Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 19:34

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Особенности формирования смыслового чтения у детей с ЗПР на уроках математики.
Особенности формирования смыслового чтения у детей с ЗПР на уроках мате-матики.
Современный человек должен уметь самостоятельно добывать новые знания и при-менять их в разнообразной деятельности. Для этого ему необходимо уметь ориен-тироваться в большом потоке информации. Поэтому одной из главных задач со-временного учителя научить детей быстро воспринимать и обрабатывать большие объёмы информации, овладеть современными средствами, методами и технология-ми работы. В соответствии с ФГОС обучение ориентировано на формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе умение читать.
Одним из путей развития читательской грамотности и является развития у обуча-ющихся навыков смыслового чтения.
В концепции универсальных учебных действий даётся понятие смысловому чте-нию. Цель такого чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Работа над формированием навыка смыслового чтения ведётся на каждом предме-те, т.к. в каждом учебнике есть свои тексты. Рассмотрим, как формируется этот навык у детей с ЗПР на уроках математики.
В учебниках по этому предмету можно выделить тексты следующих направлений:
• Объяснительные тексты учебника (знакомство с новым материалом);
• Текстовые задачи.
Рассмотрим приёмы работы с этими видами текстов.
1.Работа с объяснительными текстами учебника.
Организация работы ведётся в три этапа.
1. Этап – работа до чтения.
Именно на этом этапе можно привлечь обучающихся к данной проблеме, заинтере-совать их, стимулировать желание к прочтению текста. В своей работе использую следующие приёмы:
Прогнозирование содержания текста по заголовку. Каждый ученик по заголовку говорит свои предположения о том, о чём пойдёт речь в тексте.
«Мозговой штурм» - Каждый ребёнок излагает свою точку зрения о новом матери-але, отстаивает её своими логическими доводами.
Вся эта предварительная работа помогает детям настроиться на приобретение но-вых знаний, в дальнейшем поможет в тексте выделить главное.
Либо провожу игру «Верю – не верю». Из предложенных утверждений по данной теме выбрать предположительно верные. После изучения статьи с новым материа-лом возвращаемся к утверждениям и проверяем их истинность. Эта игра помогает и в формулировке темы урока.
2. Этап – работа во время чтения.
Чтение объяснительного текста. Работу на этом этапе можно построить по-разному. Но если работа до чтения была проведена на достаточно высоком уровне, то перед ребятами уже определена проблема. Если же нет, то перед первичным прочтением учитель перед детьми должен поставить определённую цель. В зависимости от по-ставленной цели чтение можно организовать разными способами: чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение, чтение с остановками (дети читают до опреде-лённого предложения, высказывают свои предположения, отвечая на вопрос учите-ля, затем читают до конца, проверяя свои предположения).
3. Этап - работа после чтения.
После чтения объяснительного текста, обучающиеся по просьбе учителя, высказы-вают своё мнение, мысли о прочитанном материале, своё отношение. Под руковод-ством учителя обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте. Например. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Или какие слова выделены другим шрифтом? Почему? Приводят свои примеры по теме тек-ста.
Для лучшего понимания и запоминания прочитанного текста его надо структу-рировать. Это может быть составленная индивидуально или совместно под руко-водством учителя по тексту схема, кластер, или выведенная с помощью условных знаков формула. Использую приём Карусель. Дети получают на одном листочке схему вида «Кластер» и заполняют его по очереди, передавая соседу.
Таким образом, если ребёнок не зазубрил механически материал, а осознал его, то ему легче будет применять свои знания на практике.
Работу после чтения можно построить с помощью выполнений индивидуальных заданий.
• Заполни пропуски в тексте.
• Закончи предложение.
• Из перепутанных «фрагментов» собери правило.
• Найди ошибку.
Или же можно провести работу в парах. Один ученик пересказывает текст, а другой слушает и задаёт один вопрос по теме. Затем меняются ролями.
Эту же работу можно провести и в парах сменного состава. Тогда каждый ученик неоднократно поупражняется в пересказе текста и одновременно сформулирует ряд вопросов.
Так как у детей с ЗПР ограничен словарный состав, то в составлении вопросов очень хорошо окажет помощь «ромашка Блума». На каждом из шести лепестков даны начальные слова вопросительных предложений. Предложения строятся от простых, ответ на которые будет «да или нет», до более сложных, творческих и практических, ответ на которые требует жизненного опыта ребёнка.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что такая работа даёт свои поло-жительные результаты. Она не только помогает детям с ЗПР овладеть знаниями, но и развивает память, мышление, речь и коммуникативную компетентность.
2.Работа с текстовыми задачами.
Текстовая задача – это особый вид текста. В первую очередь она отличается своей структурой. В каждой задаче можно выделить условие и вопрос. Решение любой задачи требует содержательного осмысления.
Чтение задачи можно провести как чтение про себя, затем вслух одним из учеников. В начальной школе текстовые задачи являются моделями количественной стороны жизненных явлений. Важно, чтобы ребёнок представил себе задачу в виде истории, которая могла произойти в действительности. Тогда ему проще будет осознать значение каждого слова. При необходимости проводится толкование трудных для понимания слов. Возможен приём «инсценирование» этой ситуации.
Затем детям предлагается выяснить – о ком или о чём говорится в задаче. Уже на этом этапе у детей с ЗПР это вызывает трудности. Чаще всего они просто переска-зывают задачу, затрудняясь выделить главное. Поэтому чтение текстовой задачи сопровождаем определёнными пометками. Числа с наименованием берём в овал, над известными данными ставим «v», над неизвестными словами «?», главные опорные слова подчёркиваем одной чертой.
Для детей с ЗПР удобен приём – чтение с остановкой. Дети читают задачу по пред-ложению, выделяют главное опорное слово и отвечают на вопрос. К какому слову относится данное число? Что мы можем узнать по этим данным? Самостоятельно подбирают вопрос.
Вот так выглядит текст задачи после чтения с пометками.
Мама собрала?1 8 корзинок спелой вишни, по 3 кг в каждой корзин-ке. Из 14 кг она сварила варенье. Сколько килограммов вишни осталось ?2?
Если текст задачи объёмен и содержит много несущественных деталей, то использу-ем приём сокращения текста. Отбрасываем несущественные детали, зачитываем только необходимые.
Например. Сократили, получился текст.
Собрала 8 корзинок по 3 кг в каждой. Сварила из 14 кг. Сколько килограммов виш-ни осталось?
По опорным словам определяем тип задачи, в зависимости от этого выбираем фор-му краткой записи. Это может быть схема, графическая модель, ключевые слова с указанием связей, таблица.
Прежде чем выбрать правильное действие для решения задачи ещё раз устанавли-вается связь между данным и искомым.
Возможен и творческий подход, когда учитель просит изменить условие или во-прос, или поставить дополнительные вопросы.
Все эти приёмы работы над текстовыми задачами помогают формировать у детей умения анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, развивать речь, расширять кругозор и в тоже время повышать качество учебной деятельности.

Список литературы.
1. Областной межведомственный культурный проект «Открытая книга»: мето-дические рекомендации для образовательных учреждений / авт.-сост. Т. А. Долини-на, Д. И. Архарова, С. Л. Биктуганова, Т. В. Нохрина; ГАОУ ДПО СО «ИРО». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013.
2. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Фе-дерации. – М.: Просвещение,2011.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учре-ждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Про-свещение, 2013. — (Стандарты второго поколения).
4. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
5. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для моло-дых людей// Пе

Источник: https://yadi.sk/i/N0VY700bszCzU
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: rasskazova67 (04.07.2016) | Автор: Рассказова Наталья Владимировна E
Просмотров: 91 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Здравствуйте, Наталья Владимировна! 
Ваша работа допущена к    участию в Конференции.   
    
Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 2
Пользователей: 5
khanna, onik71, galahova7, Светлана, Irinaserechckova


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz