Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 18:33

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

«Реализация личностно-ориентированного подхода в работе с детьми с ЗПР в общеобразовательной школе».
«Реализация личностно-ориентированного подхода в работе с детьми с ЗПР в общеобразовательной школе».
Проблема обучения, психолого- педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ, для меня, как для педагога- психолога работающего в общеобразовательной школе является весьма актуальной. С 2005 по 2008 год наша школа являлась пилотной площадкой по осуществлению интегрированного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. Основную часть наших учащихся с особыми образовательными потребностями (далее учащиеся с ОВЗ) составляют именно дети с задержкой психического развития.
«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»- такова национальная образовательная политика, которая предусматривает модернизацию образования детей с ОВЗ. И я полностью солидарна с данной концепцией. Направлений работы в деятельности педагога- психолога ОУ множество, в своем выступлении мне бы хотелось остановиться на коррекционно- развивающей деятельности, так как осуществляя именно эту деятельность я воочию убеждаюсь- дети с ОВЗ, особенно в начальных классах, при наличии своевременной, психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, способны показать положительную динамику, как в своем интеллектуальном, так и в личностном развитии.
Вот уже пятый год работы по авторской коррекционно- развивающей программе «Мастерская ума…. Учимся играя» (для учащихся с ОВЗ 1- 4 классов в условиях общеобразовательной школы), целью которой является
«Создание условий в общеобразовательной школе, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития образовательного стандарта, сохранению их здоровья, коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся» дает свои положительные результаты.
Начальная школа является обязательным и самостоятельным звеном в системе коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому основным содержанием коррекционно-развивающих занятий по данной программе является формирование мыслительных структур учащихся с ОВЗ. Формирование мыслительных структур основывается на всестороннем обогащении конкретно-чувственного опыта учащихся с ОВЗ, который является необходимым условием формирования в дальнейшем отвлеченных форм мыслительной деятельности.
«Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Данная концепция распространяется и на процесс обучения детей с ОВЗ. Воспитание ребенка с ОВЗ «порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», стоит весьма остро. Ответ на этот вопрос присутствует в концепции проекта СФГОС для детей с ОВЗ. Именно поэтому, другой, не менее важной стороной психологического развития учащихся, является закладывание эмоционально- личностного отношения учащихся к усваиваемым знаниям: их стремление доказать свою точку зрения, критически осмысливать, как свой ответ, так и мнение своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться и к отдельным фрагментам изучаемого материала, и к процессу обучения в целом. На каждом своем занятии я уделяю большое внимание формированию, развитию адекватной самооценки, что является необходимым условием для постепенного становления мировоззрения и формирования позитивной направленности личности школьников с ОВЗ. И именно это, я считаю в будущем поможет ребенку с ОВЗ стать конкурентно способным уже во взрослой, самостоятельной жизни.
Определяя содержание коррекционно-развивающих занятий я останавливаюсь не только на формировании мыслительных структур учащихся. На занятиях осуществляется систематическое, целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР, тем самым обеспечиваются условия для их продуктивного взаимодействия с окружающими, так как именно общение, формы их взаимодействия являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Решать подобные задачи педагогу в условии целого класса, где большинство детей имеют сохранный интеллект очень сложно, порой невозможно. Именно коррекционно- развивающая работа психолога является оптимальным вариантом, в достижении такой цели, как социализация ребенка с ЗПР.
Большое внимание на занятиях уделяю развитию умения детей осуществлять рефлексию, т.е. развиваю умение осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, свои ошибки.
Большое внимание на каждом коррекционно- развивающем занятии уделяю развитию речи, так как низкий уровень развития вербализации – одна из основных характеристик учащихся с ЗПР. Я приучаю детей не только отвечать на конкретный вопрос, но и обосновывать свой ответ: побуждаю в ответах использовать такие слова как: «Я думаю», «Я так считаю», «Мне так кажется» и т.д., что не только активизирует словарь ребенка, но и расширяет его опыт в установлении причинно- следственных и временных связей, благоприятно влияет на усвоение сложных синтаксических конструкций, что бесспорно очень пригодиться в дальнейшем образовательном процессе.
Занятия проводятся один раз в неделю с определенной группой учащихся, имеющих статус «ребенок с ОВЗ» (4- 8 человек) в кабинете психолога для групповых занятий. Занятия отличаются динамизмом и разнообразием. Общая установка при проведении занятий – не спешить знакомить с чем-то новым прежде, чем хорошо не усвоено предыдущее. В программе реализовывается принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком (усложненном) уровне (от I класса к IV). По своей структуре каждое занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на занятиях постепенно закрепляется у учащихся и переноситься впоследствии на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступать просьба психолога улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
Важным моментом вводной части является выполнение детьми упражнений для улучшения мозговой деятельности. Еще Л.С.Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что массаж ладоней, пальчиковая гимнастика или работа с массажным мячом существенно активизируют отделы головного мозга, отвечающие за мышление, память, внимание и речь.
Задания для основной части подбираю с учетом их направленности на осуществление дифференциации, коррекции познавательных структур, личных особенностей. Подача игр и упражнений осуществляется через совершенствование органов чувств учащихся. В процессе обучения одни дети воспринимают информацию в основном визуально, другие – аудиально, третьи – кинестетически, так как в зависимости от врожденных особенностей, окружения, воспитания у детей по-разному развиваются и используются зрение, слух, осязание, обоняние. Что бы обеспечить комплексное развитие познавательных способностей детей, на занятиях стараюсь максимально использовать все сенсорные каналы восприятия.
Так как возраст учащихся еще мал, среди основной части используются различные виды отдыха, и именно в этот момент происходит обучение детей приемам расслабления, что очень необходимо всем детям с ОВЗ. Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки.
При обучении детей ауторелаксации использую релаксационную музыку, запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и т.д. Формулы внушения чувства покоя, безопасности, расслабления подаются, особенно на начальном этапе в стихотворной форме.
Задача заключительной части состоит в рефлексии: в подведении итогов занятия, обсуждения результатов работы учащихся и тех трудностей, ощущений, которые у них возникли при выполнении заданий.
Занятие длиться от 30 до 40 минут. Его продолжительность зависит от качества внимания, возраста, поведения детей. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество психолога, иногда, наблюдая за детьми приходится вносить в занятие определенные изменения по причине наличия у детей усталости, тревожности, агрессивности и т.д.
В своей работе широко использую разнообразные методы обучения, именно они, помогают мне обеспечить на занятиях динамизм и положительный эмоциональный настрой. Это разнообразные игры- сюжетно- ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, дидактические, развивающие. Активно использую сказкотерапию, дискуссии, особенно, когда речь идет о развитии/ коррекции личностных особенностей. На каждом занятии присутствуют беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, рассказ взрослого и рассказы детей, сочинение историй и конечно же аутотренинг. В зависимости от темы присутствует свободное и тематическое рисование.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром. Я считаю, что на моих занятиях присутствует именно такая обстановка, которая позволяет ребенку с ОВЗ приобретать необходимые ему в дальнейшей жизни умения и навыки.

Литература
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные
тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект»,
2005 г.
2. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.
3. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
4. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г.
5. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996
6. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: КолесниковаНина (19.05.2016) | Автор: Колесникова Нина Юрьевна E
Просмотров: 1438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Нина Юрьевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Гаплахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024