Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 20:57

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

программа по профориентации "Выбор профессии-первые шаги"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№36 города Белово»

Выбор профессии - первые шаги

программа по профориентации учащихся

Разработчик: воспитатель,
Шалимова Н.А.

Белово, 2014

Паспорт программы

Наименование программы Программа по профориентации «Выбор профессии-первые шаги»
Разработчики программы Муниципальное казенное специальное обще- образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Белово»
Цель программы Актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организационной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Задачи
программы 1. Расширить знания учащихся о себе.
2. Определить наиболее подходящую сферу трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
3. Организовать работу по профессиональному определению учащихся в соответствии с интересами, медицинскими показателями, способностями каждого индивидуально.
4.Формировать у учащихся способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями выбранной профессии.

Показатели
результативности реализации
программы Развитие личности выпускника школы - интерната в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Источник
финансирования
программы Администрация школы-интерната №36

Срок действия программы 2014-2016 гг.



Пояснительная записка

Современное российское общество, вступая в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. Поэтому на основе современной педагогической деятельности должна быть предусмотрена концепция формирования социально активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Проблема выбора наиболее актуальна на современном этапе для выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов т.к. они имеют наименее благоприятные перспективы в социально-трудовой реабилитации. У таких детей профессиональное самоопределение затруднено не только из¬-за бедности жизненного опыта, но и связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы работать. Им трудно устроиться на работу или продолжать обучение, т.к. нет необходимости уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Исследования, проводимые педагогами школы-интерната за последние пять лет, показывают, что 58% выпускников нашей школы поступают в ПУ и успешно его заканчивают; 26% идут работать непосредственно на производство; 14% на инвалидности и получают пенсию; 2% не могут определиться в жизни из-¬за отсутствия ясной жизненной перспективы. Чтобы выпускники (коррекционных) школ-интернатов сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни В условиях рыночной экономики необходимо вести профориентационную работу. Поэтому для решения возникшей проблемы существенную роль может сыграть программа по профориентации учащихся, которая способствует личностному развитию учащихся, формированию у них способности соотносить свои индивидуально психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Программа по профессиональной ориентации учащихся создана на основе профориентационных программ: («Выбор профессии» Е.А. Климов, С.Н.Чистяков; «Самоопределение и выбор профессии» Т.И.Дубровой; «Дорога в жизнь» Т.И.Булдаковой, И.М.Анисимовой и др.) И личного опыта работы в школе-интернате.
В предлагаемой программе профориентация рассматривается как система организационно-методических, практических и социальных мероприятий. Про грамма помогает изучить сферу трудовой и профессиональной мотивации, ведущие жизненные установки учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.


Цель программы
Актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организационной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Задачи программы
1. Расширить знания учащихся о себе.
2. Определить наиболее подходящую сферу трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
3. Организовать работу по профессиональному определению учащихся в соответствии с интересами, медицинскими показателями, способностями каждого индивидуально.
4. Формировать у учащихся способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями выбранной профессии.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования;
• правила выбора профессии;
• способы поиска работы и трудоустройства,
• о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях,
Учащиеся должны иметь представления:
• о профессиях и профессиональной деятельности;
• о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
• о современных формах и методах организации труда;
Учащиеся должны уметь:
• соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
• применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
• самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.


Программа состоит из следующих разделов

Раздел I Знакомство с профессиями.
Раздел II Профессиональные интересы.
Раздел III Маршруты в мир профессий.
Раздел IV Я и мир профессий.
Раздел V Шаг в профессию.
Раздел 1 реализуется с учащимися 5 классов (11-1 3 лет);
Раздел II реализуется с учащимися 6классов (13-14 лет);
Раздел III реализуется с учащимися 7 классов (14-15лет)
Раздел IV реализуется с учащимися 8 классов (15-16лет);
Раздел V реализуется с учащимися 9 классов (16-19 лет)

Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется последовательно.
Программа профессиональной ориентации учащихся рассчитана на 61 час. Занятия проводятся систематически в течении учебного года из расчёта:
5кл.-l занятие в четверть (5 занятий в год)
6кл.-1занятие в четверть (4 занятия в год)
7 кл.-l занятие в месяц (16 занятий в год)
8 кл. 2 занятия в месяц (17 занятий в год)
9кл. 2 занятия в месяц (20 занятие в год).

Продолжительность одного занятия может варьировать от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от вида деятельности (например: экскурсия на предприятие или ПУ).
Программа реализуется со всеми учащимися класса.
Программа по профессиональной ориентации учащихся является комплексной по содержанию, т.е. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
Профдиагностика;
помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;
проблемно-игровые ситуации;
экскурсии на предприятия и в ПУ;
беседы;
деловые игры;
встречи учащихся с представителями профессий, выпускниками школы;
консультации;
дискуссии;
круглые столы;
выставки и конкурсы профессионального мастерства и др.

Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволяет:
- создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии;
- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- повысить статус трудового воспитания в образовательном учреждении;
- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;
- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.

Предполагаемые результаты
В процессе проведения мероприятий по профориентации, сочетающихся с отработанной системой трудового обучения в коррекционном учреждении, мы должны добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации. Ожидается повышение интереса учащихся к возможности собственного заработка посредством надомного труда. А также в результате мы должны стремиться к тому, чтобы учащиеся стали адекватнее оценивать свои возможности и способности, а также учитывать их при выборе профессии.
Занятия по предложенной программе способствуют созданию доверительных отношений между воспитанниками и педагогами, сплочению ученического коллектива, развитию адаптационных механизмов, влияющих на успешность вхождения в новый трудовой коллектив и достижению поставленной цели - актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специальной организационной деятельности, получения информации о мире профессий и расширения границ самопознания.


Календарно-тематический план


п/п Раздел Кол-во
часов
1 Знакомство с профессиями 5
2 Профессиональные интересы 4
3 Маршруты в мир профессий 15
4 Я и мир профессий 17
5 Шаг в профессию 20
Всего 61

Структура и содержание программы

В программе представлено 5 этапов:
1 этап
5 класс «Знакомство с профессиями»
Занятия представляют собой пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий.
Первичное знакомство с миром профессий ( получение информации о профессиях, тематические встречи со специалистами, экскурсии и т.п.)
Накопление классным руководителем и педагогом-психологом данных о способностях и интересах каждого ученика ( наблюдения за ребёнком, результаты которых фиксируются).
2 этап
6 класс «Профессиональные интересы»
Дальнейшее формирование у воспитанников представлений о различных профессиях. Продолжение сбора данных о способностях и склонностях школьников. Создание у учащихся готовности к анализу собственных профессиональных интересов и личностных особенностей (обсуждение планов, примеров других людей, родителей).
3 этап
7 класс «Маршруты в мир профессий»
Продолжение знакомства с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Создание реалистичного представления о своих склонностях и способностях (беседы, педагогические ситуации, обсуждение практического опыта, психологическое тестирование).

4 этап
8 класс «Я и мир профессий»
Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора.
Выбор профессии и подготовка к её получению ( составление плана дальнейших действий, выбор учебного заведения). Развитие у подростков профессионального сознания, формирование личностного смысла выбора конкретной профессии.
5 этап
9 класс «Шаг в профессию»
Основные направления занятий:
- психологическая поддержка воспитанника;
- углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
- развитие механизмов самопознания;
- коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб;
- формирование важных профессиональных качеств в выбранном виде труда;
- коррекция профессиональных планов воспитанников;
оценка результатов достижений в выбранной деятельности;
- социально- профессиональная адаптация.

№ 5 класс
Тема занятия Кол-во
часов Специалисты, отвечающие за проведение Методические рекомендации для специалистов
1 Беседа о труде и его значении в жизни общества.
Конкурс рисунков «Все работы хороши»
1
Классный руководитель, воспитатель При проведении беседы о труде, знакомстве с направлениями профессионально-трудового обучения, во время организации экскурсий, устного журнала и других внеклассных мероприятий классным руководителем, педагогом-психологом и воспитателем выявляются профессиональные интересы и стремления учащихся.
2. Знакомство с направлениями, по которым проводится профессионально-трудовое обучение в школе.
Демонстрация лучших работ учащихся.

1
Воспитатель, учителя профессионально-трудового обучения Психологом и медицинским работником, на основе изучения медицинских документов, наблюдений, собеседований, анкетирования, изучаются психофизические особенности каждого ребёнка для формирования профессиональных интересов.
3. Профессии родителей нашего класса. Презентация.
1 Воспитатель, педагог-психолог
4. Устный журнал «В мире профессий» 1 Воспитатель, педагог-психолог При проведении «устного журнала» учащиеся знакомятся с профессиями, доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Экскурсия «Кто трудится по соседству со школой» 1 Классный руководитель, воспитатель

№ 6 класс
Тема занятия Кол-во
часов Специалисты, отвечающие за проведение Методические рекомендации для специалистов
1 Деловая игра «Кем я хочу быть и почему?» 1 Воспитатель, педагог-психолог Классный руководитель и педагог-психолог продолжают изучать потенциальные возможности детей и показывают каждому из них пути развития тех личностных качеств, которые необходимы для овладения доступной профессией.
Прогнозирование трудовой деятельности детей с учётом их психофизических особенностей.
2. Экскурсия к городской доске Почёта «Лучшие люди различных профессий в нашем городе» 1 Классный руководитель, воспитатель При посещении городской доски Почёта учащиеся рекомендуется обратить особое внимание детей на то, что «достойной» может стать любая профессия.
Целесообразно провести параллель с пословицей «Не место красит человека, а человек – место»
3. «Чем меня привлекает интересующая профессия?» 1 Воспитатель, педагог-психолог Педагогам рекомендуется организовать просмотр и изучение справочников, книги Почёта Саратовской области, альбомов, раскрывающих условия труда людей различных профессий.
Следует обратить особое внимание на комментирование качеств личности людей различных профессий.
4. Круглый стол «Калейдоскоп профессий» 1 Классный руководитель, воспитатель Рекомендуется коллективное составление карты «Где можно учиться и работать в нашей области?»
На карте отражаются профессиональные училища, предприятия, которые могут реализовать профессиональные интересы и возможности учащихся школы-интерната.

№ 7 класс
Тема занятия Кол-во
часов Специалисты, отвечающие за проведение Методические рекомендации для специалистов
1 Моя профессия – цветовод.
1. Презентация профессии «Я – цветовод»
2. Коллективное творческое дело «Моя клумба».
3. Практическое задание «Посев семян, уход за цветочной рассадой» 4

Воспитатель,
цветовод Педагогам необходимо познакомить учащихся с особенностями профессии, основной спецификой деятельности цветовода, с основными этапами выращивания цветов: подготовкой почвы, отбором семян, выращиванием рассады, спецификой выращивания цветов в открытом и закрытом грунтах, уходом за культурами .
В ходе КТД учащиеся под руководством педагогов закрепляют навыки работы со справочным материалом.
Рекомендуется провести выставку цветов, на которой могут быть продемонстрированы виды растений, выращенные учащимися на учебно-опытном участке, а также необычные экземпляры и поделки.
При проведении практической работы основное внимание следует уделить деятельности учащихся на пришкольном учебно-опытном участке.
2. Моя профессия – швея.
1. Презентация профессии «швея»
2. Практическая работа «Золотая игла».
3. Аукцион «Город мастеров приглашает друзей».

4
Воспитатель,
Учитель
профессионально-трудового обучения Педагогу необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии и основной спецификой деятельности швеи. Целесообразно ознакомить учащихся с видами швейных машин, имеющихся в учебном заведении; организовать процесс наблюдения за работой на швейных машинах; продемонстрировать основные приёмы работы на них.
Школьникам предлагается продемонстрировать свои навыки по шитью, сформированные на уроках трудового обучения в школе. Практическая деятельность направлена на усовершенствование навыков швейного дела и на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса и осмысления практической значимости профессии. Презентация результатов труда осуществляется при проведении аукциона.


№ 8 класс
Тема занятия Кол-во
часов Специалисты, отвечающие за проведение Методические рекомендации для специалистов
1 Я и мир профессий.
1. Вводное занятие-путешествие «Я в мире профессий».
2. Выбор в жизни человека. Как выбирать профессию.
3. Ассоциативная игра «Человек - профессия».

1

Воспитатель Педагогу необходимо расширить представление учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида (например, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка). Важно закрепить интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности.
Целесообразно ознакомить учащихся с основными принципами выбора, развивать у них умение выбирать. При этом педагогам важно учитывать ограниченность профессионального выбора учащихся школы.
В игровой ситуации необходимо создать условия для развития умения детей соотносить качества человека (в том числе свои собственные) с определённой профессией.
2. Понятие о профессии и специальности.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая работа «Определение профессии и специальности».

1

Педагог-психолог,
воспитатель В ходе теоретического изучения материала важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека, и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии. Рекомендуется закрепить изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности. Выполнение упражнений осуществляется первоначально в устной, а затем в письменной форме; после выполнения заданий целесообразно групповое обсуждение итогов и их анализ.
3. Что я знаю о мире профессий?
1. Классификация профессий.
2. Игра «Профессиональный аукцион»
3. Заполнение дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова; анализ и обсуждение результатов.

2

Воспитатель Целесообразно познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по каким-либо существенным признакам. Привести примеры знакомых им классификаций из изучаемых учебных дисциплин, повседневной практики. Осуществляется изучение классификации профессий по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым.
Основной замысел игры «Профессионального аукциона» заключается в том, что школьники должны записать на рабочих листах-бланках, как можно больше профессий, относящихся к группам человек-человек, человек-техника и т.д.
Заполнение дифференциально-диагностического опросника осуществляется групповым методом, но каждому учащемуся выдаётся текст опросника; психолог зачитывает вслух и в случае необходимости кратко комментирует каждую пару утверждений. По окончании диагностики осуществляется анализ и обсуждение результатов каждого учащегося класса.
4. Круглый стол «Кем стать? Каким быть?»
1. Групповое рассуждение.
2. Игровое упражнение «Кто есть кто».

1

Воспитатель, педагог-психолог Смысл круглого стола – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге. Педагогам важно уделить внимание воспитательному аспекту: доверять мнению одноклассников и принимать их точку зрения.
Основной замысел игрового упражнения: педагог называет конкретную профессию, доступную для учащихся школы VIII вида, а школьники должны определить, кому из группы эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Важно добиваться от учащихся обоснования собственного мнения.
5. Индивидуальные особенности человека и выбор профессии.
1. Теоретическая часть. Характерологические особенности людей разных профессий.
2. Самопознание. Мои индивидуальные особенности. Игра «Я в глазах других».

2

Педагог-психолог,
воспитатель Важно довести до осмысления учащихся значение при профессиональном выборе таких индивидуальных особенностей человека, как интересы, склонности, способности и характер. Педагогам необходимо сформировать у восьмиклассников представление о характере, как совокупности определённых психологических качеств, которые проявляются в поступках и поведении человека. Целесообразно выделить в характере положительные и отрицательные качества, а также черты, характеризующие отношение человека к окружающим людям, к миру вещей и явлений, к выполняемому делу, к себе самому. Особенно значимо формирование у школьников моральной оценки отдельных характерологических особенностей человека.
Старшеклассники должны понять, что существуют определённые черты характера, которые помогают человеку конкретной профессии и есть те, которые мешают ему в овладении профессии и выполнении профессиональных функций.
Игра «Я в глазах других» нацелена на осознание особенностей своего характера, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных навыков учащихся.
6. Беседа «Юридические основы устройства на работу».
1
Социальный педагог Основная задача – сформировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.
7. Современные проблемы трудоустройства.
1. Беседа «Где найти работу?»
2. Встреча с работниками районного центра занятости населения «Состояние рынка труда в нашем районе (микрорайоне)».
3. Деловая игра «Хочу работать!»

2

воспитатель Педагогу необходимо объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице.
В ходе деловой игры педагог выступает в роли «работодателя», а учащиеся в роли «работника»; на основании полученных ранее знаний «работник» пытается трудоустроиться.
8. Коллективное творческое дело «Профессия моих родителей».
1. Творческое представление профессий родителей.
2. Организация выставки рисунков

2
Классный руководитель, воспитатель Основная цель КТД – развить у учащихся интерес к миру профессий. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, умения представить профессию родителей, указать на её значимость и привлекательные аспекты.
Со стороны педагогов поощряется творческое представление профессии.
9. Экскурсия на предприятие.
1. Посещение ателье по пошиву одежды, знакомство с деятельностью специалистов.
2. Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями».

2
воспитатель В ходе экскурсии важно продолжить формирование у школьников представления о социальной значимости и разноплановости профессий людей, занятых в швейном производстве. Важно донести до понимания детей специфику деятельности различных специалистов; создать чёткое представление о последовательности операций.
10. Экскурсия на предприятие.
1. Посещение территории строительства кирпичного дома ; знакомство со спецификой деятельности .
2. Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями».

2

воспитатель В ходе экскурсии важно продолжить формирование у школьников представления о социальной значимости и разноплановости профессий людей, занятых в сфере строительства. Важно донести до понимания детей специфику деятельности различных специалистов; создать чёткое представление о технологии изготовления изделий.
11. Итоговое занятие по курсу «Я в мире профессий».
1. Обобщение знаний о профессиях, полученных на занятиях; соотнесение полученной информации и личного опыта.

1

воспитатель Важно обобщить представления детей о мире изученных профессий. Одним из вариантов закрепления полученных знаний является коллективная форма работы с учащимися. Рекомендуется использовать накопленные фотоматериалы и видеофрагменты занятий, которые позволят актуализировать прошлый опыт.

№ 9 класс
Тема занятия Кол-во
часов Специалисты, отвечающие за проведение Методические рекомендации для специалистов
1 Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии.
1. Теоретическая часть. Понятие о склонности и интересе.
2. Диагностика индивидуальных интересов и склонностей. Заполнение «Карты интересов» (в модификации авторов); анализ и обсуждение результатов.
3. Управление своими интересами и склонностями.

2
Воспитатель
Педагог-психолог Основной задачей педагога-психолога является формирование у учащихся представления о понятиях «интересы» и «склонности», соотнося их с понятиями «хочу» и «могу».
Диагностика индивидуальных интересов и склонностей старшеклассников осуществляется по модифицированному варианту «Карты интересов», поскольку ни один из имеющихся вариантов методики не может быть применён при работе с данной категорией учащихся.
Целесообразно познакомить старшеклассников со сходством и различием интересов и склонностей; указать на способы управления ими.
2. Требования профессии к человеку.
1. Вводная беседа. Понятие профпригодности; способности и профпригодность.
2. Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.

1

Воспитатель,
Классный руководитель, педагог-психолог Цель занятия: ознакомление школьников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность».
Предполагается рассмотрение способностей человека как важных факторов профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.
Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляется на примере наиболее доступных для учащихся профессий: штукатур-маляр, цветовод - озеленитель, швея, рабочий по обслуживанию зданий.
3. Здоровье человека и его профессиональная деятельность.
1. Здоровье как важный фактор профпригодности.
2. Влияние профессии на состояние здоровья человека.
3. Охрана труда и здоровья людей некоторых профессий.

1

Воспитатель, медицинский работник Основная цель занятия: показать учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов. Рекомендуется обратить внимание на профессии штукатур-маляр, цветовод – озеленитель.
4. Характер человека и профессиональное самоопределение.
1. Теоретическая часть. Взаимосвязь характера человека с профессиональной успешностью.
2. Работа с личностным опросником Айзенка; анализ и обсуждение результатов.
3. Игра «Наши особенности»

2

Воспитатель,
психолог Цель занятия: обобщить имеющиеся знания учащихся, указать на связь характерологических особенностей человека с профессиональной успешностью.
Использование методики Айзенка на диагностику типа темперамента в данном случае имеет двойную цель:
1) для педагога-психолога: определение типа темперамента учащихся;
2) для учащихся: знакомство с основными чертами характера, свойственными диагностическому типу.
В ходе игры школьники делятся на группы по диагностическим типам (типам темперамента) и с помощью педагога создают общий портрет-характеристику своей группы, акцентуируя внимание на сильных качествах.
5. Возможные трудности и ошибки при выборе профессии.
1
Воспитатель Цель работы педагогов: сформировать адекватное представление учащихся об основных трудностях профессионального выбора и предостеречь от возможных ошибок выбора. Старшеклассников нужно нацелить на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Важно уделить внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.
6. Игра «Угадай профессию» 1

Воспитатель Игра обобщает и закрепляет знания учащихся, предназначена для выявления и коррекции у старшеклассников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним.
Перед игрой педагог знакомит учащихся с упрощённой схемой анализа профессии, предполагающей анализ по предмету, целям, средствам, условиям, особенностям труда. Первоначально коллективно анализируется профессия, которая хорошо известна всем учащимся. Затем для угадывания педагог предлагает схемы других знакомых профессий.
Игра может осуществляться через групповую и индивидуальную работу.
7. Встреча с работниками центра занятости населения «Где найти работу?»
1
Воспитатель В ходе встречи учащихся необходимо познакомить с порядком обращения и регистрации в службе занятости населения, правами обратившегося в службу занятости, видами услуг службы. Старшеклассники должны быть ознакомлены с вариантами поиска работы: через печатные издания, объявления, интернет и др.
Работники центра занятости предоставляют информацию о наличии свободных рабочих мест, которые могут быть востребованы учащимися коррекционной школы.
Рекомендуется использование видеоматериалов о практической работе центра занятости.
8. Деловая игра «А вот и я!» (формирование навыков самопрезентации).
1 Воспитатель, педагог-психолог В ходе игры педагогам необходимо смоделировать некоторые элементы собеседования при приёме на работу (при поступлении в учебное заведение) и, таким образом, повысить уровень готовности учащихся к подобным собеседованиям. Главным условием игры является то, что итоги собеседования являются главным фактором зачисления на работу (или поступления на учёбу).
По окончанию игры происходит выработка основных правил успешного прохождения собеседования.
9. Экскурсия в Беловский техникум железгодорожного транспорта (на базе которого организованы специальные группы для обучения выпускников школ VIII вида).

2
Воспитатель В ходе экскурсии в БТЖТ важно сформировать у учащихся представление о социальной значимости профессий, получаемых в учреждении, возможностями овладения ими детьми специальной (коррекционной) школы.
Школьники знакомятся с условиями поступления в ПУ, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.
10. Профессиональная проба:
1. Практическое занятие для девочек по изготовлению швейных изделий.
2. Практическое занятие для мальчиков по изготовлению изделия на токарном станке.

2 Учителя профессионально-трудового обучения, классный руководитель Старшеклассникам предлагается продемонстрировать имеющиеся навыки, сформированные на уроках профессионально-трудового обучения и занятиях по дополнительному образованию в школе.
В заключение профессиональной пробы в ходе представления результатов труда осуществляется само- и взаимооценка.
11. Профессиональная проба:
1. Практическое занятие для девочек по озеленению пришкольной территории.
2. Практическое занятие для мальчиков по выполнению штукатурно-малярных работ.

2
Классный руководитель, учителя профессионально-трудового обучения Профессиональная проба может осуществляться по методу проектной деятельности. Учащиеся с помощью педагогов планируют работу по озеленению пришкольной территории (ремонта помещения (класса, спальной комнаты)). Первоначально может быть выдвинуто несколько планов-проектов. В итоге выбирается наиболее оптимальный вариант, который реализуется.
По окончании выполнения профессиональной пробы подводятся итоги, осуществляется само- и взаимооценка.
12. Профориентационная деловая игра «Я поступаю учиться в…»
2 Классный руководитель, педагог-психолог Цель деловой игры – уточнить и конкретизировать профессиональный выбор учащихся, поддержать процесс к будущей профессии, смоделировать варианты поведения в проблемных ситуациях, развивать у школьников уверенность в себе.
Особое внимание со стороны педагогов уделяется подготовительному этапу: подбору необходимого оборудования и материалов (билеты с заданиями-проблемными ситуациями, индивидуальные маршруты участников, необходимые бланки для оценки поведения).
13. Мой личный профессиональный план.
1. Теоретическая часть. Понятие личного профессионального плана.
2. Практическая часть. Составление личного профессионального плана;

2
Педагог-психолог Основная цель занятия: обобщение и систематизация приобретённых знаний. Педагогам важно обучить старшеклассников правилам составления личного профессионального плана, умениям структурировать последовательность действий, ставить основную цель «кем я хочу стать, каким я хочу быть», характеризовать условия необходимые для достижения цели, находить запасные варианты.
В завершении работы учащиеся с помощью педагогов составляют личный профессиональный план. Осуществляется обсуждение результатов, необходимых условий его реализации.
15. Сбор катамнестических данных по результатам проведённой работы. Воспитатель В течение последующих 3 лет педагогу рекомендуется отслеживать результативность проведённой профориентационной работы, анализируя катамнестические данные.

Список литературы

1. Блинкова, Ю.А., Игнатьева, С.А., Горшунова Н.К. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков.с ограничен¬ными возможностями [Текст] / под ред. Ю. А. Блинкова и др. - М., 2002. - 304 с.
2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / под ред. Воронковой В. В. - М., 1994.
3. Грецов, А. И. Выбираем профессию [Текст] / А. и. Грецов. - М., 2007
4. Дуброва // Корекционная педагогика. - 2009. - .N~5.- с. 46-51.
5. Дуброва, Т. и. Иновационные программы обучения [Текст] / Т.И.
6. Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст] / Е. А. Климов.- М.,1990
7. Левченко, И.Ю. Социальная адаптация выпускников школ - интернатов [Текст] / под. ред. И. Ю. Левченко. - М., Просвещение, 2008. -168 с.
8. Муравьёва,Е.В. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Е.В. Муравьёва // Корекционная педагогика.¬2009. -.N~5 .- с. 75-79.
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика [Текст]: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. - М.,«Академия», 2008
10. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т.Л. Павлова. - М., 2007
11. Пряжников, Н.С. Игра. Профконсультация [Текст] / Н.С. Пряжников // Школьный психолог. - 2004. -.N~6. - С. 30-38.
12. Пряжников, н.с. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники [Текст] / Н. С. Пряжников.- М., 2007.
13. Розапкина, Г.В. Программа профессионального самоопределения для подростков [Текст] / Г. В. Розапкина.- М.: 2000.
14. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам [Текст] / М. Ю. Савченко.- М., 2008
15. Серов, П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников в школы VIII вида [Текст] / П. Н. Серов // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 46-49.
16. Трошин, О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации [Текст] / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. - М., «ТЦ Сфера», 2007. – 384с.
17. Турчинская, К.М. Профессиональная ориентация во вспомогательной школе [Текст] / К. М. Турчинская. – Киев, 2010. – 93с.
18. Черникова, Т. В. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т. В. Черникова.- Волгоград, 2005.
19. Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст] / С. Н. Чистякова.- Кемерово, 2007
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: shnata59 (14.12.2016) | Автор: Шалимова Наталья Анатольевна E
Просмотров: 2703 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.8/8
Всего комментариев: 1
Уважаемая Наталья Анатольевна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом. Фрагменты ресурсов из третьих источников (Интернет, CD-дисков и т.п.) могут являться элементами разработки с обязательным указанием первоисточника».
Представленная Вами работа является копией работы «Методические разработки занятий…». http://zanny.ru/docs/300/index-66974.html
Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024