Задачи: Продолжать учить детей участвовать в беседе; отвечать на вопросы и задавать их; продолжать развивать понимание речи и активизировать словарь; упражнять в договаривании предложений (без картинок); Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух) Развивать наглядно-образное мышление путем группировки и классификации; развивать мелкую моторику; Воспитывать интерес и любовь к сказкам; желание помогать другим.
Материалы: Маски ежика, сороки, белки; волка; шапочка волка для ребенка; солнце (картинка); мнемокартинка-загадка про солнце; смайлики с веселым и грустным настроением; клубочек с глазками; мешочек с колючими и гладкими шариками; кусочки пластилина коричневого цвета; корзинка для колючих шариков; семечки вперемешку с другими семенами, кусочки хлеба; желтый круг из картона; прищепки.
Ход НОД: (Входит сказочница, дети сидят на стульчиках) -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я сказочница. Хочу рассказать вам сказку. Угадайте про что? (детям показывается загадка-мнемокартинка, на которой нарисован круг, желтый цвет и огонь) -Круглое, желтое, жаркое, что это? (солнце) (детям показывается картинка - солнышко и кладется на ковер) -Встанем вокруг солнышка, погреемся от его лучиков. (дети встают вокруг солнышка и повторяют за сказочницей) Приветствие: «Солнце вышло из-за тучки» -Солнце вышло из-за тучки, (протягивают левую руку вперед) Протянуло к детям ручки. (протягивают правую руку вперед) Ручки – солнышка лучи (кладут ладошку правой вытянутой руки на ладошку левой руки) Так нежны и горячи. (покачивают вытянутыми руками вверх вниз) -А теперь садитесь на стульчики послушайте сказку про солнышко: Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. (сказочница закрывает картинку - солнце тучками из картона ) -Загрустили все вокруг без солнышка. А у вас какое настроение без солнышка? -Возьмите в руки смайлик, который показывает ваше настроение. (дети подходят к столу и выбирают среди разных смайликов свое смайлик-настроение)(спросить каждого ребенка, какое он выбрал настроение) -Спрячем наше плохое настроение в корзинку, чтобы оно нам не помешало искать солнышко. -Что же делать, чтобы всем стало радостно? (предположения детей ) –Правильно, надо солнышко вернуть на небо. -А вы знаете, где живет солнышко? (нет) -И я не знаю, но нам поможет его найти волшебный клубочек. Кого по дороге встретим, того и спросим. (детям показывается клубочек с глазками. Сказочница катит его по полу)
-Куда же привел нас клубочек? (дети повторяют вместе со сказочницей слова и скребут пальцами по коленкам) -Жик, жик, жик – ежик шуршит. (выходит ежик-воспитатель в маске) Сказочница: Ежик, ты знаешь, где живет солнышко? Оно три дня не показывалось на небе. Мы идем его искать. (дети повторяют вместе со сказочницей вопрос: «Где живет солнышко?») Ежик: Помогите мне, пожалуйста, найти моих ежат. -Что есть у ежей? (иголки) -Значит ежи какие? (колючие) (Ежик показывает детям мешочек, в котором лежат колючие и гладкие шарики ) Ежик: Найдите в мешочке моих колючих ежат. (дети ищут на ощупь колючие шарики) Ежик: Поиграйте с моими ежатами: (дети садятся в кружок на ковер) -Ежик я в руках кручу. (дети катают шарик между ладонями) Поиграть я с ним хочу.. Домик сделаю в ладошках. (зажимают шарик в правом кулачке) Не достанет его кошка. (зажимают шарик в левом кулачке) Ежик: Ежата устали, положите их в корзинку. (дети кладут шарики в корзинку) Ежик: Я дорогу не знаю, но может знает моя соседка.
Сказочница: (бросает клубочек) Веди нас, клубочек. -Куда же клубочек нас привел? (дети повторяют вместе слова со сказочницей и бегут пальцами по коленкам) -Элка, элка, элка – пробежала белка. (выходит белка- воспитатель в маске) Сказочница: Белка, ты знаешь, где живет солнышко, оно три дня не показывалось на небе, мы его ищем? (дети повторяют вместе со сказочницей вопрос: «Где живет солнышко?») Белка: Сначала угостите меня орешками, а потом спрашивайте. Белка: Слепим вместе много орешков. (дети подходят к столу, на котором лежат кусочки коричневого пластилина на каждого ребенка; белка показывает детям орешек из коричневого пластилина ) -Какую форму имеет орешек? (шара) -Возьмите один кусочек пластилина и слепите такой же орешек. (дети лепят для белочки орешки) Белка: Спасибо вам, ребята, за орешки. Я не знаю, где живет солнышко, но может знает мой сосед.
Сказочница: (бросает клубочек) Веди нас, клубочек. -Куда же клубочек нас привел? -Олк, олк, олк (дети хлопают в ладоши) – Вот крадется волк. (руками изображают крадущегося волка) (появляется волк-педагог в маске) Сказочница: Волк, ты знаешь, где живет солнышко, оно три дня не показывалось на небе, мы его ищем? (дети повторяют вместе со сказочницей вопрос: «Где живет солнышко?») Волк: Поиграйте со мной в игру «Кто разбудил волка». Волк: Вставайте в круг, беритесь за руки. Моим помощником- волчонком будет Костя. Ход игры: Волк надевает шапочку волчонка на ребенка и выводит его в центр круга, волчонок закрывает глаза. Остальные дети идут по кругу и проговаривают слова: «Он голодный и зубастый, злой, сердитый и ушастый». Затем волк говорит одному из детей на ухо название какого-нибудь домашнего животного, например, корова. Ребенок кричит вслух, как корова. Волчонок называет животное, которое издает такой звук. Игра продолжается, волк называет детям по очереди других домашних животных: собака, кошка, лошадь. Дети кричат, как эти животные. Волчонок угадывает название каждого животного. Примечание: Каждый раз можно выбирать нового волчонка) Волк: Как назвать всех этих животных одним словом? (домашние животные) (аналогично проводится звукоподражание домашним птицам: петух, гусь, утка, курица) Волк: Спасибо вам за игру. Но я не знаю, где живет солнышко, но есть в лесу птица, которая все знает, она вам поможет.
Сказочница: (бросает клубочек) Веди нас клубочек к этой птице. -Куда же клубочек нас привел? (дети повторяют вместе со сказочницей слова и изображают кистями рук крылья птицы ) -Ока, ока, ока – летает сорока. (выходит сорока-воспитатель в маске) Сказочница: Что это за птица? (сорока) -Сорока, ты знаешь, где живет солнышко, оно уже 3 дня не появлялось на небе? Мы идем его искать. (дети повторяют вместе со сказочницей вопрос: «Где живет солнышко?») Сорока: Помогите мне, пожалуйста, накормить птиц. (дети подходят к столу, на котором стоит миска с семенами и тарелочки для детей ) -Что лежит в тарелке? (семена) -Какого размера семена? (маленькие и большие) -Какой формы семена? (овальные и треугольные) - Выберите из миски для птичек маленькие треугольные семена. (пока дети разбирают семена, сказочница убирает тучки и крепит на экран желтый круг) Сорока: Спасибо вам, ребята. Птицы будут сыты. Ой, смотрите, смотрите, ветер раздул все тучки, и солнышко снова появилось на небе. -Не надо вам его искать. Только чего же у солнышка не хватает? (лучиков) -Из чего можно сделать лучики? (предположения детей) (детям показывается прищепка). -А мы сделаем лучики из прищепок. (сорока держит желтый круг, дети прикрепляют лучики – «прищепки»)
Сказочница: (берет солнце у сороки) Выглянуло солнце на небо чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло. Радостно стало вокруг. Вышли на солнышко все погреться. А кто не верит, пусть посмотрит. -А какое у вас сейчас настроение? Возьмите такой же смайлик. (дети выбирают смайлик – настроение) -Почему у вас такое настроение? (ответы детей) (детям показывается корзинка, в которую пряталось плохое настроение) -Посмотрите, куда делось плохое настроение? (оно пропало) Сказочница: Сказка, двери закрывай, в детский сад нас отпускай. (бросает клубочек) -Ты катись, катись, клубок с овражка на мосток. Только сильно не спеши, в детский сад нас приведи. -Вот мы с вами и в детском саду. -Что мы с вами сегодня делали? Кого искали? Кого встречали?