Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 22:37

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для обучающихся школ VIII вида (3-6 классы с умеренной умственной отсталостью)
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Рабочая коррекционно-развивающая программа
по психомоторному развитию
для обучающихся
школ VIII вид
(3-6 классы с умеренной умственной отсталостью)

Составлена на основе авторской программы
коррекционных занятий
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида Головкиной Т.М.


Программу составила
Строева Ксения Николаевна,
педагог-психолог

2016
Специфика программы
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу и т.д. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
В содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность.
1. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Раздел 1. Развитие движений, различных видов праксиса
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны:
- выполнять движения по показу и словесной инструкции;
- плавно переключаться с одного движения на другое;
- ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение;
- воспроизводить ряд из 3-6 движений;
- соблюдать направление движения в пространстве в соответствии с условными знаками и словесной инструкцией;
- выполнять движения по условным обозначениям;
- менять характер, направление движений по условным сигналам;
- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;
- повторять за педагогом позу кисти руки;
- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки,
- шнуровать, завязывать узлы и банты;
- резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;
- складывать бумагу;
- разрывать бумагу разной толщины.
Раздел 2. Развитие произвольности психической деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать простые словесные инструкции учителя;
- ориентироваться в задании по данному плану;
- сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;
- с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;
- проверять свою работу и работу товарища по данному алгоритму.
Раздел 3. Развитие пространственного восприятия.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны:
- распознавать и называть части тела и лица;
- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя;
- различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;
- ориентировать на листе бумаги;
- знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду;
- уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора;
- находить неправильно расположенные буквы;
- выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок;
- соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании.
Раздел 4. Развитие временных представлений.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны:
- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;
- знать месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года;
- понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;
- знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;
- определять время по часам с точностью до 5 минут.
Раздел 5. Развитие перцептивно-гностических функций.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны:
- узнавать предметы на картинках;
- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;
- составлять предметы из 2-6 частей;
- находить часть от целого предмета и предмет по данной части;
- различать и называть основные цвета;
- соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака;
- различать геометрические фигуры и называть их;
- сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы;
- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;
- опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов;
- уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;
- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;
- восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр;
- узнавать предметы по словесному описанию.
Раздел 6. Развитие слухового восприятия.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны:
- дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки);
- дифференцировать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);
- различать неречевые бытовые и природные шумы;
- различать голоса знакомых людей;
- различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания;
повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух;
- различать мелодии по характеру (веселая, грустная);
- подражать звукам окружающей среды.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны:
- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов;
- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;
- воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц;
- различать наложенные изображения предметов (3—4 изображения);
- использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала;
- применять упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);
-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;
-определение времени по часам;
- описания предметов окружающей действительности;
- обогащения чувственного опыта у детей.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Основные направления коррекционной работы
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает три этапа:
1. Пропедевтико-диагностический – 4 часов.
2. Формирующий – 26 часов
3. Закрепляющий – 4 часов.
Основной формирующий этап состоит из 2 модулей:
I. Коррекция психомоторики.
II.Развитие сенсорной сферы.
В модуль Развитие психомоторики входят следующие разделы:
1. Развитие движений, различных видов праксиса.
2. Развитие произвольности психической деятельности.
Модуль Развитие сенсорной сферы включает следующие разделы:
3. Развитие пространственного восприятия.
4. Развитие временных представлений..
5. Развитие перцептивно-гностических функций..
6. Развитие слухового восприятия.
7. Развитие зрительного восприятия.
Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и по сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее изученного материала.
Основные содержательные линии курса (34 часов)
Пропедевтико-диагностический этап (3 часов).
Работа на этом этапе направлена на исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий. Определяются:
а) уровень развития фонематического слуха (Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной И.В.) Екатеринбург. 1998, стр. 52);
б) развитие произвольного внимания (Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М. 1998, стр.63);
в) объем кратковременной слуховой памяти (Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, стр.197);
г) умственная работоспособность (метод наблюдения);
д) сформированность произвольности поведения (Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной И.В.) Екатеринбург. 1998, стр.45).
Формирующий этап (28 часов).
Раздел 1. Развитие движений, различных видов праксиса (7 часов)
Воспроизведение ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции. Подсчёт быстрых и медленных ударов. Пространственная организация движений (выполнение движений в соответствии с образцом, а не зеркально).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.
Имитация воображаемых предметных действий «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание, шнуровка, нанизывание).
Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).
Раздел 2. Развитие произвольности психической деятельности. (5 часов)
Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной работе. Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания. Упражнения для развития памяти. Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план).
Раздел 3. Развитие пространственного восприятия. (3 часов)
Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.
Вербализация пространственных отношений.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 4. Развитие временных представлений (3 часов)
Закрепление временных представлений о частях суток, неделе, временах года.
Продолжительность суток: 1 сут. = 24 ч
Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.
Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.
Раздел 5. Развитие перцептивно-гностических функций (6 часов)
Сравнение геометрических фигур и тел. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.
Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины.
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—8 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 6. Развитие слухового восприятия (2 часа)
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых(известных) людей.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия (2 часа)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (4—8 изображения). Запоминание 3—6 предметов, воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Закрепляющий этап включает в себя вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов и закрепление сформированных во время основного этапа умений и навыков (3 часа).

3. Календарно-тематическое планирование


п/п Содержание (раздел, тема) Кол-во часов Дата проведения
По плану По факту
1 этап – пропедевтико-диагностический (3 часа)
1. Восприятие (пространственная ориентировка, форма и цвет) и внимание (устойчивость, концентрация) 1
2. Моторика
а) ловкость, координация движений
б) тонкая моторика руки 1
3. Память и речь (словарный запас, связная речь) 1
2 этап – формирующий (28 часов)
Модуль I. Коррекция психомоторики (12 часов)
Раздел 1. Развитие движений, различных видов праксиса (7 часов)
1.1. Ловкость – это здорово! 2
1.2. Движение – это жизнь 1
1.4. Учим стихи 2
1.5. Рисуем узоры 2
Раздел 2. Развитие произвольности психической деятельности (5 часов)
2.1 Рисование по образцу 1
2.2 Сравни картинки 1
2.4 Запрещенные движения 1
2.5 Запомни и зарисуй 1
2.6 Зарисуй и вспомни 1
Модуль II. Развитие сенсорной сферы (16часов)
Раздел 3. Развитие пространственного восприятия (3 часов)
3.2 В нашем классе 1
3.4 Графический диктант (пространственная ориентировка) 2
Раздел 4. Развитие временных представлений (3 часов)
4.2 День за днем 1
4.3 Который час? 2
Раздел 5. Развитие перцептивно-гностических функций (6 часов)
5.1 Разнообразие форм 1
5.2 Найди похожую фигуру 1
5.3 Строитель 1
5.4 Выкладываем и рисуем фигуры 1
5.5 Сложи картинку 1
5.6 Основные цвета 1
Раздел 6. Развитие слухового восприятия (2часа)
6.1 Угадай, что звучит тихо – громко 1
6.4 Узнай друга, известного человека 1
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия (2 часа)
7.1 Что изменилось? 1
7.2 Смотри, наблюдай, замечай 1
3 этап – закрепляющий (3 часов)
2. Нарисуй и раскрась по образцу 2
3. Узоры на внимание 1
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: ksu67 (13.12.2016) | Автор: Строева Ксения Николаевна E
Просмотров: 2339 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Ксения Николаевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024