[hide]Проект программы «Содружество» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывает школа, а если ребенок с ограниченными возможностями здоровья, то коррекционная школа. Для этого есть все объективные и субъективные предпосылки. Коррекционная школа создает возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве, ситуация успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я-оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решать проблему всестороннего, гармоничного развития личности школьника. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и школой возникла идея в разработке проекта программы “Содружество”. Программа позволяет всем, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включиться в контекст современных проблем воспитания, понять феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом. Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Основными приоритетами при реализации данной программы являются: • опора на базовые потребности ребенка; • развитие личности в процессе воспитания; • совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания; • профессионализм кадров, педагогических и управленческих; Цель: Создание условий для сотрудничества детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся. Задачи : • создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей; • обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней; • воспитание у детей с ограниченными возможностями здоровья ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью; • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества; • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей; • формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.
Модель взаимодействия “АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ” Срок реализации: 3 года. Участники : учащиеся, педагоги, родители. Проект “Содружество” предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру. 1. “Забота о ребенке”. Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей. 2.“Просветительский”. Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность. 3. “Консультационный”. Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Для выполнения задач проекта программы “Содружество ” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и школы: 1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает: - проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей; их социализацию; - для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации; - изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры. 2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает: - создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный источник качества знаний и развития ребенка. 3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает: - сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей; - проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями; 4. Направление “Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса” предполагает: - определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка; - присутствие родителей на занятиях ; - обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей. - родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми. 5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает: - подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями; - выяснение организационных проблем, существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы; - определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают; - непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения. Для анализа результативности в ходе реализации проекта программы “Содружество” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями. Предполагаемый результат: • выстраивание системы взаимоотношений: “администрация- педагог – ребенок - родитель”, по принципу “человек - человек”; • участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения; • положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; • включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность. Содержание программы АДМИНИСТРАЦИЯ - РОДИТЕЛЬ Направления Содержание работы Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей. Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей (методы: собеседование; анкетирование; тестирование; соц. опрос; диагностические исследования и др.); Определение потребностей семьи; Осуществление контрольно-диагностических функций. Психолого-педагогическое просвещение семьи. Оказание психологической помощи; Психолого-педагогическое консультирование, просвещение; Разрешение возможных конфликтных ситуаций. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников); Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования. Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. Обеспечение целенаправленного и эффективного образовательного процесса. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Осуществление контрольно-аналитических функций; Отчеты администрации; Коллективный поиск разрешения общих проблем, сотрудничество в области связей с общественностью, и государственными службами. ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ Направления Содержание работы Формы работы Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей. Определение потребностей семьи. Выявление мнения родителей о воспитании детей Беседы, консультации, наблюдения педагога. Тестирование: (Примерная тематика: “Хорошие ли вы родители?”, “Умеете ли вы воспитывать детей?”, “В чем талантлив ваш ребенок?” “Способы познания окружающего мира” (аудист, визуалист, деятель) и др.) Анкетирование: (Примерная тематика: “Удовлетворение образовательными услугами”; “Мотивация ”; “Межличностные отношения в семье” и др.) Родительские собрания; Форумы и др. Психолого-педагогическое просвещение семьи. Составление характеристик семей обучающихся; Оказание психологической помощи; Психолого-педагогическое консультирование, просвещение; Диспуты и дискуссии: (Примерная тематика: Ваша семья глазами вашего ребенка. Умеем ли мы любить своих детей, Что они могут спровоцировать и породить у детей и др.). Беседы: (Примерная тематика: Как научиться понимать и принимать подростка; О воспитании у детей чуткости и отзывчивости и др.) Родительские собрания: (Примерная тематика: “Мы - одна семья”, “Мой дом – моя семья”, “Родителям о правах ребенка”, “О доброте и милосердии” и др.) Круглый стол: (Примерная тематика: “Школа , семья и ребенок”; Самоопределение личности подростка”; “Нравственное воспитание подростков в семье” и др.); Разрешение возможных конфликтных ситуаций; Приглашение специалистов для лекций родителям. Лектории и беседы для родителей: (Примерная тематика: Детские страхи и их преодоление. Нервные заболевания у детей. Психосексуальное развитие детей. Трансформация роли у ребенка. Вредные патологические привычки у детей. Типы и стили семейного воспитания и др.) Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования. Оказание помощи в организации и проведении совместных мероприятий. Диспуты и дискуссии: (Примерная тематика: Мы и наши родители. Отец – воспитатель и др.) Музыкальная гостиная: День музыки Литературная гостиная: (Примерная тематика: Пушкин и дети. Праздник славянской письменности и др.) Конкурсы семейного творчества: “Супербабушка”, “Рукотворное чудо”, “Бабушкин сундук” и др.) Мероприятия: (Примерная тематика: Творческие мастерские для родителей.. Совместные занятия детей и родителей; Календарные праздники: “Праздник урожая”, “Встреча Нового года”, “Веселое рождество” и др.) Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. Создание условий по обеспечению целенаправленного и эффективного образовательного процесса. Приглашение родителей на контрольные срезы. Выставки творческих работ. Родительские собрания. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Отчет о работе за учебный год Родительские собрания. Презентации опыта семейного воспитания Отчетные концерты, спектакли, выставки; и др.
ПЕДАГОГ - РЕБЕНОК Направления Содержание работы Формы работы Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни. Определение взаимоотношений между родителями и детьми; Изучение микроклимат в семье учащегося; Социальный и психологический статус учащегося; Психологический портрет учащегося. Тестирование: (Примерная тематика: “Наедине с самим собой” (об отношениях с родителями “Познай себя” (диагностика особенностей темперамента, эмоциональной сферы, склонностей; “Размышляем о жизненном опыте” и др.)); Анкеты: (Примерная тематика: “Изучение мотивации”; “Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся” и др.) Методики: (Примерная тематика: Методика диагностики уровня творческой активности учащихся; “Какой у нас коллектив? Мы – коллектив…Мы – коллектив!”; Рейтинг культурно-досуговых дел; Защита авторских проектов и др.) Изучение потребностей, интересов и желаний ребят Определение потребностей и интересов учащихся в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий. Беседы; Консультации; Диагностические исследования; Наблюдения педагога и др. Психолого-педагогическое просвещение. Оказание психологической помощи; Разрешение возможных конфликтных ситуаций. Оказание помощи в конфликтных ситуациях семье; Коррекция социального поведения ребенка. Беседы: (Примерная тематика: “Кто Я? Знаю ли Я себя?”, “Воспитай в себе личность” и др.)Тренинги; “Час общения”; “Мир наших увлечения”; “Если не ты, то кто?” “Познай себя”, Консультации;Психологические игры: “Зеркало”; “Прикоснись к синему цвету”; “Ветер дует”; “Повтори звук”; “Передай настроение”; “Испорченный телефон”; Пантомима и др. Вовлечение в совместную деятельность с детьми. Развитие взаимоотношений между педагогом и детьми. Совместные мероприятия; и др. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Уровень воспитанности ребенка. Праздник добрых пожеланий; Персональные выставки; Отчетные выставки, концерты;
Условия реализации программы: Для успешной реализации программы, необходимы следующие условия: • Приобретение методической, художественной литературы по вопросам семейного воспитания; • Обновление информационного стенда в помощь родителям. • Оснащение методического кабинета материалами по вопросам семейного воспитания. • Укрепление материально-технической базы за счет спонсорской помощи и привлечения внебюджетных средств.
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Ваша работа не допущена к участию в Конференции, так как 1. На сайте отсутствуют сведения об авторе. 2. Работа не является авторской, проверка на плагиат показала, что 92% заимствовано у Авдеевой Татьяны Михайловны, которая была опубликована в 2009-2010 учебном году http://festival.1september.ru/articles/567180/ Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]