Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 06:44

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений

Использование театрализованных игр в обучении детей с глубокой умственной отсталостью.
Использование театрализованных игр в обучении детей
с глубокой умственной отсталостью (из опыта работы).
Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства.
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной , но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АНСССР С.А. Рубинштейн (1889-1960) писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам. «выразительность он рассматривал, как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого, литературного и художественного развития.
У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительной речи» интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
В нашем классе «Особый ребенок» у всех учащихся основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I, II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи. Речь детей была на 1 году обучения неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы. Также все учащиеся не приучены были смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Для нас, учителей – дефектологов и логопедов стоило немало усилий потратить на то, чтобы дети привыкли к своему отражению в зеркале, научились управлять своей мимикой и языком. Во многом помогли наглядности в виде шапочек. Мы учились перед зеркалом “улыбаться”, “плакать”, “смеяться”, “сердиться”, радоваться, “злиться” и т.д. Постепенно дети с желанием принимались за упражнения. Занятия включали в себя в работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитием фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Использовались речевые игры, яркие интересные игрушки, разнообразные настольные кукольные театры. Игра явилась необходимостью, без которой не было бы положительных результатов. Мы проводили комбинированные занятия в игровой форме, что позволило гибко переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. Дети начинали постепенно общаться и играть вместе.
В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи: научить детей играть друг с другом, научить их элементарным навыкам взаимодействия с людьми; развивать внимание; научить культуре поведения в общественных местах; формировать навыки личной гигиены и самообслуживания.
Мы заметили, что дети охотно поддерживают игры, в которых присутствуют
песни, хороводы, элементы актерской игры, и решили попробовать использовать в работе театрализованные игры. Поставив во главу угла интерес детей, ожидание ими чего – то нового, педагоги – дефектологи наметили для себя долгосрочную программу работы.
Первый год обучения.
Для развития коммуникативных навыков, сплочение группы, а также для развития речи и общей координации движений использовали игры – хороводы, сопровождающиеся пением (часто повторяющимися словами). Часто слушали грамзаписи детских песенок, музыки к детским мультфильмам. Любимыми пластинками стали «Бременские музыканты», «Снежная Королева» и «Волк и семеро козлят на новый лад». Старались многие песни иллюстрировать движениями, мини – драматизациями. Такие занятия очень нравились детям и подготавливали их к другим сферам деятельности.
На первом году обучения мы уделяли большое внимание развитию у детей моторных навыков и умений. Для этого использовались такие игры, как «Сорока – белобока», разнообразные пальчиковые игры, перекладывание круп и шишек, навязывание крупных и мелких бусинок, перебирание пуговиц и лоскуточков, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывание орешков, косточек и желудей и многие другие. Такие игры сопровождались мини – драматизациями и развивали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную, и кинестетическую чувствительность детей.
На протяжении всего первого года работы родители шли рука об руку с детьми и педагогами, четко выполняли все их рекомендации. Однако, дома не все родители (по разным причинам) могли заниматься со своими детьми. Для того, чтобы им помочь, педагоги давали открытые занятия и консультации для родителей, на которых рассказывали и показывали приемы развития элементарных навыков самообслуживания.
Важным фактором в укреплении триады ребенок – педагог – родитель стала практика совместного празднования детских дней рождения. Эти праздники сопровождались чаепитием, концертом, в котором принимали участие родители и дети. Родители принимали участие в школьной жизни своих детей, могли наблюдать их в непривычной обстановке, видели положительную динамику в развитии ребят. Совместные праздники стали большим психологическим подспорьем для родителей. Они больше уже не чувствовали себя отверженными и одинокими в решении своих проблем, могли увидеть своего ребенка среди других детей. Родители получили удивительную возможность общения друг с другом, взаимной поддержки и наблюдения за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.
Таким образом, к концу первого года обучения педагоги совместно с родителями пришли к следующим результатам. Дети полюбили школу и стали ходить на занятия с удовольствием. У них появилась радость общения друг с другом. Значительно увеличилось время пребывания детей в школе, они привыкли к занятиям. Теперь, когда процесс адаптации к школе был в основном, завершен, педагоги смогли приступить непосредственно к реализации программы театрализованных игр.
Второй год обучения.
На втором году обучения мы поставили перед собой две основные задачи: воспитание личности ребенка посредством театрализованных игр; обучение элементарным трудовым навыкам и навыкам самообслуживания.
Педагоги начали работу с подбора небольших сказок и потешек. С малых лет ребенку становится доступен мир сказок, игр. Все это откладывает свой остаток на его мышлении, характере. Богатство и разнообразие природы, труд, быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Первой театрализованной игрой в нашем классе стала потешка «Водичка, водичка». Проговаривание очень удачно сочетается с движениями, с развитием общей моторики. Немаловажно и то, что благодаря этой работе, мы прививаем детям с тяжелой умственной отсталостью культурно – гигиенические навыки, умение правильно пользоваться водой и мылом. Дети в нашем классе всегда с большим удовольствием играют в подвижные игры с элементами драматизации. Помогает в этом и разнообразный дидактический материал – различные настольные театры, шапочки животных, птиц и других героев сказок. Такие игры развивают: внимание, выдержку, творческие артистичные способности, речь, способность связывать слово с соответствующим движением; умение понимать мир других людей; важно выразить в движении характер героя, его настроение, отразить его желание и возможности; способность к коллективному взаимодействию; общую координацию движений.
Хочется отметить, что больше всего детям нравится обыгрывать игры или упражнения, связанные с миром живой природы. Подготовка к драматизации потешки «Зайка» заняла много времени. Сначала мы рассматривали игрушку зайца, рисовали и лепили из пластилина фигуру зайца; читали стихи, рассказы про зайцев; неоднократно проводили игру «Заинька» («Заинька, попляши, серенький, попляши… вот так этак попляши, поклонись, топни ножкой и прочее»), давая детям возможность изучить различные виды и способы движений, невербальной коммуникации, а также возможность «вжиться» в образ зайца.
Для постановки «Заиньки» были связаны специальные шапочки зайца, медведя, волка, кошки, мышки. На музыкальном занятии учитель музыки разучила с детьми мелодию и движения. В классе дети поочередно изображали «зайку», а остальные участники, стоя в кругу демонстрировали и пели песню. Каждый ребенок «окрасил» своего героя по разному, несмотря на общий характер движений и текст. На этом материале мы искали и разрабатывали оптимальную методику театрализованных игр для детей с проблемами интеллектуального и психического развития.
Третий год обучения.
На третьем году обучения мы приступили к рассмотрению и использованию творческих заданий, которые уже по собственному усмотрению можно включать в разнообразные виды занятий, беседы с детьми, досуги и другие формы общения. Большинство творческих заданий направлены на развитие коммуникативных способностей.
1. Игры на развитие внимания, творческого воображения:
2. Очень важно научить детей внимательно слушать и определять: Шаги (чьи они могут быть?); Шум улицы (какой автомобиль проехал?); Хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т.д.; Что происходит в коридоре, на улице, в закрытой коробке (определить по звуку, что там находится) и т.д.
3. Предложить детям прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит: какая погода на улице? (дождь, гроза, ветер и т.д.); какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «скорая помощь», «пожарная» или «милицейская» машина); где сейчас мама: на кухне или в ванной? какое угощение мама готовит? (режет на доске овощи или взбивает миксером крем); отгадать, кто пришел (по шагам).
4. Нарисовать, что усвоили: Какая погода на улице? (дождь, ветер, гроза, солнышко); Кого встретил Колобок? (волка, петуха, собаку, кошку, лису); Нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей).
5. Изобразить (пантомима) того, кого услышали: Кошку; Собаку; Петуха и т.д.
II. Игры с импровизированными шумовыми инструментами.
Каждый предмет можно не только рассматривать, трогать, но и слушать, как он звучит (если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюли, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, наполненной фасолью и т.д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать на что похож этот звук или что он напоминает. Педагог вместе с детьми подбирает слова для определения характера звучания.
III. Упражнения на развитие восприятия характера и содержания музыкального произведения.
1. Дети слушают музыку и рисуют. Педагог предлагает рисовать так, как ребенок чувствует, выбирая свой цвет, способ (технику) изображения. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, контрастные по характеру.
2. Предложить детям выбрать для движения под музыку атрибуты: длинные и короткие ленточки, шарфики, цветы, обручи, палки, веера, мячи, флажки и другое. Эти атрибуты ребенок выбирает условно.
3. Детям предлагают различного цвета и формы тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки. Ребенок может ими манипулировать. Как куклами марионетками.
4. Задание: тряпочки «оживают» и танцуют под музыку.
IV. Этюды на общение.
В данных играх – этюдах развиваются ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у многих детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, мы предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок. Поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на другой объект (куклу).
Задания (в руках у детей куклы «би – ба – бо» или обыкновенные):
1. Куклы встречаются друг с другом и здороваются; спрашивают друг у друга о здоровье; прощаются.
2. Одна кукла нечаянно толкнула другую (в транспорте). Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят ее друзья и поздравляют с днем рождения и дарят подарки; кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу; один из гостей опоздал – попросить прощение за опоздание; один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот; разыграть действия хозяев и провинившегося.
4. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол: постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать урок в классе); зайти к завучу или директору школы (логопеду и др.) и передать ей сообщение; объяснить «маме», почему испачкана одежда после посещения детского сада; извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из строительного материала.
Примечание: в содержание этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.
V. Творческие задания на развитие воображения и речи для детей.
Выполнить действия: зайти в комнату в «образе» какого – либо персонажа (например, Буратино) и посоветоваться с детьми; то же самое и попрощаться с детьми; поздравить с праздником; спросить, какая на улице погода, какое время суток и т.д.
Игры на импровизацию диалогов. Дети выбирают куклу или шапочку сказочного персонажа, разбиваются на пары. В соответствии с шапочками или куклами ребенок играет определенную роль (Красной Шапочки, Буратино и т.д.)
выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент.
Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
«Беседа» выбранных предметов (листик, камень, прищепка и другие предметы «беседуют», например, о погоде).
«Театр всевозможного».
Каждый предмет с присущим ему характером и манерой поведения «играет» в небольшой сценке, которую вместе придумали. Лучше всего такие сценки разыгрывать на столе, тогда в движении можно передать характер предмета – образа. Каждый ребенок «говорит» голосом его предмета (нежным или грубым и т.д.).
Данные творческие задания являются наиболее сложными, поэтому в них обязательно участвует взрослый. На первых порах дети наблюдают, как действует педагог, и постепенно втягиваются в игровое общение.
VI. Творческие задания на развитие пантомимики.
Дети выбирают игрушки или шапочки сказочных персонажей (можно карточки), аналогично заданию на импровизацию диалогов.
Задания:
Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и другие). смотрится в зеркало;
пробует любимое блюдо; пробует нелюбимое блюдо; выслушивает комплимент; выслушивает замечание; садится на стул.
Диалоги – пантомимы: разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в автобусе); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
Загадки – пантомимы: в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и прочее) – отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке; в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке);
Показать (руками или пальцами): Стой на месте! Идем за мной! До свидания! Давай, помиримся. Я тебя люблю! Я боюсь.
Показать частями тела: как твои плечи говорят: «Я горжусь»; как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»; как твой палец говорит: «Иди сюда!»; как твои глаза говорят: «Нет»; как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»; как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»; как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»
VII. Этюды творческого воображения. Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т.е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений:
1. Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.
2. Передать книгу друг другу так, как будто это: кирпич; кусок торта; бомба; фарфоровая статуэтка; хрустальная ваза.
3. Взять со стола карандаш, как будто это: червяк; горячая печеная картошка; маленькая бусинка.
4. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.
5. Выполнить различные действия: чистить картошку; нанизывать бусы на нитку; есть пирожное; шить иголкой; надуть шар и т.д.
VIII. Упражнения на различение цветов. Какого цвета лимон? (Желтый). Давайте посмотрим, у кого в одежде есть желтый цвет (дети рассматривают одежду свою и своих товарищей). Затем педагог предлагает детям рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить на любом режимном моменте в школе, вспомнить, что еще бывает желтого (или другого) цвета. В игре выигрывает тот, кто называет больше всего предметов. Для подсчета правильных ответов удобно пользоваться любыми «фишками» – камешками, шишками, листиками и другими.
Итак, мы выбрали для работы с детьми имбецилами наиболее типичные игры и театрализованные упражнения на развитие внимания, речи, творческого воображения и других важнейших качеств личности. Хотя дети нелегко включаются в подобные игры, многое зависит от педагога. Если педагог сумеет их интересно и доступно преподнести, то дети играют с удовольствием. Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Важно, чтобы они проводились как совместная деятельность детей и взрослых, где воспитанник и педагог играют каждый свою роль на общих правилах. Безусловно, учителю в данной ситуации приходится решать множество сложных задач: постоянно поддерживать интерес к игре, быстро и тактично реагировать на проявления каждого ребенка и нестандартно, творчески играть свою роль. Однако такой стиль общения педагога с детьми с тяжелой умственной отсталостью ведет к важным результатам: развивает творческие и коммуникативные способности, обогащает новыми разнообразными знаниями, способствует более тонкому восприятию окружающей действительности, развивает умение сочувствовать и сопереживать (элепатию) и, что очень важно, делает сам процесс общения правдивым. А ради этого стоит потрудиться!
Задачи третьего года обучения театрально – игровой деятельности:
1.Побуждать интерес к театрально игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения.
2.Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
3.Обучать детей ориентироваться в классной комнате и в музыкальном зале. Закреплять представление об окружающих предметах. Дети должны уметь называть предметы театрально – игрового оборудования. Воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
4.Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
5.Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
6.Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол, предметы быта, костюмы или шапочки сказочных героев.
7.Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.
8.Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое.
9.Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
10.Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельные слоги.
11.Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
12.Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
13.Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх театральными куклами.
14.Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
15.Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками школы.
За три года развивающей и коррекционной работы с детьми – имбецилами с помощью театрализованных игр были достигнуты следующие результаты:
1. Преодолены барьеры в общении и взаимодействии детей друг с другом и взрослыми;
2. Значительно обогатилась речь.
3. Дети стали свободнее двигаться.
4. Научились в движении находить адекватное выражение различных эмоций и состояний.
5. Научились проявлять свои творческие возможности.
6. Укрепилось взаимодействие в триаде ребенок – родитель – педагог. В процессе обучения неоднократно устраивались выставки совместных работ родителей и детей.
7. Внимание детей стало значительно устойчивее.
Для развития выразительной стороны речи стало необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выгодского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, возможно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. Чем богаче жизненный опыт ребенка. Тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896 – 1965), - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другое). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку с тяжелой интеллектуальной недостаточностью решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе. Застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка с умственной отсталостью.

Литература:
1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.
3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.
Категория: Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений | Добавил: ufymuf (31.07.2014) | Автор: Моисеева Галина Андреевна E
Просмотров: 4010 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Галина Андреевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.
С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2 ufymuf  
Любовь Павловна, спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024