Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 26.06.2017, 04:59

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

2. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Настольные игры народов Саха»для обучающихся с нарушением интеллекта 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
«Настольные игры народов Саха» 1 класс

Составила учитель начальных классов:
Верховцева Сардана Романовна

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Цель программы: развитие мелкой моторики и познавательной деятельности.
Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
Основные задачи программы:
Задачи:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли¬тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре¬шать нестандартные задачи;
4) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
5) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
6) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.
Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 1-х классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).
Особенности организации учебного процесса.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, пазлы, лото и домино различной тематики, нарды, шашки, настольный футбол, биллиард, что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше¬ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют¬ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп¬равлять собой в сложных ситуациях.
Ребенок на этих заняти¬ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Эти игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих.
Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания, ловкость, быстроту. И таких игр великое множество.
История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр есть мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют общие корни.
Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. Также развитие мелкой моторики способствует развитию речи.

Содержание
Участник, держа тырыынка вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Варианты правил:
• Один игрок не может тянуть больше трёх (или пяти) палочек подряд.
• Если при вытаскивании палочки куча шелохнулась, то эту палочку возвращают в кучу сверху.
• Игра продолжается, пока кто-то не наберёт некоторое оговоренное число палочек.
Правила соревнований по игре тырыынка
Возрастные группы участников
Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:
• Мальчики, девочки — возраст 7 до 10;
• Мальчики, девочки — возраст с 11 до 14 лет;
Инвентарь и место проведения соревнования
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.
Размеры тырыынка: длина — 12 см, ширина — 3-4 мм, толщина — 2 мм. Количество тырыынка — 30 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судья, который ведет счет тырыынка и определяет победителя.
2. Участников игры может быть 2 или более. По жеребьевке участники начинают игру.
3. У каждого участника должна быть специальная палочка — ложечка.
4. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) первый по жеребьевке участник левой рукой берет тырыынка и ставит вертикально посередине стола, правой ладонью закрывает.
5. По сигналу «Чэ!» («Марш!») участник резко ослабляет захват.
6. Если участник задел при вытаскивании другую тырыынку, то игра переходит к следующему участнику.
7. По окончании игры судья считает количество пойманных тырыынка у каждого участника.
8. Победитель определяется по наибольшему количеству взятого тырыынка.

«Лучинка (хабылык)» - якутская игра
Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты
Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.
Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап» - хватать. Схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В «Словаре якутского языка» О.К.Перкарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе.
С присоединением аффикса имени действия «-ыы» к динамической глагольной основе «хап», образуется имя действия «хабыы» с широким значением, обозначающим действие, процесс, результат действия, свойство, величину и предмет. Например, «хабыы» - схватывание, подхватывание; ловля на лету чего-либо (процесс и результат действия).
К имени действия присоединяется именной, но очень продуктивный аффикс «-лык» (ылык) /от «хабыы+лык/, обозначающий название предмета. Кстати заметим, что в настоящее время модель основа якутского глагола и
аффикс «-лык» авторами терминологических словарей широко используется для создания терминов-новообразований, обозначающих:
а) названия инструментов и деталей машин и механизмов. Типа «сабылык»- засыпка; «суругуулук» - поршень, «угулук» - втулка (См.: «Краткий русско-якутский толковый словарь научно-технических терминов» под ред. Кн. первая- Якутск, 1991г. – 200с.; Кн. Вторая- Якутск, 1991г. -248с.);
б) названия абстрактных терминов неологизмов, типа «тиhилик»-система; «ко5улук»- депрессия; «ыгылык»-стресс (См.: «Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии». Научный руководитель доктор психологических наук А.Н.Оконешникова.- Якутск,2006г.)
Итак, название национальной игры хабылык представляет собой исконно якутское (тюрское) слово, обозначающее:
1) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания;
2) игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки.
«Хап» - корень слова «лови», «лык» - приложение, «ы» - соединение. Все звери, птицы путем ловли добывают пропитание. Человек учится у матушки - природы. Он тоже научился «ловить».
Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры подхватывали на лету между пальцами стрелы противников. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили специальные демонстрации-соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.
Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец хапсагай одним кончиком сильного пальца
моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его на спину.
Есть народная пословица: «Над собой белую птицу не пропустит, под собой серую мышь не пропустит». Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум.
Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно - единственное. Пока есть народ Саха, хабылык будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей, особенно молодежь.

Правила якутской настольной игры в хабылык (в лучинки)
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.
Инвентарь и место проведения соревнований
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.
 Размеры хабылык:
длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм.
Количество хабылык — 30 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
 Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет хабылык).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе хабылык по пять штук. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь хабылык.
4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.
6. Если участник допустил ошибку при ловле, то судья указывает и не засчитывает пойманный хабылык.
7. Если участник выронил хабылык, то сам должен его поднять.
8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.
9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве пойманных хабылык в соответствующей графе судейского протокола.
10. Если участник поймал все 30 хабылык раньше окончания отпущенного времени, то судья-хронометрист фиксирует, а секретарь отмечает в протоколе время, затраченное на игру.
11. Победитель определяется по наименьшему количеству времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык.
12. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.


Игра «пятью камешками» - хаамыска
В XVI I веке появилась игра под названием хаамыска (камешки).
Игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Эта игра имела межнациональные корни. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею.
Русские казаки, освоившие новые земли, научили якутов играть камешками, которые в изобилии лежали по берегам реки. Игра получила широкое распространение, и в наши дни ее популярность не утрачена. Позже стали играть деревянными кубиками, но название «камешки» сохранилось.
Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, распространенности в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то наш народ использует деревянные кубики. Много похожего между играми «пятью камешками» и хаамыска. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения.
Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только пятью, но и семью, девятью хаамыска. Различаются варианты игры по-таттински, по-сунтарски, по-вилюйски, в центральных улусах играют в «умсаах (нырок)».

Правила якутской настольной игры хаамыска (камешки)
Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них.
1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную.
2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.
3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.
4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.
5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.
6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

 Инвентарь и место проведения соревнования
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются кубики, которые изготавливаются из дерева.
Размеры хаамыска — 1,5 см х 1,5 см. Количество хаамыска — 5 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
 Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет игры хаамыска).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе пять хаамыска. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь все хаамыска.
4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.
6. Если участник допустил ошибку, то игру он продолжает с того приема, который не смог выполнить.
7. Во время подхвата нельзя ронять хаамыска. Если участник выронил хаа-мыска, то сам должен его поднять.
8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.

9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве очков в соответствующей графе судейского протокола. Если участник пройдет все 6 этапов игры хаамыска, то получает 5 очков. Если участник за 2 минуты повторит все 6 этапов три раза и ошибется на пятом этапе, то записывается так: 15/ 4.
10. Победитель определяется по наибольшему количеству очков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
 Определять под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные БУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.
Коммуникативные БУД:
 Слушать и понимать речь других;
 Уметь использовать альтернативную коммуникацию (жесты,мимику);
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений:
- и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;

Календарно-тематический план

№ Раздел Тема урока Количество часов
1-2 Подготовительный этап Знакомство с культурой народов Саха 2
3-4 Быт наших предков 2
5-6 Национальный праздник «Ысыах» 2
7-8 Национальная одежда народа Саха 2
9-10 Настольные игры Саха 2
11-12 Тырыынка Ознакомление с правилами игры в «Тырыынка» 2
13-14 Игра «Тырыынка 2
15-16 Хаамыска Знакомство с игрой «хаамыска» 2
17-18 1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную.
2
19-20 2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.
2
21-22 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.
2
23-24 4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.
2
25-26 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.
2
27-28 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
2
29-30 Хабылык Ознакомление с правилами игры в «хабылык». 2
31-32 Игра «Хабылык» 2
33 Игра «Хабылык» 2

Список литературы
1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.
2. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.
3. Саха тѳрут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха, А.С.Федоров.-Якутск: Бичик,2011.-96 с.
4. Якутские настольные игры. Иннокентий Готовцев, Якутск: 2012.
5. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.
6. Интернет ресурсы.
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: VSARDANA_VSR (12.02.2017) | Автор: Верховцева Сардана Романовна E
Просмотров: 97 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Сардана Романовна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1.Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом. Фрагменты ресурсов из третьих источников (Интернет,CD-дисков и т.п.) могут являться элементами разработки с обязательным указанием первоисточника».
В представленной Вами работе были использованы материалы с сайта http://nsportal.ru/shkola....ye-igry
Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017