Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 22:36

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа по предмету "Развитие речевого слуха и формирование произношения" (для глухих учащихся 3 класса)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие слуха и формирование произношения» для глухих учащихся 3-го класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (составитель Т. С. Зыкова, 2003 год)
Цель программы: обучение учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё, формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Задачи:
Интенсивное развитие остаточного слуха у глухих школьников;
Создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи;
Закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного слуха;
Обучение учащихся восприятию речи на слух и слухо-зрительно со звукоусиливаюшей аппаратурой и без нее;
Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования развития речевого слуха и формирования произношения;
Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;
Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, текстов и диалогов.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса./
Т. К. Королевская, В. Я. Стаценко.–М.: Изд-во Экзамен, 2005 г.-192с.
Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса. Дидактические материалы./ Т. К. Королевская, В. Я. Стаценко.–М.: Изд-во Экзамен, 2005 г.-128с.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования аналитико-синтетического метода. Темы, предусмотренные программой, изучаются в течение всего учебного года концентрично. На первоначальном этапе слуховой тренировки при восприятии речевого материала используются ситуации. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринимают незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его, т. е. учащиеся воспринимают на слух речевой материал в разных комбинациях. Объем речевого материала, впервые предлагаемого на слух, зависит от индивидуальных возможностей учащихся. Новый материал предлагается только в том случае, если ученик достаточно хорошо усвоил материал предыдущих занятий.
Содержание рабочей программы включает два раздела:
Развитие речевого слуха;
Формирование произношения.
Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова и слоги. Обучение восприятию на слух проводится на материале слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанных с изучением учебных предметов, текстов, диалогов.
Программа по развитию речевого слуха включает следующие разделы:
Речевой материал обиходно-разговорного характера.
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся.
Работа с текстом или диалогом.
Речевой (пестрый) материал, предлагаемый ученикам для восприятия, подбирается со всех общеобразовательных предметов.
Тексты и диалоги, предлагаемые в программе, составлены на основе того речевого материала, которым ученик пользуется при выполнении поручений и ответах на вопросы.
Работа при обучении восприятию текста на слух осуществляется в такой последовательности:
1 занятие: Текст дважды предлагается ученику на слух, после каждого предъявления учитель выясняет, что понял ученик. Текст предлагается ученику для опознавания его по фразам (используются таблички рассыпного текста). При этом дети делают аппликации, зарисовки, составляют макеты, последовательно располагают серии картинок.
2 занятие: Ученик самостоятельно составляет рассыпной текст. Проводится работа над труднопроизносимыми словами и над содержанием текста: ученик выполняет задания по тексту.
3 занятие: Учитель дает образец выразительного чтения текста. Проводится работа над словесным и логическим ударениями, над нормами орфоэпии, над интонацией. На этом этапе идет опознавание на слух фраз, слов, словосочетаний в разных комбинациях.
4 занятие: На этом этапе идет восприятие на слух фраз, похожих на фразы из текста. Проводится работа над выразительным чтением текста. Ученик самостоятельно пересказывает текст.
Работа над диалогом осуществляется в следующей последовательности:
1 занятие: Диалог дважды предлагается ученику на слух, после каждого предъявления учитель выясняет, что понял ученик. Диалог предлагается ученику для опознавания его по фразам (используются таблички рассыпного диалога). Затем ученик читает диалог, одновременно обыгрывая его с фигурками. На этом этапе разыгрывается диалог по ролям.
2 занятие: Ученик самостоятельно составляет диалог из разрезного текста и идет восприятие фраз из диалога на слух. Проводится работа над выразительным чтением диалога. Затем ученик самостоятельно разыгрывает диалог с фигурками.
В процессе всего индивидуального занятия учитель постоянно работает над формированием произношения ученика. Ошибки в произношении учащихся исправляются путем подражания речи учителя, сопряженным проговариванием. Речь учителя является образцом, поэтому она должна быть естественной, выразительной.

Специальный путь формирования произносительной стороны речи и развития речевого слуха реализуется на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете. Индивидуальное занятие делится на две части: первая часть занятия отводится работе над произношением, а вторая часть- на специальную работу по развитию речевого слуха. При этом в процессе работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия речи учитель добивается максимальной реализации произносительных возможностей ученика, в ходе работы над произношением целенаправленно развивает слуховое восприятие элементов речи воспитанников.
Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени
сложности с использованием разных видов речевой деятельности. Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки. При подборе речевого материала учитывают его необходимость в общении, используют материал, знакомый по содержанию и грамматическому оформлению, соответствующий фонетическим задачам занятия, доступный произношению ученика
Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития учащегося.
Программа произношения включает следующие разделы:
Работа по развитию речевого дыхания.
Работа над голосом.
Работа над звуками речи
Работа над словом и фразой.
Формирование и развитие ритмико-интониционной структуры речи.
Индивидуальное занятие должно быть построено и насыщено материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия ими речи на слух или слухо-зрительно. Для этого педагог использует различные виды деятельности: беседа, рассказ педагога, выполнение поручений, составление предложений, рассматривание иллюстраций, рисование, составление аппликаций, работа с фигурками и рассыпным текстом, слуховые диктанты и др., которые способствуют пониманию речевого материала и поддержанию у учеников интереса к занятиям.
Формы контроля:
Проведение контрольных работ по полугодиям;
Проведение контрольно-обобщающих уроков;
Проверка внятности речи (по спискам Э. Леонгард)
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе на обследование детей отводится 6 часов и на контрольные работы 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся к концу 3 класса должны уметь:
Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с организацией учебной деятельности и с изучением общеобразовательных предметов, текстов и диалогов;
Воспринимать слухо-зрительно с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты до 9-12 предложений.
Произносить на одном выдохе до 10-12 слогов
Произносить речевой материал голосом нормальной силы, высоты и тембра, в нормальном темпе, слитно или деля фразу на синтагмы.
Соблюдать словесное и логическое ударения, изменять темп речи (постепенное замедление и убыстрение).
Закрепление правильного произношения в словах и фразах звуков речи:
- Гласные: а-э, и-э, а-о, о-у, и-ы.;
- Согласные: м-б, м-п, н-д, н-т, с-ш, з-ж, с-щ, ц-ч, б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш, ц-с, ч-ш, ц-т, ц-ч;
- Твердые и мягкие согласные.
Соблюдать в речи следующие правила орфоэпии (по подражанию учителю и по надстрочному знаку): безударный гласный О; окончания –тся, -ться произносятся как ца; окончания –ого, -его произносятся ка –ова, -ева; оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными; опускание непроизносимых согласных.

Учебно-тематический план.
№ Разделы, темы Общее количество часов Теоретические и практические занятия Контрольные занятия
1 Обследование слуха, произносительных навыков. 3 3
2 Времена года. 21 21
2.1 Пестрый материал 1 недели. 1 1
2.2 Текст "Осень" (1 - 2 занятие) 2 2
2.3 Пестрый материал 2 недели. 1 1
2.4 Текст "Осень" (3 - 4 занятие) 2 2
2.5 Пестрый материал 3 недели. 1 1
2.6 Диалог "Осень" (1 - 2 занятие) 2 2
2.7 Пестрый материал 4 недели. 1 1
2.8 Текст "Школьный огород" (1 - 2 занятие) 2 2
2.9 Пестрый материал 5 недели. 1 1
2.10Текст "Школьный огород»"(3 - 4 занятие) 2 2
2.11 Пестрый материал 6 недели. 1 1
2.12 Диалог "Школьный огород" (1- 2 занятие)2 2
2.13 Пёстрый материал 7 недели 1 1
2.14 Диалог "Осенний урожай " (1-2 занятие) 2 2

3 Речевой материал, связанный с учебной деятельностью. 9 9
3.1 Пестрый материал 8 недели. 1 1
3.2 Текст «Урок математики» (1- 2 занятие) 2 2
3.3 Пестрый материал 9 недели. 1 1
3.4 Текст «Урок математики» (3- 4 занятие) 2 2
3.5 Пестрый материал 10 недели. 1 1
3.6 Диалог «Урок математики» (1- 2 занятие) 2 2

4 Времена года. 9 9
4.1 Пестрый материал 11 недели. 1 1
4.2 Текст «Наступила зима» (1- 2 занятие) 2 2
4.3 Пестрый материал 12 недели. 1 1
4.4 Текст «Наступила зима» (3- 4 занятие) 2 2
4.5 Пестрый материал 13 недели. 1 1
4.6 Диалог «Наступила зима» (1- 2 занятие) 2 2

5 Подготовка к контрольной работе. 2 2
Контрольная работа за I полугодие. 1 1

6 Я и моя семья. 9 9
6.1 Пестрый материал 14 недели. 1 1
6.2 Текст «День рождения» (1- 2 занятие) 2 2
6.3 Пестрый материал 15 недели. 1 1
6.4 Текст «День рождения» (3 - 4 занятие) 2 2
6.5 Пестрый материал 16 недели. 1 1
6.6 Диалог «День рождения» (1 - 2 занятие) 2 2
7 Времена года. 9 9
7.1 Пестрый материал 17 недели. 1 1
7.2 Текст «Как помочь птицам зимой» (1- 2 занятие) 2 2
7.3 Пестрый материал 18 недели. 1 1
7.4 Текст «Как помочь птицам зимой» (3 - 4 занятие) 2 2
7.5 Пестрый материал 19 недели. 1 1
7.6 Диалог «Как помочь птицам зимой» (1- 2 занятие) 2 2

8 Будем здоровы. 12 12
8.1 Пестрый материал 20 недели. 1 1
8.2 Текст «Катя заболела» (1- 2 занятие) 2 2
8.3 Пестрый материал 21 недели. 1 1
8.4 Текст «Катя заболела» (3- 4 занятие) 2 2
8.5 Пестрый материал 22 недели. 1 1
8.6 Диалог «Катя заболела» (1- 2 занятие) 2 2
8.7 Пестрый материал 23 недели. 1 1
8.8 Диалог " Если заболел" (1 - 2 занятие) 2 2

9 Я и моя семья. 9 9
9.1 Пестрый материал 24 недели. 1 1
9.2 Текст «Выходной день» (1- 2 занятие) 2 2
9.3 Пестрый материал 25 недели. 1 1
9.4Текст «Выходной день» (3- 4 занятие) 2 2
9.5Пестрый материал 26 недели. 1 1
9.6 Диалог «Выходной день» (1 -2 занятие) 2 2

10 Времена года. 9 9
10.1 Пестрый материал 27 недели. 1 1
10.2 Текст «Лето» (1 -2 занятие) 2 2
10.3 Пестрый материал 28 недели. 1 1
10.4 Текст «Лето» (3- 4 занятие) 2 2
10.5 Пестрый материал 29 недели. 1 1
10.6 Диалог «Лето» (1- 2 занятие) 2 2

11 Пёстрый материал 30 недели 1 1
Подготовка к контрольной работе. 2 2
Контрольная работа за II полугодие. 1 1

12 Обследование слуха, произносительных навыков. 3 3
13 Проверка внятности. 1 1
14 Контрольно-обобщающий урок. 1 1
Всего: 102 98 4


Содержание программы.
Тема №1. Обследование слуха, произносительных навыков.
Тема №2. Времена года.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Здравствуй, осень», «Листопад», «Перелетные птицы», «Школьный огород», «Работа в огороде летом», «Осенний урожай».
Работа с текстами: «Осень», «Школьный огород».
Составление диалога по текстам: «Осень», «Школьный огород».
Работа над диалогами: «Осень», «Школьный огород».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №3. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Уроки в школе», «Урок математики», «На уроке математики».
Работа с текстом «Урок математики».
Составление диалога по тексту «Урок математики».
Работа над диалогом «Урок математики».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №4. Времена года.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам «Пришла зима», «Зимой на улице», «Зимние забавы».
Работа с текстом «Наступила зима».
Составление диалога по тексту «Наступила зима».
Работа над диалогом «Наступила зима».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №5. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа за I полугодие.
Тема №6. Я и моя семья.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «День рождения», «Подарки на день рождения», «Прием гостей».
Работа с текстом «День рождения».
Составление диалога по тексту «День рождения».
Работа над диалогом «День рождения».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №7. Времена года.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Зимующие птицы», «Птицам зимой надо помогать», «Кормушка для птиц».
Работа с текстом «Как помочь птицам зимой».
Составление диалога по тексту «Как помочь птицам зимой».
Работа над диалогом «Как помочь птицам зимой».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №8. Будем здоровы.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Врач лечит людей», «Если заболел», «Лекарства».
Работа с текстом «Катя заболела».
Составление диалога по тексту «Катя заболела».
Работа над диалогом «Катя заболела».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №9. Я и моя семья.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Выходные дни», «Режим дня школьника», «Игры детей».
Работа с текстом «Выходной день».
Составление диалога по тексту «Выходной день».
Работа над диалогом «Выходной день».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №10. Времена года.
Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, с учебных предметов, внеклассных занятий и фраз по темам: «Скоро лето», «Летние каникулы», «Летом в лесу».
Работа с текстом «Лето».
Составление диалога по тексту «Лето».
Работа над диалогом «Лето».
Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ребенка).
Тема №11. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа за II полугодие.
Тема №12. Обследование слуха, произносительных навыков.
Тема №13. Проверка внятности.
Тема №14. Контрольно-обобщающий урок.

Учебно-методические средства обучения.

Методическая литература.
1 Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей6-9 лет. /сост. О. В. Епифанова.- Волгоград: Изд-во Учитель, 2010.- 179с.
2 Белущенко В. А.Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха./В. А.Белущенко, А. Е. Наумова, М. Ю.- Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2006.-108с.
3 Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика./ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт А. Н.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 1996.-236с.
4 Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей. / А. А. Гуськова.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
5 Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. / Н. С. Жукова. –М.: -Изд-во ЗКСМО, 2013.-120с.
6 Журавлева А. Е. Домашняя логопедия. / А. Е. Журавлева, В. В. Федиенко.-М.:- Изд-во ЭКСМО, 2013.-112с.
7 Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.
/ И. Ю. Кондратенко.-М.: Изд-во АЙРИС ПРЕСС, 2012.- 64с.
8 Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия./ Т. К. королевская, А. Н. Пфафенродт.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.-154с.
9 Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса./ Т. К. Королевская, В. Я. Стаценко.–М.; Изд-во Экзамен, 2005.- 192с.
10 Кузьмичева Е. П.Развитие устной речи у глухих школьников. / Е.П.Кузьмичева ,Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-136с.
11 Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. / Е. П. Кузьмичева.- М.: Изд-во Просвещение, 1991.- 160с.
12 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах./ Р. И. Лалаева.-М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.- 223с.
13Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха./ под. ред. В. И. Селиверстова.- М.:Изд-во ВЛАДОС, 2001.-288с.
14 Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов./ Е. А. Пожиленко.- М.:Изд-во ВЛАДОС, 2002.- 216с.
15 Сурдопедагогика. / под. ред. Е. Г. Речицкой.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.- 655с.
16 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./ М. Ф. Фомичева.-М. –Воронеж: Изд-во ИПП, 1997.-304с.

Дидактическая литература.

1 Новоторцева Н. В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки. – 1999 год (9 тетрадей)
2 Комарова Л. А. Автоматизация звуков: С, Ц, Ч-Щ. – 2009 год (3 тетради)
3 Щербакова Е. К. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения слабослышащих детей – 2001 год ( 4 тетради )
4 Руденко В. И. Домашний логопед. – 2000 год
5 Успенский М. Б., Успенская Л. П. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить.- 2002 год (3-я книга)
Дидактические материалы.

1 Предметные картинки по темам: учебные вещи, игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт, домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, предметы личной гигиены, овощи, фрукты, продукты питания.
2 Иллюстрации по декоративно-прикладному искусству по темам: «Полох-Майдан», «Гжель», «Жостово», «Городец», «Хохлома», «Урало-Сибирская роспись», «Мезенская роспись», «Северодвинская роспись».
3 Репродукции картин.
4 Дидактические игры: “ Назови одним словом “ ( овощи, фрукты, мебель, обувь, одежда, транспорт, инструменты, игрушки, посуда, бытовые приборы и др. ) , “ Третий лишний “ , “ Вставь число “ , “ Посчитай “, “Цветик-самоцветик”, “ Поезд”, “ Кто что делает?”, “Составь цветок”, “Мебель для комнаты”, “Собери урожай” и др.
5 Сюжетные картинки по темам: «Времена года», «Семья».
6 Речевой материал по формированию произносительных навыков на звуки «Б», «Д», «Г-К», «Х», «Л», «Р», «Ц», «Ш-Щ», «Ч»,
7 Голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения.
8 Пальчиковая гимнастика.
9 Нормы орфоэпии, интонация.
10 Составление рассказов по опорным вопросам.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.
Сайты интернет-ресурсов.
http://www.logoped.ru/
http://defectolog.ru/
http://www.logopunkt.ru/
http://www.defectus.ru/
http://www.logopedmaster.ru/

Оборудование и приборы.

1 Тренажер речевой комплексный «Интон-М»;
2 Телевизор «AKIRA»;
3 DVD –плеер «LG»;
4 Компьютер;
5 Доска;
6 Зеркало;
7 Профили звуков.

Средства контроля.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля используются:
I Контрольная работа по выполнению программного материала по развитию речевого слуха.
Методика проведения контрольных работ:
Контрольные работы по развитию речевого слуха проводятся 2 раза в год в конце полугодий. Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу по развитию речевого слуха и формированию произношения. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами (на слух или слухозрительно, применяется звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты). Фразы предъявляются последовательно, каждая не более 2 раз. Ученик повторяет то, что воспринял и отвечает на вопрос, выполняет поручение. Учитель записывает ответы ученика в протокол, отмечая особенности воспроизведения речевого материала: если фраза полностью воспринята, ставится количество слов во фразе; если фраза воспринята с ошибками, то фиксируется количество воспринятых слов.
При обработке ответов учащихся можно использовать формулу:
ρ=(F×∑▒r/a)/(2∑▒r)
Р= уровень восприятия фраз.
F = общее количество фраз, принятых по смыслу;
g- количество слов, воспринятых во фразе;
a – количество слов во фразе;
∑- сумма.
В результате получается уровень (процент) восприятия фраз учеником. Из года в год объём речевого материала, опознаваемого слухо-зрительно и на слух увеличивается. В конце учитель анализирует контрольную работу (соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).
Контрольная работа по РРС за I полугодие.
1 Начерти отрезок 8 сантиметров.
2 Дополни: Перелётные птицы улетают ....
3 Повтори: Осенью в огороде люди собирают урожай.
4 Какие сегодня уроки?
5 Найди ошибку: Восемьдесят минус двадцать будет сорок.
6 Нарисуй сугробы.
7 Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
8 Какие овощи растут в огороде?
9 Какой сейчас месяц?
10 Придумай пример на сложение.
Контрольная работа по РРС за II полугодие.
1 Когда у тебя день рождения?
2 Расскажи, как надо помогать птицам зимой.
3 Как зовут школьного врача?
4 Где продают лекарства?
5 Дополни: Дети стали играть в .........
6 Повтори: Суббота и воскресенье -выходные дни.
7 Чем ты будешь заниматься летом?
8 Дополни: Весной птицы вьют гнезда ……
9 Найди произведение чисел 3 и 7.
10 Нарисуй дерево с почками.
II Контрольно-обобщающий урок по развитию речевого слуха и формированию произношения по определению состояния уровня речи учащихся.
Методика проведения контрольно-обобщающих уроков:
Контрольно-обобщающий урок проводится в конце учебного года. Подготовка и проведение контрольно-обобщающего урока проходит в несколько этапов.
На первом этапе определяется тема – за четыре недели до контрольно
обобщающего урока.
На втором этапе учитель слуховой работы подбирает речевой материал. Обя-
зательным условием является участие в контрольно-обобщающем уроке всех учеников класса. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ученика (наличие звуков в речи ребенка, которыми насыщается выступление; увеличивается объем текста для хорошо успевающего ученика и сокращается для слабоуспевающего). Содержание речевого материала должно быть направлено на реализацию возможностей определенного ученика.
На третьем этапе за три недели до контрольно-обобщающего урока начинает-
ся непосредственная подготовка: работа над произнесением текста каждого ученика, репетиции.
На уроке присутствуют 3 аудитора, которые оценивают речевую деятельность учащихся по следующим критериям.
1 Знание речевого материала (декламация)
5- без ошибок
4- с запинками
3- ребенок подглядывает в листочек
2- читает по бумажке
1- читает с запинками
2. Общая внятность речи.
5- речь внятная, смысл всего речевого материала понятен
4- речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы.
3- речь маловнятная, понятны отдельные слова
2- речь невнятная, непонятны даже отдельные слова
0- речи нет
3. Выразительность.
5- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию. Артистичность.
4- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию, но выражено в меньшей степени
3- выражено в меньшей степени
2- не выражено
4. Нормы орфоэпии.
5- соблюдает все нормы
4- нормы знает, но может допускать ошибки
3-много ошибок
2- не соблюдает
5. Слитность.
5- речь слитная, плавная, без ошибок
4- тоже, но с незначительными ошибками
3- скандированная речь
2- послоговое чтение
1- побуквенное чтение
6. Ударение.
5- без ошибок
4- единичные ошибки
3- равноударное
7. Чтение материала (знакомого и незнакомого)
5- читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение
4- допускает незначительные ошибки (сам себя исправляет)
3- допускает ошибки (исправляет по подсказке учителя)
2- допускает ошибки (не исправляет даже после подсказки учителя)
Члены комиссии оценивают речь каждого ученика, оценки заносятся в протоколы. Результаты суммируются и выводятся средние баллы, которые заносятся в итоговый протокол. На основании оценок, полученных за участие в контрольно-обобщающем уроке, проводится диагностирование уровня состояния речи обучающихся, включая и внятность речи в динамике.
Уровень состояния речи определяется по средней оценке речевой деятельности обучающихся.
Уровни состояния речи:
I уровень – высокий, общение со слышащими вызывает незначительные трудности в понимании отдельных слов, но общий смысл высказывания понятен. Средний балл 4,50 – 5.
II уровень – выше среднего, общение со слышащими вызывает затруднения в понимании отдельных фраз. Общий смысл высказываний может быть в основном понятен. Средний балл 4,00 – 4,49.
III уровень – средний, состояние речи вызывает трудности в понимании смысла высказывания. Могут быть понятны отдельные слова или фразы. Средний балл 3,50 – 3,99.
IV уровень – ниже среднего, состояние речи практически не позволяет понять смысл высказывания. Понятны отдельные слова. Средний балл 3,00 – 3,49.
V уровень – низкий. Речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. Средний балл 2,50 – 2,99.
VI уровень – нулевой. Речи нет, присутствуют отдельные недифференцированные звукокомплексы. Средний балл 2 – 2,49.

III Проверка внятности речи по спискам Э. Леонгард.
Методика проверки внятности речи:
Проверка внятности речи проводится в конце учебного года в каждом классе по одному списку, где прослеживается динамика речевого развития ученика. При проведении проверки ученику предлагается прочитать весь список. Ассистенты, прослушав слова из данного списка, записывают ответы ребенка в протокол. При анализе результатов отмечают правильное количество воспринятых слов каждым ассистентом. Результаты подсчитываются по данной формуле:

ρ=(F×100)/150

P-внятность речи;
F – общее количество воспринятых слов 3 ассистентами.
Списки Э. И. Леонгард.
Список № 1.
Сын, мох, залп, борщ, план, пот, май, соль, банк, тень, масло, лампа, цапля, запах, аист, вилы, вафли, змей, сорт, ум, вечер, иней, бензин, борец, берет, весло, болтун, щётка, сетка, голос, шофёр, дятел, семья, гранит, дедушка, ласточка, комната, чайка, няня, яма, лопата, расчёска, подушка, монета, печенье, берлога, колодец, словарь, февраль, рука.
Список № 2.
Ёрш, лифт, сон, нос, март, путь, рост, бой, двор, дом, клетка, корень, дворец, петух, донор, люстра, знамя, касса, люди, ящик, ива, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат, звонок, жажда, еда, крыльцо, лотос, енот, звезда, хлебница, трещина, зарево, чтение, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.
Список № 3.
Свет, час, холм, щи, порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, номер, ужин, слово, ноготь, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, песня, туча, ведро, усы, метро, лопата, забор, змей, плакат, дыра, камыш, перо, изба, лентяй, лыжница, селезень, окорок, птенчик, занавес, пение, горошек, редиска, солонка, телятник, черешня, картина, колесо, человек, конура, аллея.
Список № 4
Дно, грамм, соль, банк, тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, пух, горн, змей, ум, сорт, снегирь, ладонь, компот, ходики, музей, дождик, тряпка, щётка, сетка, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, кофта, мясо, чайка, няня, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, яма, стая, почта, рука, словарь, февраль, сметана, продавец, генерал, океан, обои.
Список № 5.
День, снег, тур, мыс, жизнь, кит, шар, лай, сеть, стул, ваза, хала, фокус, шуба, лента, зерно, тепло, девушка, тайга, юла, студия, птичница, ножницы, трение, лето, лампа, пятница, ванна, память, язва, ласка, буква, щепа, бревно, фонарь, письмо, черта, судья, смена, пила, охота, декада, бегемот, товарищ, здоровье, ячейка, тычинка, скипидар, телефон, машина.
Список № 6.
Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, час, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, депо, июнь, изба, жена, пошлина, сессия, топанье, стадия, музыка, ненависть, езда, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, высота.
Список № 7.
Вьюн, яр, звон, быт, пол, мысль, фант, цикл, щит, мул, тумба, яхта, тина, деньги, пламя, яма, ширма, слёзы, ясень, почва, клоун, перец, очки, ручей, старьё, воробей, депутат, пещера, телёнок, суета, столица, берёза, художник, синица, ссадина, выводок, техника, саженец, платина, работа, девочка, сатин, сазан, шептун, паштет, дефект, загон, свеча, тайга, село.
Список № 8.
Тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, банк, соль, грамм, дно, сорт, снегирь, ладонь, компот, музей, ходики, змей, горн, пух, ум, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, сетка, щётка, дождик, тряпка, яма, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, няня, чайка, кофта, мясо, февраль, обои, сметана, продавец, океан, словарь, рука, почта, генерал, стая.
Список № 9
Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, чай, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, дело, июнь, изба, жена, езда, пошлина, сессия, топанье, стадия, ненависть, музыка, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, волна.
Список № 10.
Порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, щи, холм, свет, час, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, ноготь, слово, ужин, номер, метро, лапта, забор, змея, дыра, плакат, ведро, туча, песня, усы, лыжница, селезень, пение, окорок, занавес, лентяй, камыш, изба, птенчик, перо, аллея, орешник, картина, колесо, человек, конура, телятник, солонка, редиска, горошек.

Приложение №1.
Тексты и диалоги по развитию слуха.
Текст № 1 «Осень»
Наступила дождливая осень. Подул холодный осенний ветер. Солнышко греет плохо. Часто идёт дождь. Трава пожелтела. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают на землю. Перелётные птицы улетают на юг. В огороде и в саду убирают урожай.
Диалог по тексту «Осень»
- Вот и осень наступила!
- Солнышко греет плохо.
- На улице холодно, часто идёт дождь.
- Посмотри, трава пожелтела, листья падают на землю.
- Только ёлки стоят зелёные.
- Птицы улетают на юг.
- Скоро придёт зима.
Текст № 2 «Школьный огород»
В нашей школе есть огород. Там растут овощи и ягоды. Летом ребята поливали грядки. Осенью в огороде дети собрали урожай. Выросла морковь, свёкла, редиска. Созрели ягоды: малина, клубника и смородина. Ребята хорошо потрудились.
Диалог по тексту «Школьный огород»
- Пойдём гулять?
- Пойдём.
- Что ты будешь делать?
- Мы с классом пойдём в огород. В огороде будем убирать морковь и редис.
- А наш класс будет убирать лук и свёклу.
- Потом мы отнесём овощи в нашу столовую.
Диалог "Осенний урожай"
- Привет, Серёжа!
- Привет, Вова!
- Пойдём гулять?
- Нет, я помогаю маме и папе.
- А что вы делаете?
- Мы работаем в огороде. Убираем овощи.
- А мы уже убрали морковь, свёклу.
- Отличный урожай собрали?
- Да. Хороший осенний урожай.
Текст № 3 «Урок математики»
Учительница написала на доске примеры на сложение. Дима решает примеры: “ Тридцать плюс двадцать будет сорок. “ Ребята увидели ошибку. Учительница попросила ребят помочь Диме. Наташа помогла Диме. Она сказала: “ Тридцать плюс двадцать будет пятьдесят. “ Наташа решила пример правильно.
Диалог по тексту «Урок математики»
- Ребята, будем решать пример на сложение.
- Тридцать плюс двадцать будет сорок.
- Неверно! Дима ошибся!
- Ребята, помогите, пожалуйста, Диме.
- Тридцать плюс двадцать будет пятьдесят.
- Верно! Правильно! Пятьдесят!
Текст № 4 «Наступила зима»
Алёша взял цветные карандаши и бумагу. Он стал рисовать. Алёша нарисовал белый снег, голые деревья. Потом он нарисовал снеговика, горку, каток. На горке катаются малыши. На катке катаются старшие ребята. Идёт пушистый снег. Наступила зима.
Диалог по тексту «Наступила зима»
- На улице хорошая погода. Пойдём гулять?
- У меня есть лыжи. Я буду кататься на лыжах.
- А я буду кататься на санках.
- Я люблю кататься на коньках. У меня есть коньки.
- Хорошо. Будет весело.
- Мне нравится зима.
- Мне тоже.
Текст № 5 «День рождения».
Сегодня у Наташи день рождения. Мама накрыла на стол. Наташа помогала маме. Она поставила на стол хлеб, тарелки, ложки и вилки. Пришли ребята. Они поздравили Наташу с днём рождения. Ребята принесли подарки: цветы, книги, игрушки. Наташа поблагодарила ребят за подарки. Потом все пили чай с конфетами и тортом.
Диалог по тексту «День рождения».
- Сегодня у меня день рождения. Приходи ко мне в гости.
- Хорошо. Я приду.
- У меня есть фильм про собак и кошек.
- Я люблю смотреть фильмы про собак и кошек.
- А потом мы будем пить чай с конфетами и тортом.
- А я тебе подарю красивую куклу.
- Я буду рада.
Текст № 6 «Как помочь птицам зимой».
Однажды зимой Маша и Витя гуляли в парке. Ребята увидели на снегу птичку. Маша взяла воробышка в ладошки. Дети забрали его домой. Птичка дома согрелась и стала клевать семечки. Витя сделал для птиц кормушку. Ребята повесили кормушку в парке. Маша и Витя выпустили воробышка на волю. Дети приносили корм и кормили птиц.
Диалог по тексту «Как помочь птицам зимой»
- Посмотри, птичка лежит на снегу.
- Это воробышек. Он замёрз. Давай возьмём домой?
- Давай… Птиц зимой надо кормить.
- Я дам воробышку семечек.
- А я сделаю для птиц кормушку.
- Мы повесим кормушку в парке.
- Будем кормить птиц!
Текст № 7 «Катя заболела».
Кузнецова Катя заболела. У неё сильный кашель и высокая температура. Мама вызвала врача. Пришёл врач. Он выписал рецепт и велел пить тёплое молоко. Мама уложила Катю в постель и пошла в аптеку за лекарством. Каждый день Катя пила лекарство и тёплое молоко. Катя быстро выздоровела.
Диалог по тексту «Катя заболела»
- Кто болеет?
- Кузнецова Катя.
- А что у неё болит?
- У неё сильный кашель и высокая температура.
- Я выпишу рецепт. Надо пить лекарство и тёплое молоко.
- Хорошо. Спасибо.
Текст № 8 «Выходной день».
Был выходной день. Тома и Коля встали рано утром. Они сделали зарядку, умылись, оделись, позавтракали. После завтрака дети убрались в комнате. Пришли в гости Вова и Нина. Дети стали играть в прятки. Коля залез под стол. Вова и Нина зашли за дверь. Тома искала детей. Дети играли дружно, весело.
Диалог по тексту «Выходной день»
- Какой день недели тебе нравится?
- Воскресение.
- Почему?
- Потому что воскресение – выходной день.
- Я тоже люблю отдыхать.
- Что ты делал в воскресение?
- Я встал рано утром, сделал зарядку, умылся, оделся, позавтракал.
- А чем занимался потом?
- Потом пришли Вова и Нина. Мы играли в прятки.
- Вам было весело?
- Да, мы играли дружно, весело.
Текст № 9 «Лето».
Скоро наступит лето. Начнутся летние каникулы. Ребята будут отдыхать. Летом ребята будут купаться в реке, загорать, ходить в лес за грибами и ягодами. Будут играть в разные игры, ловить рыбу. Читать книги, рисовать. Ребята хорошо отдохнут летом. Первого сентября снова приедут в школу в четвёртый класс.
Диалог по тексту «Лето».
- Где ты будешь отдыхать летом?
- Я поеду отдыхать в лагерь.
- А я поеду к бабушке в деревню.
- В лагере мы будем купаться в реке, загорать, играть.
- Я буду ходить в лес за грибами и ягодами.
- Хорошо летом!
- Лето – моё любимое время года.

Приложение № 2

Контрольная работа по РРС и ФП за I полугодие.

1 Начерти отрезок 8 сантиметров.
2 Дополни: Перелётные птицы улетают ....
3 Повтори: Осенью в огороде люди собирают урожай.
4 Какие сегодня уроки?
5 Найди ошибку: Восемьдесят минус двадцать будет сорок.
6 Нарисуй сугробы.
7 Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
8 Какие овощи растут в огороде?
9 Какой сейчас месяц?
10 Придумай пример на сложение.

Контрольная работа по РРС и ФП за II полугодие.

1 Когда у тебя день рождения?
2 Расскажи, как надо помогать птицам зимой.
3 Как зовут школьного врача?
4 Где продают лекарства?
5 Дополни: Дети стали играть в .........
6 Повтори: Суббота и воскресенье -выходные дни.
7 Чем ты будешь заниматься летом?
8 Дополни: Весной птицы вьют гнезда ……
9 Найди произведение чисел 3 и 7.
10 Нарисуй дерево с почками.
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: 77mar_abr (12.12.2016) | Автор: Абрамчук Марина Николаевна E
Просмотров: 2163 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
Уважаемая Марина Николаевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2 77mar_abr  
Спасибо большое!

3 77mar_abr  
Добрый вечер! Екатерина Николаевна, оплатила сертификат, но до сих пор не получила его на почту. Подскажите, пожалуйста, когда можно его получить. С уважением, Марина Николаевна.

Марина Николаевна, здравствуйте!
Дату отправки сертификата можно узнать в Таблице допуска
https://docs.google.com/spreads....8067327
или на странице Конференции. Почта доставляет сертификат в течение 7-14 дней после указанной даты.
С уважением, Сенникова Е.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024