Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 15:43

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Конспект урока русского языка по теме «Обучение написанию сочинения-повествования».
Исследователи в области коррекционной педагогики и специальной психологии отмечают, что несформированность речи детей с задержкой психического развития отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями, негативно влияет на итоговое качество продуктов речевой деятельности (В. И. Лубовский, Е. И. Скиотис, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.).
В связи с этим проблема формирования речевых навыков учащихся, как социализирующий фактор, очень актуальна. Задача подготовки детей к общению в устной и письменной форме выдвигается в разряд приоритетных.
Особое место в школе, как вид творческой письменной работы, занимает сочинение. Оно служит эффективным средством формирования личности, способствует самовыражению ученика. Сочинение, как самостоятельная работа, учит умениям управлять своей интеллектуальной деятельностью. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все грамматические правила и нормы орфоэпии и культуры речи.
Особенно возросло внимание к сочинениям в последние годы в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий. Современные дети общаются посредством смс-сообщений, общение в письменной форме прочно вошло в нашу жизнь. И задача педагога обучать младших школьников передавать смысл сообщения лаконично и ясно.
В третьем классе детям с задержкой психического развития доступно составление плана рассказа при помощи вопросительных или повествовательных предложений, написание изложения текста, составление и запись небольшого рассказа по серии картин, описание конкретных предметов, составление и запись вопросов и ответов по сюжетным картинам, по серии картин, по прочитанному, по наблюдениям.
Данный урок первый в системе уроков по теме «Обучение написанию сочинения».
При составлении конспекта урока я ориентировалась на методику обучения написанию сочинения и основные принципы обучения: доступности, систематичности, научности и принцип наглядности.
Чтобы решить поставленную цель были использованы методы: репродуктивный, практический и словесный.
Были использованы здоровьесберегающие технологии ,проявляющиеся в частой смене видов деятельности (динамическая пауза; физкультминутка, соответствующая общей теме урока; пальчиковая гимнастика для повышения тонуса пальцев рук).
Так же использовалась музыкотерапия, способствующая созданию творческой атмосферы.
Личностно-ориентированные технологии на уроке помогают развивать личность ребёнка, его индивидуальность; при составлении текста сочинения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений. Рефлексия помогает формировать умение оценивать себя адекватно.
При составлении конспекта я пользовалась литературой (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе», С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев и др. «Диагностика и коррекция ЗПР у детей», Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. «Методика обучения русскому языку в начальных классах») и материалами из интернета.

Конспект урока русского языка по теме «Обучение написанию сочинения-повествования».
3 класс, Программа 7 вида, индивидуальное обучение.
Учитель: Догодаева Т.Н.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать умение составлять текст по заданной теме и грамотно его записывать
Задачи:
Коррекционно-развивающие
• корригировать и развивать связную устную речь ученика на основе его полных ответов;
• корригировать и развивать связную письменную речь ученика при записи текста по плану;

Образовательные
• познакомить с понятием «сочинение», с его структурой;
• формировать умение составлять план на основе слухо-зрительного материала;
• учить грамотно записывать текст по плану;

Воспитательные
• воспитывать культуру речи посредством составления простых и распространенных предложений;
• воспитывать чувство прекрасного посредством прослушивания классической музыки;

Здоровьесберегающие
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• включать в урок динамические паузы и физкультминутки по мере утомляемости ученика

Оборудование
• музыкальный центр
• запись музыки П.И. Чайковского «Декабрь»
• запись голоса снеговика
• поделка Снеговик
• демонстрационный материал (разрезные карточки со словами, план сочинения, картинки)

1.Организационный момент.
Цель: психологически настроить на восприятие учебного материала.
Речёвка
Чтобы хорошо учится
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути,
К знаньям будем мы идти.

Учитель: Сегодня необычный урок. Мы действительно будем идти к знаниям, а точнее, совершим путешествие.
А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?
Ученик: Да. Можно мечтать…
Учитель: Можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя.
Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычной карте. Чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни волшебная палочка, ни ковер – самолёт. Мы возьмём только ручку и тетрадь.
2. Актуализация знаний ученика
Цель: актуализировать субъектный опыт, создать атмосферу творчества.
Учитель: Собери слово из слогов и узнаешь название страны, в которую мы отправимся.

СО НЯЙ ЧИ КА

Ученик:СО ЧИ НЯЙ КА

Учитель: Молодец! Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.
Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»?
Оказывается секрет кроется в корне этого слова, назови его.
Ученик: Корень слова сочиняйка -чин-
͡
Учитель: Всё верно. Это старинный корень. Он обозначает «порядок».
Отсюда и выражения:
«Сели чинно, рядком»
«Всё будет чин-чинарём», т.е. в порядке.
Подбери родственные слова с корнем
–чин-. Прочитай их.
СОЧУВСТВИЕ
СОЧИНЕНИЕ
СОЧИ
СОЧИНЯТЬ
Ученик: Сочинение, сочинять.
Учитель: Остановимся на слове «сочинять», что значит выстраивать мысли в определённом порядке.
А в какой части тела рождаются мысли?
Ученик: Мысли рождаются в голове.
Динамическая пауза

Мы немного отвлечемся
И гимнастикой займемся.
С места не вставая,
Головой вращая.
Вправо поворот, влево поворот.
Назад, на плечи и вперёд.

Учитель: Мы размяли наши головки, и там появится много мыслей.
А запись мыслей, изложенных в определённом порядке – это сочинение.
Пальчиковая гимнастика.
Что нам помогает писать?
Пальчиковая гимнастика.
Идет по парте человек,
Переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх,
Что получилось? Рожки.
3. Сообщение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.
Учитель: Итак, сочинение – это запись мыслей, изложенных в определённом порядке.
Тема урока «Сочинение».
Запиши в тетради сегодняшнее число и слово «сочинение».
Сочинение – это текст, т.е. все предложения объединены темой и его можно озаглавить.
Каким словом обозначаем название текста?
Ученик: Заголовок
Учитель: Текст состоит из частей, вспомним их названия.
Ученик:
Вступление
Основная часть
Заключение
(на доске)

Учитель: Каждая часть играет свою роль.
Во вступлении читателя готовят к восприятию текста, основная часть раскрывает тему, а в заключении подводят итог.
Мы готовы отправиться в путешествие. И пусть нашему воображению поможет музыка.
(прослушивание фрагмента музыки П.И. Чайковского «Декабрь»)
Как ты думаешь, о каком времени года эта музыка?
Ученик: О зиме.
Учитель: В СОЧИНЯЙКЕ сейчас тоже зима
А у нас какое время года?
Ученик: В нашей стране зима.
Учитель: А вот и первый житель СОЧИНЯЙКИ. (картинка снеговика)

Мне он сказал, что его зовут Сочиняйкин, а ещё вот что он сказал
(аудиозапись)
Я весёлый снеговик,
К зиме холодной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Каждый день смотрю вокруг,
Не придёт ли новый друг?
Ловкий и умелый,
Да к тому же смелый!

Учитель: Ни тебя ли он высматривает?
Наверное, хочет рассказать нам что-нибудь интересное или какой-то случай, который с ним произошёл. Предлагаю написать сочинение на тему «Случай со снеговиком». Запиши заголовок сочинения.
4.Этап первичной проверки новых знаний.
Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала и провести коррекцию этих пробелов.
Учитель: Что будет главным в сочинении?
Ученик: То, что произошло со снеговиком.
Учитель: В какой части текста это запишем?
Ученик:В основной.
Учитель: Но снеговик не будет рассказывать о себе совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем первую встречу с новым другом?
Ученик: Во вступлении.
Учитель: Рассмотри нашего Сочиняйкина. Как он выглядит? Из чего он сделан? Как ты думаешь, какое у него настроение? Опиши его. В какой части нужно это записать?
Ученик: В основной части.

Учитель: В какой части мы подведём итог?
Ученик: В заключительной.
(план сочинения)
Вступление
Появление снежного человечка.
Основная часть
Как выглядит новый незнакомец?
Случай со снеговиком.
Заключение
Как хорошо иметь друзей.
5. Физкультминутка
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика…
Три – четыре, три – четыре,
Нарисуем рот пошире,
Пять – будем носик прикреплять,
Шесть – шапка на голову есть.
Семь – восемь, семь – восемь,
Мы плясать его попросим.

6. Закрепление
Цель: обеспечить закрепление знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы.
Учитель: Рассмотри план.
Сколько частей в тексте будет?
Ученик: Три.
Учитель: Как пишется каждая часть?
Ученик: С красной строки.
Учитель: Как появился снеговик? Сформулируй предложение.
Ученик: Снеговика слепили дети.
Учитель: Какой он, Сочиняйкин?
Ученик: Он белый, весёлый, холодный.
Учитель: Начало готово.
Теперь мы уже знакомы со снеговиком, и он подскажет, какой случай с ним произошёл.
(работа с демонстрационным материалом)
Что изменилось?
Ученик: У снеговика пропали нос и глаза.
Учитель: Как это могло случиться? Составь предложения.
Ученик: Зайчик взял морковку, ворона стащила угольки.
Учитель: Кто и как помог нашему герою?
Ученик: Ребята принесли из дома новые предметы.
Учитель: Основная часть закончилась.
Снеговик пришёл подружиться с тобой. Хорошо, когда есть друзья?
Ученик: Да, конечно. Хорошо иметь друзей!
Учитель: А теперь, запиши весь текст в тетрадь! Желаю удачи!
7. Этап контроля и самоконтроля.
Цель: выявить степень усвоения учащимся знаний и способов деятельности на уровне их применения.
Ученик пишет сочинение на фоне классической музыки.
8. Оценка работы на уроке. Рефлексия.
Цель: формирование адекватной самооценки.
Зачитай, что у тебя получилось.
Тебе понравилось писать сочинение?
Что было самым трудным?
Если ты довольна своей работой, то прикрепи своего весёлого снеговика к доске.

Молодец!
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: dogodaevaTN-1981 (04.12.2014) | Автор: Догодаева Татьяна Николаевна E
Просмотров: 5638 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/8
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 dogodaevaTN-1981  
Очень рада, благодарю!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024