Программа коррекционного курса в начальной школе для слабовидящих детей «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия»
Рабочая программа коррекционного курса в начальной школе для слабовидящих детей «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия» составлена на основе авторской программы: «Программа по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения» [Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81], примерной программы «Развитие зрительного восприятия 1-4» [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей). Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа. Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И.. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123], приказ минобрнауки рф от 19.12.2014 № 1598 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа курса коррекционных занятий «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия» имеет своей ЦЕЛЬЮ: компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция познавательной, творческой активности учащихся. На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полнофункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда ЗАДАЧ, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. это развитие элементарных зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств предметов, развитие действий с предметами на основе зрительно-осязательной информации, развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений. развитие константности восприятия, формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков, развитие восприятия сложных сюжетных рисунков, формирование и обогащение запаса зрительных представлений. коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование пространственно-временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций; формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа рассчитана на 34 часа в год. Курс проводится 1 раз в неделю по 30 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут. Такая длительность занятий способствует закреплению необходимых навыков, не вызывая зрительного утомления. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало утомления, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Курс ведется параллельно с коррекционной работой по «Развитию зрительного восприятия». Занятия по охране и развитию зрительного восприятия проходят в часы, отведенные для коррекционно-воспитательной работы. Их ведет педагог-дефектолог, получивший специальную подготовку. Ход и результат занятий фиксируются в журнале и протоколах, со¬ставленных по определенной форме. Офтальмолог школы наблюдает за состоянием органа зрения детей, на протяжении всего курса. В соответствии с особенностями обучающихся программа предусматривает интеграцию содержания курса «Окружающий мир» через виды деятельности как общеучебные так и специально-коррекционнные. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа проводится на специально отведенном уроке, с использованием дидактических игр, наглядно-дидактического материала, оборудования для ориентировки в пространстве , комплекса офтальмологических техник по снятию зрительного утомления и мышечного напряжения, натуральных объектов, объемных моделей, игрушек, элементов мозаики, конструктора, компьютерной техники, кино и диапроекций, экскурсий. В игровой деятельности объем предстаёт не изолированно, а в системе межпредметных отношений. Курс имеет безометочную систему прохождения материала. Динамика продвижения определяется по трем уровням (низкий – не выполняет, средний, - выполняет с помощью, высокий – выполняет самостоятельно) на основе выполнения диагностических заданий
III. МЕСТО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего I класс II класс III класс IV класс V класс Коррекционно-развивающая область Развитие зрительного восприятия 33 34 34 34 34 169
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА В рамках коррекционных курсов «Развитие зрительного восприятия» формируются следующие универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия включают: 1. осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности; 2. установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций; 3. развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания; 4. развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса; 5. осуществление итогового и пошагового контроля зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки действий; 6. умение оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи; 7. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности; 8. алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности; 9. анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина); 10. адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения; 11. осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбирать основания и критерии для указанных логических операций; 12. развитие зрительно-моторной координации; развитие зрительно-пространственного восприятия; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения. Метапредметные результаты представлены следующими умениями: 1. освоение образовательной среды, повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке; 2. расширение круга предметно-практических умений и навыков; использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств; 3. использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых (нестандартных) ситуациях; 4. умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и 5. учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; 6. осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; 7. овладение эффективными компенсаторными способами учебно- познавательной и предметно-практической деятельности; 8. сформированность самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни; 9. повышение познавательной и социальной активности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях; 10. овладение вербальными и невербальными средствами общения; расширение представлений о широком социуме;
Предметные результаты 1. Слабовидящие обучающиеся осознают значимость зрения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Они научатся рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, научатся использовать полисенсорные способы чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Обучающиеся получат возможность узнать о роли зрения в жизни человека, освоить приёмы его охраны, научатся правильно использовать тифлотехнические средства, повышающие различительную способность. 2. У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие, его механизмы и свойства (объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность и детальность, категоризация и др.). 3. Слабовидящие обучающиеся освоят ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрения, способы решения зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию, соотнесение, узнавание и называние. Обучающиеся научатся ориентироваться во внешних признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях. У них будет развиваться зрительная работоспособность. 4. Слабовидящие обучающиеся овладеют опытом визуализации чувственного опыта и его интериоризации, формирования точных, полных, дифференцированных зрительных образов; обогащения и расширения зрительных представлений как образов памяти об окружающей действительности; использования тонко координированных действий в системе зрительно-моторной координации. Слабовидящий обучающийся научится: Охрана зрения и стабилизация зрительных функций: 5. осознавать роль своего зрения в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; 6. понимать разнообразие средств профилактики зрительного утомления, использовать их для своего зрения; 7. выполнять упражнения по снятию зрительного утомления, повышению тонуса глаз; 8. соблюдать гигиену глаз и гигиенические требования к оптическим средствам коррекции; 9. понимать роль правильной осанки, правильного дыхания для зрительной работоспособности; 10. использовать тифлотехнические средства для получения точной зрительной информации, тонкости, полноты, дифференцированности восприятия. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения: 11. выполнять простые содружественные движения глаз и рук; использовать предметы окружения, в том числе учебные при выполнении предметно-практических действий; 12. выполнять точные графические действия: раскрашивать, штриховать, обводить по контуру и др.; 13. использовать остаточное зрение при овладении плоским письмом; быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку); 14. использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность; 15. выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения: 16. классифицировать печатные буквы по разным основаниям; 17. оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве; 18. переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на глаз расстояние до определённого предмета; 19. при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы; 20. уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями; 21. использовать зрение в преодолении препятствий в окружающей предметно-пространственной среде; 22. понимать возможности своего зрения в получении информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности. Развитие информационно-познавательной роли зрения: 23. узнавать и называть цвета спектра; 24. узнавать с помощью зрения цвета, геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения; 25. описывать цвета предметов находящихся на расстоянии; конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения; 26. узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении; 27. определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения; 28. понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;
29. свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня обучающегося; 30. понимать объективность природы времени; 31. узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные отношения; причинно- следственные связи.
Уважаемая Татьяна Борисовна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]