Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни.
Для развития мелкой моторики существует большое количество игр, которые можно сделать своими руками из подручных материалов, например, игры с бельевой прищепкой - поочередно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
«Сухой бассейн» (мешочек из ткани, заполненный фасолью). Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто, перебирая пальцами фасоль. В это время приговариваем:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
«Сухой бассейн» - мешочек с фасолью можно использовать при изучении учебного материала по математике и русскому языку. На дне «бассейна» спрятать геометрические фигуры или объёмные буквы, опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем с закрытыми глазами найти и достать фигуру, не открывая глаз назвать форму или отгадать букву. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой, с открытыми глазами его зарисовывает. Игры с прищепками и сухой бассейн я применяю на уроках, как физкультминутки.
На уроках «Развитие навыков самообслуживания» провожу упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием пособий, изготовленных по методике М. Монтессори.
1.Зашнуровать «сапожок».
2.Завязать – развязать банты на «Солнышке».
3.Заплести – расплести косички на «Солнышке».
4.Застегнуть – расстегнуть молнию и пуговицы на «платье».
Сапожок, солнышко - сделала из толстого картона. Платье – прямоугольник из толстой ткани.
Шнуровальный планшет - пластмассовая подставка для горячего, с крупными отверстиями, разноцветные шнурки. Игры со шнуровальным планшетом развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Математический планшет при работе с ним развивается мелкая моторика, фантазия, пространственное восприятие, усидчивость. Ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, учится действовать по образу и самостоятельно конструировать. Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребёнок может «нарисовать» самые разные предметы. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребёнку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.д. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертёж, но не спешите показывать его ребёнку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с заданием. Математический планшет прост в использовании и очень функционален. Такой тренажёр легко изготовить своими руками. Для этого понадобятся:
- прямоугольный кусок фанеры;
- цветные силовые кнопки;
- карандаш и линейка для разметки доски;
- молоток;
- разноцветные резиночки.
Игра «Бусы» - нанизывание, как и шнуровка, - отличный способ развития координации движений, ловкости, меткости и конечно мелкой моторики рук. Такая игра развивает сообразительность и усидчивость, помогает показать ребенку, как можно самостоятельно создать интересную игрушку. Нанизывать можно все, что имеет отверстие: разрезанные на части трубочки, пуговицы, бусы и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябин. С помощью этой игры также можно изучать цвета, учиться счету, если сделать бусины разной величины, длины, можно изучать понятия «большой - маленький», «короткий-длинный» и т.п. Игр направленных на развитие мелкой моторики много, главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Таким образом, игры и упражнения, пальчиковые разминки, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина тем самым позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни.
Список использованной литературы
1.Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999 г.
2.Андрющенко Н.В. Монтессори – педагогика и Монтессори – терапия. – СПб. Речь, 2010 г.
3.Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982 г.
4.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001 г.
5.Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994 г. |