Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 20:28

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа факультативного курса «Компьютер как средство развития ВПФ, личностного роста и резервных способностей у обучающихся с интеллектуаль
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовтельная школа-интернат Кизеловского муниципального района Пермского края


Рабочая программа факультативного курса
«Компьютер как средство развития ВПФ, личностного роста и резервных способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Пояснительная записка.
Актуальность проблемы
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требования обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса. Являясь социально-значимой задачей. Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимидийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования во всех предметных областях. Разумеется, информационные технологии не способны избавить аномального ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, даёт ему веру в свои силы.
Использование информационных технологий является одним из методов обучения обучающихся коррекционной школы, при применении которых реализуется построение «обходных путей» обучения, использование специфических программных средств обучения, не требующихся в образовании нормально развивающегося ребенка.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих обучающихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения имеются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.
Как правило, в коррекционной школе готовят обучающихся к реальной действительности: обучение чтению, счёту, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение работы на дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д. Формированию этих умений может способствовать применение компьютера. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели, то едва ли это использование приведёт учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.
Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе – всё это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для её особой задачи – коррекции развития ребёнка с ограниченными возможностями. К специальным принципам педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.
В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с этим используются новые приёмы и методы коррекционно-развивающего обучения, у обучающихся появится возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Таким образом, мною сделана попытка объединить два направления: психологическое развитие обучающихся и обучение навыкам работы на компьютере.

Цель и задачи программы
Цель. Повышение социальной компетентности обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством использования методических приёмов работы на компьютере.
Для реализации цели предполагается решение трёх групп основных задач:
обучающие (теоретические) – знакомство учащихся с простейшими основами работы на компьютере для повышения мотивации к учебно-трудовой деятельности; обучение применению компьютерных технологий в различных жизненных ситуациях для дальнейшего социального развития и совершенствования адаптационых возможностей;
коррекционно-развивающие – развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, зрительного восприятия), мелкой моторики, познавательной деятельности; формирование самоконтроля и умения планировать свою деятельность на основе ИКТ;
воспитательные - подготовка школьников к практической деятельности в компьютерном мире; создание ситуации успеха, развитие положительного отношения к своей работе и учёбе; формирование учебной и трудовой мотивации, уверенности в себе; отработка навыков культурного общения со сверстниками.
В зависимости от цели и задач курса занятий выстраиваются: календарно-тематический план; последовательность прохождения разделов программы; количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятии и их соотношение; осуществляется подбор учеников в группы. Допускается наличие нескольких планов (2-3) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности. При этом учитываются темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, трудовое обучение, изобразительная деятельность) и соответственно подбираются методические приёмы работы с учащимися для индивидуальной коррекции.
Условия проведения
Программа занятий рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия проводятся в компьютерном классе и являются малогрупповой, специфической формой организации учебной деятельности. В начале года педагог-психолог формирует группы с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую половину, так и во вторую половину дня. На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 45 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог-психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.
Этапы действия программы
- подготовительный – 5 класс;
- начальная подготовка – 6-7 классы;
- основная подготовка – 8-9 классы.
Содержание программы
Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Факультативный курс следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для учащихся с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения.
На занятиях обучающиеся осваивают работу на компьютере, получают первичную информацию, правила работы и поведения при общении с компьютером, работают по карточкам, выполняют развивающие задания, приобретают навыки использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре, используют на занятиях упражнения с игровыми программами развития ВПФ, моторики пальцев.
Коррекционные занятия обеспечивают не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся. Занятия делятся на две части. В первой части обучающиеся приобретают знания, умения и навыки работе на компьютере, во второй осваивают коррекционно-развивающие игры и программы.
В процессе работы по данной программе решается задача формирования межпредметных связей, которая обеспечивает в сочетании с коррекционно-развивающими приёмами успешное продвижение в обучении каждого ребёнка и способствует развитию его познавательной деятельности.
Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на занятиях через обучение, игру, музыку, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно работе на компьютере, что вызывает у подростков положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Структура программы коррекционных занятий по развитию компьютерной грамотности у учащихся включает в себя следующие разделы:
1. Основы работы на компьютере.
2. Текстовые процессоры.
3. Компьютерная графика.
• Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с
расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Обучающиеся знакомятся с играми, тренажёрами.
• Раздел «Работа с текстовыми процессорами» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста, знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов, развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц, схем.
• Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение знаний от пятого к девятому классу. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.
Для проведения коррекционной работы используются специальные развивающие программы и игры.
1. Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить - 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»).
2. «Антошка - чудеса науки».
3. «Антошка в сказочной стране».
4. «Весёлые книжки Антошки».
5. «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения).
6. «Баба-Яга учится читать».
7. «Считай и побеждай».
8. Увлекательная программа – тренажёр для детей «Информатика».
9. Математика и конструирование.
10. Раскраски.
11. «Вундеркиндия».
12. Математические игры.
13. «Рисуем, учимся, играем».
14. «Гав! Два! Три!» - образовательная программа.
15. Информатика 5-7 классы.
16. «Мир информатики» 1 и 2 год обучения.
17. «Мир информатики» 3 и 4 год обучения.
18. Развивающие игры:
• «Искатель в школе».
• «Искатель - фантазёр»,
• «Искатель в доме приключений».
• «Искатель сокровищ».
• «Тим и Тома в старом замке».
• «Мишка в космосе» («Вилли в космосе», «Приключение Тедди», «Озеро Дино», «НЛО Сокобан»).
• «Приключения в стране чисел».
• Природа, человек, общество.
• Лего.
• Загадки.
19. «Гарфилд – второклассникам»: грамматика и письмо.
20. Релаксационные композиции.
21. Программа «Babytype». Клавиатурный тренажер.
22. Программа «KLAWA».
23. Тренажёр «Работа с мышью».
24. Клавиатурный тренажёр HALLO.

Формы и методы программы
При организации занятий приоритетными формами работы с обучающимися являются индивидуальные и групповые. Обязательно проводятся упражнения по профилактике и коррекции зрительных нарушений, психогимнастика, физминутки.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- игровые методы (коррекционно-развивающие игры).
Спектр методических приёмов достаточно широк (соедини части слов; вставь подходящие слова, предлоги; расшифруй слова, предложения; зашифруй слова, предложения; найди подходящие прилагательные, глаголы; найди лишнее слово; нарисуй так же; выбери главное; раздели правильно; напиши наоборот; запомни и нарисуй; составь слово, предложение; укрась слово; подбери пару; раскрась правильно и т. д.) и подбирается в зависимости от целей и задач конкретного занятия.
Формы контроля
 Тесты.
 Практические задания.
 Творческие задания.
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях у обучающихся:
- повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, зрительного восприятия, воображения);
- расширятся познавательные возможности и интересы;
- повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и
трудовая мотивация.
обучающиеся научатся:
- применять полученные знания в жизненных ситуациях;
- планировать учебную и трудовую деятельность;
- использовать новые формы общения;
- владеть простейшими знаниями о компьютере;
- работать с информацией (набор, редактирование текста, составление таблиц,
составление схем, рисование).
Отслеживание ожидаемых результатов осуществляется с помощью диагностических методик:
1. Зрительная произвольная память.
2. Слуховая память.
3. Методика «Повторение цифр»
4. Методика Тулуз-Пьерона.
5. Методика исследования мыслительных операций.
6. Диагностика уровня сформированности понятийного мышления.
7. Методика изучения социально-ситуативной тревожности.
8. Методика исследования самооценки.
9. Анкета для изучения мотивации учения.
10. Анкета для изучения социально-психологической адаптации учащихся.
В программе использованы материалы.
 Программа курса «Основы компьютерной грамотности» для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Томск-2002г.,
И.В. Пахорукова.
 О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя».
 Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» массовой школы.
 О.Б. Кремер «Опыт создания компьютерных программ в коррекционной школе».
 Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе» г. Воронеж.
 Информатика. Учебник 5-6 классов под ред. Н.В. Макаровой, Киев, Харьков, Минск.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №7 - 2004. – М.: Образование и Информатика, 2004.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 - 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 - 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 - 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 - 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 8- 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
 Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4 - 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008.
 Информатика в школе. №4-2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: Светлана-2511 (14.12.2016) | Автор: Светлана E
Просмотров: 1024 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 2
Уважаемая Светлана Николаевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2 Светлана-2511  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024