Не окружать ученика безмерным попечительством. Помогать, когда уверенно знаете, что он не может что-то освоить, или когда он обращается за помощью.
- Ученику необходимо больше времени для выполнения задания. Необходимо адаптировать упражнения соответствующим образом, разработать задания в виде тестов и др.
3.Формы работы на уроке сольфеджио с детьми с ДЦП.
Дети с ДЦП помимо проблем с опорно-двигательным аппаратом могут иметь вторичные нарушения и нарушения 3 порядка, которые проявляются следующим образом:
Нарушения слуха, зрения или речи. Большое количество детей, страдающих от ДЦП, имеют косоглазие – как правило, сходящееся, при котором глаза не выровнены ввиду определённых различий между правыми и левыми мышцами глаз. У взрослых косоглазие вызывает двоение в глазах. У детей мозг адаптируется к анормальным условиям, игнорируя сигналы одного из разрегулированных глаз. У лиц, подверженных ДЦП чаще возникают нарушения слуха, нежели чем в общей популяции.
Поэтому в выборе форм работы на уроке сольфеджио необходимо учитывать данные особенности здоровья ребёнка:
-необходимо иметь богатый иллюстрационно-дидактический материал,
-большую помощь в занятиях оказывают видео пособия, созданные замечательными преподавателями: Т. А. Боровик, А. Наумовой, М. С. Толмачёвой и др.,
-все дидактические пособия должны быть выполнены на матовой, а не глянцевой бумаге(чтобы ребёнок хорошо всё видел),
-для каждой темы по сольфеджио необходимо иметь специальные карточки(ритм, интервалы, трезвучия с обращениями, диктант и т.д.). Такая работа с карточками вызывает у детей стойкий интерес к занятиям и не даёт переутомляться),
-размер карточек должен быть достаточно большим, шрифт крупным,
-больше внимания на уроках сольфеджио необходимо уделять вокально-интонационным упражнениям, сольфеджированию. Причём большая часть работы должна быть на слух, так как чтение нотной записи или письменные упражнения вызывают у детей с ДЦП затруднения,
-необходимо создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу, комфортную для ребёнка.
Вокально-интонационные упражнения
При работе над вокально- интонационными упражнениями необходимо учитывать, что большая часть упражнений должна подаваться на слух, без использования нотного материала. Дети с ДЦП обладают хорошим музыкальным слухом и хорошей памятью, поэтому особых затруднений при работе с данной формой не возникает.
Для сольфеджирования можно использовать видео пособия; проекцию мелодии на экран в увеличенном масштабе; пение наизусть; пение с игрой на фортепиано, когда ученик играет мелодию и одновременно её запоминает; в качестве домашних занятий можно использовать пение упражнений и мелодий на компьютер.
Ритмические упражнения
У детей с ДЦП первичным нарушением являются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому работа с ритмом вызывает значительные затруднения: ребёнку очень сложно точно воспроизвести ритмический рисунок, использовать дирижёрский жест. Но это компенсируется хорошей памятью и слухом, поэтому для работы с ритмом можно использовать ритмические карточки с матовой поверхностью(чтобы не вызывать зрительного дискомфорта), выделение только сильной доли, запоминание ритма с голоса, проигрывание не сложных в ритмическом плане мелодий на фортепиано.
Диктант
Такая форма работы на уроке сольфеджио как диктант может быть представлена не в классическом его варианте(так как запись диктанта вызывает у ребёнка с ДЦП серьёзные затруднения), а в различных вариантах:
-диктант по карточкам,
-устный диктант,
-диктант с проигрыванием его ребёнком на фортепиано,
-исправление ошибок,
-фрагментарный диктант,
-использование в виде устного диктанта мелодий знакомых песен.
Работа с интервалами, аккордами
Одной из любимых устных форм работы на уроке сольфеджио является работа с интервалами и аккордами: пение, определение на слух, игра на фортепиано. Важную роль в этом процессе играет использование наглядных пособий, карточек. Можно использовать видео пособие по интервалам Толмачёвой Марины Сергеевны, которое даёт возможность запомнить звучание интервала, использовать данную мелодию для сольфеджирования и работы с ритмом, а также просто доставляет ребёнку радость, так как очень красочно оформлено в виде мультипликационного фильма.
Теоретический материал
Теоретический материал усваивается ребёнком с ДЦП достаточно легко, так как проблем с памятью не возникает. Но теория должна обязательно быть связана с практикой по принципу: «сначала показать- потом объяснить» и урок не должен быть перегружен информацией, чтобы не переутомлять ребёнка. Не следует форсировать теоретический материал в плане усложнения.
4.Учебно-тематичекий план
1 класс:
1 Звуки музыкальные и шумовые.
Музыкальные звуки: высокие, средние, низкие- регистр; f ,p
2 Нотный стан, скрипичный ключ, ноты 1 октавы
3 Лад: мажор, минор
4 Звуки длинные и короткие(ритмические длительности: половина, четверть, ритмослоги)
5 Ритмизация слов, сильная и слабая доли. Такт, тактовая черта
6 Звукоряд. Гамма. Ступени. Тон, полутон.
Определение на слух мелодического движения: вверх, вниз, на месте- запись
7 Повторение
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение материала 1 четверти
11 Тональность До мажор: устойчивые и неустойчивые ступени, тоника, строение мажорной гаммы
12 Работа в тональности До мажор, пение ступеней в тональности
13 Размер 2/4, показ сильной доли
14 Повторение. Пение на ритмослоги
15 Контрольный урок
16 Работа над ошибками
17 Повторение материала 2 четверти
18 Диез, бемоль, бекар
19 Ритмические длительности- восьмые
20 Работа с ритмом, пение на ритмослоги
21 Ноты 2 октавы
22 Повторение
23 Тональность Соль мажор
24 Работа в тональности Соль мажор
25 Контрольный урок.
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Размер 3/4
29 Повторение
30 Тональность Фа мажор
31 Работа в тональности Фа мажор
32 Затакт: четверть в размере 2/4
33 Контрольный урок
34 Музыкально-познавательные упражнения: кроссворд, сканворды.
2 класс
1 Повторение материала 1 четверти: тональность Соль мажор, размер 2/4, половина, четверть
2 Повторение материала 2 четверти: тональность Фа мажор, восьмые
3 Тональность ля минор: натуральный и гармонический вид
4 Работа в тональности ля минор
5 Ритмические длительности- шестнадцатые
6 Басовый ключ
7 Повторение
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение материала 1 четверти
11 Тональность ля минор:, мелодический вид
12 Работа в тональности ля минор
13 Фраза, мотив
14 Затакт: две восьмые в размере 2/4
15 Контрольный урок
16 Повторение материала 2 четверти
17 Тональность ми минор- 3 вида
18 Работа в тональности ми минор
19 Затакт: две восьмые в размере 3/4
20 Повторение
21 Знакомство с интервалами
22 Повторение
23 Тональность Ре мажор
24 Работа в тональности Ре мажор
25 Контрольный урок
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Тональность ре минор- 3 вида
29 Работа в тональности ре минор
30 Интервалы: прима
31 Повторение
32 Интервалы: секунда
33 Повторение
34 Контрольный урок
35 Музыкально- познавательная игра

3 класс
1 Повторение материала 2 класса: тональность ми минор- 3 вида, интервалы- прима
2 Повторение материала 2 класса: шестнадцатые, интервалы- секунда
3 Повторение материала 2 четверти: тональность Ре мажор
4 Тональность Си бемоль мажор
5 Работа в тональности Си бемоль мажор
6 Интервалы- терция
7 Повторение
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение материала 1 четверти
11 Параллельные тональности, тональность си минор- 3 вида
12 Работа в тональности си минор
13 Интервалы- кварта
14 Повторение
15 Контрольный урок
16 Работа над ошибками
17 Повторение материала 2 четверти
18 Секвенция
19 Тональность соль минор- 3 вида
20 Работа в тональности соль минор
21 Ритмические длительности: восьмая-две шестнадцатые
22 Повторение
23 Интервалы-квинта
24 Повторение
25 Контрольный урок
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Тональность Ля мажор
29 Работа в тональности Ля мажор
30 Размер 4/4
31 Повторение
32 Тональность фа диез минор- 3 вида
33 Работа в тональности фа диез минор
34 Контрольный урок
35 Музыкально- познавательная игра

4 класс
1 Повторение материала 3 класса: тональность Ля мажор, интервалы- терция
2 Повторение материала 3 класса: тональность фа диез минор
3 Повторение: интервалы- кварта, квинта
4 Повторение: восьмая- две шестнадцатые
5 Тональность Ми бемоль мажор
6 Работа в тональности Ми бемоль мажор
7 Повторение
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение материала 1 четверти
11 Интервалы- секста
12 Повторение
13 Ритмические длительности: восьмая- две шестнадцатые в размере ¾
14 Повторение
15 Контрольный урок
16 Работа над ошибками
17 Повторение материала 2 четверти
18 Тональность до минор- 3 вида
19 Работа в тональности до минор
20 Интервалы- септима
21 Повторение
22 Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая
23 Интервалы- октава
24 Повторение
25 Контрольный урок
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Тональность Ми мажор
29 Работа в тональности Ми мажор
30 Обращение интервалов
31 Повторение
32 Тональность до диез минор- 3 вида
33 Работа в тональности до диез минор
34 Контрольный урок
35 Музыкально-познавательная игра

5 класс
1 Повторение материала 4 класса: тональность Ми мажор, интервалы- секста
2 Повторение материала 4 класса: ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая
3 Повторение материала 4 класса: тональность до диез минор- 3 вида
4 Повторение материала 4 класса: обращение интервалов
5 Тональность Ля бемоль мажор
6 Работа в тональности Ля бемоль мажор
7 Повторение
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение материала 1 четверти
11 4 вида трезвучий
12 Повторение
13 Обращение трезвучий
14 Повторение
15 Контрольный урок
16 Работа над ошибками
17 Повторение материала 2 четверти
18 Тональность фа минор- 3 вида
19 Работа в тональности фа минор
20 Тритоны
21 Повторение
22 Работа с тритонами в тональности
23 Тональность Си мажор
24 Работа в тональности Си мажор
25 Контрольный урок
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Главные трезвучия лада
29 Повторение
30 Ритмическая группа: две шестнадцатые-восьмые
31 Повторение
32 Тональность соль диез минор- 3 вида
33 Работа в тональности соль диез минор
34 Контрольный урок
35 Музыкально- познавательная игра

6 класс
1 Повторение материала 5 класса: тональность Си мажор, тритоны
2 Повторение материала 5 класса: главные трезвучия лада
3 Повторение материала 5 класса: тональность соль диез минор- 3 вида
4 Повторение материала 5 класса: две шестнадцатых- восьмая
5 Обращения главных трезвучий лада
6 Тональность Ре бемоль мажор
7 Работа в тональности Ре бемоль мажор
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение материала 1 четверти
11 Пунктирный ритм
12 Повторение
13 Период
14 Повторение
15 Контрольный урок
16 Работа над ошибками
17 Повторение материала 2 четверти
18 Синкопа
19 Повторение
20 Тональность си бемоль минор- 3 вида
21 Работа в тональности си бемоль минор
22 Доминантовый септаккорд
23 Повторение
24 Повторение
25 Контрольный урок
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Виды периодов
29 Повторение
30 Гармонический мажор
31 Повторение
32 Обращения Д7
33 Повторение
34 Контрольный урок
35 Музыкально-познавательная игра

7 класс
1 Повторение материала 6 класса: тональность Ре бемоль мажор- 2 вида
2 Повторение материала 6 класса: синкопа
3 Повторение материала 6 класса: обращения Д7
4 Повторение материала 6 класса: тональность си бемоль минор- 3 вида
5 Повторение материала 6 класса: виды периодов
6 Повторение материала 6 класса: синкопа
7 Повторение
8 Контрольный урок
9 Работа над ошибками
10 Повторение
11 Квинтовый круг тональностей
12 Повторение
13 Размер 3/8, восьмые и четверти
14 Повторение
15 Контрольный урок
16 Работа над ошибками
17 Повторение
18 Буквенные обозначения звуков
19 Повторение
20 Буквенные обозначения тональностей
21 Повторение
22 Размер 3/8, шестнадцатые
23 Повторение
24 Повторение
25 Контрольный урок
26 Работа над ошибками
27 Повторение материала 3 четверти
28 Размер 3/8, пунктирный ритм
29 Повторение
30 Работа в пройденных тональностях
31 Работа в пройденных тональностях
32 Работа с пройденными ритмами
33 Повторение
34 Итоговая аттестация
35 Итоговая аттестация


5.Использованная литература

Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ. — М., 2005
Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997
Калужская Т. «Типовая программа по сольфеджио», МК СССР,1984
Хазова С.А., доктор психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова, лекции
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: owm-1710 (12.12.2016) | Автор: Маянцева Ольга Владимировна E
Просмотров: 2095 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Ольга Владимировна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024