Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 12:52

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Программа коррекционного курса в начальной школе для слабовидящих детей «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия»
Рабочая программа коррекционного курса в начальной школе для слабовидящих детей «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия» составлена на основе авторской программы: «Программа по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения» [Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81], примерной программы «Развитие зрительного восприятия 1-4» [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей). Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа. Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И.. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123], приказ минобрнауки рф от 19.12.2014 № 1598 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса коррекционных занятий «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия» имеет своей ЦЕЛЬЮ: компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция познавательной, творческой активности учащихся. На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полнофункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда ЗАДАЧ, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
это развитие элементарных зрительных функций,
формирование и коррекция опознания основных свойств предметов,
развитие действий с предметами на основе зрительно-осязательной информации,
развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.
развитие константности восприятия,
формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков,
развитие восприятия сложных сюжетных рисунков,
формирование и обогащение запаса зрительных представлений.
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа рассчитана на 34 часа в год. Курс проводится 1 раз в неделю по 30 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут. Такая длительность занятий способствует закреплению необходимых навыков, не вызывая зрительного утомления. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало утомления, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Курс ведется параллельно с коррекционной работой по «Развитию зрительного восприятия».
Занятия по охране и развитию зрительного восприятия проходят в часы, отведенные для коррекционно-воспитательной работы. Их ведет педагог-дефектолог, получивший специальную подготовку. Ход и результат занятий фиксируются в журнале и протоколах, со¬ставленных по определенной форме. Офтальмолог школы наблюдает за состоянием органа зрения детей, на протяжении всего курса.
В соответствии с особенностями обучающихся программа предусматривает интеграцию содержания курса «Окружающий мир» через виды деятельности как общеучебные так и специально-коррекционнные.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа проводится на специально отведенном уроке, с использованием дидактических игр, наглядно-дидактического материала, оборудования для ориентировки в пространстве , комплекса офтальмологических техник по снятию зрительного утомления и мышечного напряжения, натуральных объектов, объемных моделей, игрушек, элементов мозаики, конструктора, компьютерной техники, кино и диапроекций, экскурсий. В игровой деятельности объем предстаёт не изолированно, а в системе межпредметных отношений.
Курс имеет безометочную систему прохождения материала. Динамика продвижения определяется по трем уровням (низкий – не выполняет, средний, - выполняет с помощью, высокий – выполняет самостоятельно) на основе выполнения диагностических заданий

III. МЕСТО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
Всего
I класс II класс III класс IV класс V класс
Коррекционно-развивающая область Развитие зрительного восприятия
33 34 34 34 34 169

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В рамках коррекционных курсов «Развитие зрительного восприятия» формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия включают:
1. осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;
2. установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;
3. развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
4. развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;
5. осуществление итогового и пошагового контроля зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки действий;
6. умение оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;
7. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;
8. алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;
9. анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);
10. адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;
11. осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбирать основания и критерии для указанных логических операций;
12. развитие зрительно-моторной координации; развитие зрительно-пространственного восприятия; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.
Метапредметные результаты представлены следующими умениями:
1. освоение образовательной среды, повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;
2. расширение круга предметно-практических умений и навыков; использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;
3. использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых (нестандартных) ситуациях;
4. умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и
5. учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
6. осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
7. овладение эффективными компенсаторными способами учебно- познавательной и предметно-практической деятельности;
8. сформированность самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
9. повышение познавательной и социальной активности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях;
10. овладение вербальными и невербальными средствами общения; расширение представлений о широком социуме;

Предметные результаты
1. Слабовидящие обучающиеся осознают значимость зрения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Они научатся рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, научатся использовать полисенсорные способы чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Обучающиеся получат возможность узнать о роли зрения в жизни человека, освоить приёмы его охраны, научатся правильно использовать тифлотехнические средства, повышающие различительную способность.
2. У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие, его механизмы и свойства (объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность и детальность, категоризация и др.).
3. Слабовидящие обучающиеся освоят ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрения, способы решения зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию, соотнесение, узнавание и называние. Обучающиеся научатся ориентироваться во внешних признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях. У них будет развиваться зрительная работоспособность.
4. Слабовидящие обучающиеся овладеют опытом визуализации чувственного опыта и его интериоризации, формирования точных, полных, дифференцированных зрительных образов; обогащения и расширения зрительных представлений как образов памяти об окружающей действительности; использования тонко координированных действий в системе зрительно-моторной координации.
Слабовидящий обучающийся научится:
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций:
5. осознавать роль своего зрения в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
6. понимать разнообразие средств профилактики зрительного утомления, использовать их для своего зрения;
7. выполнять упражнения по снятию зрительного утомления, повышению тонуса глаз;
8. соблюдать гигиену глаз и гигиенические требования к оптическим средствам коррекции;
9. понимать роль правильной осанки, правильного дыхания для зрительной работоспособности;
10. использовать тифлотехнические средства для получения точной зрительной информации, тонкости, полноты, дифференцированности восприятия.
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения:
11. выполнять простые содружественные движения глаз и рук; использовать предметы окружения, в том числе учебные при выполнении предметно-практических действий;
12. выполнять точные графические действия: раскрашивать, штриховать, обводить по контуру и др.;
13. использовать остаточное зрение при овладении плоским письмом; быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку);
14. использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность;
15. выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат.
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения:
16. классифицировать печатные буквы по разным основаниям;
17. оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;
18. переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на глаз расстояние до определённого предмета;
19. при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы;
20. уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;
21. использовать зрение в преодолении препятствий в окружающей предметно-пространственной среде;
22. понимать возможности своего зрения в получении информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности.
Развитие информационно-познавательной роли зрения:
23. узнавать и называть цвета спектра;
24. узнавать с помощью зрения цвета, геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения;
25. описывать цвета предметов находящихся на расстоянии; конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;
26. узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении;
27. определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения;
28. понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы;

29. свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня обучающегося;
30. понимать объективность природы времени;
31. узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные отношения; причинно- следственные связи.

Источник: https://yadi.sk/d/9pwm9UFI33aekx
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: leuhina (15.12.2016) | Автор: Леухина Татьяна Борисовна
Просмотров: 2415 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Татьяна Борисовна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина
Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024