Рабочая программа факультативного курса «Компьютер как средство развития ВПФ, личностного роста и резервных способностей у обучающихся с интеллектуаль
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовтельная школа-интернат Кизеловского муниципального района Пермского края
Рабочая программа факультативного курса «Компьютер как средство развития ВПФ, личностного роста и резервных способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Пояснительная записка. Актуальность проблемы Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требования обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса. Являясь социально-значимой задачей. Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимидийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования во всех предметных областях. Разумеется, информационные технологии не способны избавить аномального ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, даёт ему веру в свои силы. Использование информационных технологий является одним из методов обучения обучающихся коррекционной школы, при применении которых реализуется построение «обходных путей» обучения, использование специфических программных средств обучения, не требующихся в образовании нормально развивающегося ребенка. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих обучающихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения имеются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Как правило, в коррекционной школе готовят обучающихся к реальной действительности: обучение чтению, счёту, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение работы на дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д. Формированию этих умений может способствовать применение компьютера. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели, то едва ли это использование приведёт учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты. Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе – всё это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для её особой задачи – коррекции развития ребёнка с ограниченными возможностями. К специальным принципам педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения. В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с этим используются новые приёмы и методы коррекционно-развивающего обучения, у обучающихся появится возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Таким образом, мною сделана попытка объединить два направления: психологическое развитие обучающихся и обучение навыкам работы на компьютере.
Цель и задачи программы Цель. Повышение социальной компетентности обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством использования методических приёмов работы на компьютере. Для реализации цели предполагается решение трёх групп основных задач: обучающие (теоретические) – знакомство учащихся с простейшими основами работы на компьютере для повышения мотивации к учебно-трудовой деятельности; обучение применению компьютерных технологий в различных жизненных ситуациях для дальнейшего социального развития и совершенствования адаптационых возможностей; коррекционно-развивающие – развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, зрительного восприятия), мелкой моторики, познавательной деятельности; формирование самоконтроля и умения планировать свою деятельность на основе ИКТ; воспитательные - подготовка школьников к практической деятельности в компьютерном мире; создание ситуации успеха, развитие положительного отношения к своей работе и учёбе; формирование учебной и трудовой мотивации, уверенности в себе; отработка навыков культурного общения со сверстниками. В зависимости от цели и задач курса занятий выстраиваются: календарно-тематический план; последовательность прохождения разделов программы; количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятии и их соотношение; осуществляется подбор учеников в группы. Допускается наличие нескольких планов (2-3) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности. При этом учитываются темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, трудовое обучение, изобразительная деятельность) и соответственно подбираются методические приёмы работы с учащимися для индивидуальной коррекции. Условия проведения Программа занятий рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия проводятся в компьютерном классе и являются малогрупповой, специфической формой организации учебной деятельности. В начале года педагог-психолог формирует группы с учётом индивидуальных возможностей учащихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую половину, так и во вторую половину дня. На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 45 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог-психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе. Этапы действия программы - подготовительный – 5 класс; - начальная подготовка – 6-7 классы; - основная подготовка – 8-9 классы. Содержание программы Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Факультативный курс следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для учащихся с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения. На занятиях обучающиеся осваивают работу на компьютере, получают первичную информацию, правила работы и поведения при общении с компьютером, работают по карточкам, выполняют развивающие задания, приобретают навыки использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре, используют на занятиях упражнения с игровыми программами развития ВПФ, моторики пальцев. Коррекционные занятия обеспечивают не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся. Занятия делятся на две части. В первой части обучающиеся приобретают знания, умения и навыки работе на компьютере, во второй осваивают коррекционно-развивающие игры и программы. В процессе работы по данной программе решается задача формирования межпредметных связей, которая обеспечивает в сочетании с коррекционно-развивающими приёмами успешное продвижение в обучении каждого ребёнка и способствует развитию его познавательной деятельности. Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на занятиях через обучение, игру, музыку, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно работе на компьютере, что вызывает у подростков положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Структура программы коррекционных занятий по развитию компьютерной грамотности у учащихся включает в себя следующие разделы: 1. Основы работы на компьютере. 2. Текстовые процессоры. 3. Компьютерная графика. • Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Обучающиеся знакомятся с играми, тренажёрами. • Раздел «Работа с текстовыми процессорами» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста, знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов, развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц, схем. • Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение знаний от пятого к девятому классу. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне. Для проведения коррекционной работы используются специальные развивающие программы и игры. 1. Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить - 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»). 2. «Антошка - чудеса науки». 3. «Антошка в сказочной стране». 4. «Весёлые книжки Антошки». 5. «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения). 6. «Баба-Яга учится читать». 7. «Считай и побеждай». 8. Увлекательная программа – тренажёр для детей «Информатика». 9. Математика и конструирование. 10. Раскраски. 11. «Вундеркиндия». 12. Математические игры. 13. «Рисуем, учимся, играем». 14. «Гав! Два! Три!» - образовательная программа. 15. Информатика 5-7 классы. 16. «Мир информатики» 1 и 2 год обучения. 17. «Мир информатики» 3 и 4 год обучения. 18. Развивающие игры: • «Искатель в школе». • «Искатель - фантазёр», • «Искатель в доме приключений». • «Искатель сокровищ». • «Тим и Тома в старом замке». • «Мишка в космосе» («Вилли в космосе», «Приключение Тедди», «Озеро Дино», «НЛО Сокобан»). • «Приключения в стране чисел». • Природа, человек, общество. • Лего. • Загадки. 19. «Гарфилд – второклассникам»: грамматика и письмо. 20. Релаксационные композиции. 21. Программа «Babytype». Клавиатурный тренажер. 22. Программа «KLAWA». 23. Тренажёр «Работа с мышью». 24. Клавиатурный тренажёр HALLO.
Формы и методы программы При организации занятий приоритетными формами работы с обучающимися являются индивидуальные и групповые. Обязательно проводятся упражнения по профилактике и коррекции зрительных нарушений, психогимнастика, физминутки. В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ: - словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа); - наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); - практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); - игровые методы (коррекционно-развивающие игры). Спектр методических приёмов достаточно широк (соедини части слов; вставь подходящие слова, предлоги; расшифруй слова, предложения; зашифруй слова, предложения; найди подходящие прилагательные, глаголы; найди лишнее слово; нарисуй так же; выбери главное; раздели правильно; напиши наоборот; запомни и нарисуй; составь слово, предложение; укрась слово; подбери пару; раскрась правильно и т. д.) и подбирается в зависимости от целей и задач конкретного занятия. Формы контроля Тесты. Практические задания. Творческие задания. Ожидаемые результаты В результате целенаправленной деятельности на занятиях у обучающихся: - повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, воображения); - расширятся познавательные возможности и интересы; - повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и трудовая мотивация. обучающиеся научатся: - применять полученные знания в жизненных ситуациях; - планировать учебную и трудовую деятельность; - использовать новые формы общения; - владеть простейшими знаниями о компьютере; - работать с информацией (набор, редактирование текста, составление таблиц, составление схем, рисование). Отслеживание ожидаемых результатов осуществляется с помощью диагностических методик: 1. Зрительная произвольная память. 2. Слуховая память. 3. Методика «Повторение цифр» 4. Методика Тулуз-Пьерона. 5. Методика исследования мыслительных операций. 6. Диагностика уровня сформированности понятийного мышления. 7. Методика изучения социально-ситуативной тревожности. 8. Методика исследования самооценки. 9. Анкета для изучения мотивации учения. 10. Анкета для изучения социально-психологической адаптации учащихся. В программе использованы материалы. Программа курса «Основы компьютерной грамотности» для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Томск-2002г., И.В. Пахорукова. О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя». Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» массовой школы. О.Б. Кремер «Опыт создания компьютерных программ в коррекционной школе». Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе» г. Воронеж. Информатика. Учебник 5-6 классов под ред. Н.В. Макаровой, Киев, Харьков, Минск. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №7 - 2004. – М.: Образование и Информатика, 2004. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 - 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 - 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 - 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 - 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 8- 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4 - 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. Информатика в школе. №4-2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.
Уважаемая Светлана Николаевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна