Конспект урока русского языка по теме «Обучение написанию сочинения-повествования».
Исследователи в области коррекционной педагогики и специальной психологии отмечают, что несформированность речи детей с задержкой психического развития отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями, негативно влияет на итоговое качество продуктов речевой деятельности (В. И. Лубовский, Е. И. Скиотис, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.). В связи с этим проблема формирования речевых навыков учащихся, как социализирующий фактор, очень актуальна. Задача подготовки детей к общению в устной и письменной форме выдвигается в разряд приоритетных. Особое место в школе, как вид творческой письменной работы, занимает сочинение. Оно служит эффективным средством формирования личности, способствует самовыражению ученика. Сочинение, как самостоятельная работа, учит умениям управлять своей интеллектуальной деятельностью. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все грамматические правила и нормы орфоэпии и культуры речи. Особенно возросло внимание к сочинениям в последние годы в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий. Современные дети общаются посредством смс-сообщений, общение в письменной форме прочно вошло в нашу жизнь. И задача педагога обучать младших школьников передавать смысл сообщения лаконично и ясно. В третьем классе детям с задержкой психического развития доступно составление плана рассказа при помощи вопросительных или повествовательных предложений, написание изложения текста, составление и запись небольшого рассказа по серии картин, описание конкретных предметов, составление и запись вопросов и ответов по сюжетным картинам, по серии картин, по прочитанному, по наблюдениям. Данный урок первый в системе уроков по теме «Обучение написанию сочинения». При составлении конспекта урока я ориентировалась на методику обучения написанию сочинения и основные принципы обучения: доступности, систематичности, научности и принцип наглядности. Чтобы решить поставленную цель были использованы методы: репродуктивный, практический и словесный. Были использованы здоровьесберегающие технологии ,проявляющиеся в частой смене видов деятельности (динамическая пауза; физкультминутка, соответствующая общей теме урока; пальчиковая гимнастика для повышения тонуса пальцев рук). Так же использовалась музыкотерапия, способствующая созданию творческой атмосферы. Личностно-ориентированные технологии на уроке помогают развивать личность ребёнка, его индивидуальность; при составлении текста сочинения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений. Рефлексия помогает формировать умение оценивать себя адекватно. При составлении конспекта я пользовалась литературой (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе», С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев и др. «Диагностика и коррекция ЗПР у детей», Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. «Методика обучения русскому языку в начальных классах») и материалами из интернета.
Конспект урока русского языка по теме «Обучение написанию сочинения-повествования». 3 класс, Программа 7 вида, индивидуальное обучение. Учитель: Догодаева Т.Н. Тип урока: изучение нового материала Цель: формировать умение составлять текст по заданной теме и грамотно его записывать Задачи: Коррекционно-развивающие • корригировать и развивать связную устную речь ученика на основе его полных ответов; • корригировать и развивать связную письменную речь ученика при записи текста по плану;
Образовательные • познакомить с понятием «сочинение», с его структурой; • формировать умение составлять план на основе слухо-зрительного материала; • учить грамотно записывать текст по плану;
Воспитательные • воспитывать культуру речи посредством составления простых и распространенных предложений; • воспитывать чувство прекрасного посредством прослушивания классической музыки;
Здоровьесберегающие • способствовать созданию благоприятного психологического климата; • включать в урок динамические паузы и физкультминутки по мере утомляемости ученика
Оборудование • музыкальный центр • запись музыки П.И. Чайковского «Декабрь» • запись голоса снеговика • поделка Снеговик • демонстрационный материал (разрезные карточки со словами, план сочинения, картинки)
1.Организационный момент. Цель: психологически настроить на восприятие учебного материала. Речёвка Чтобы хорошо учится Нужно каждый день трудиться. С ленью нам не по пути, К знаньям будем мы идти.
Учитель: Сегодня необычный урок. Мы действительно будем идти к знаниям, а точнее, совершим путешествие. А можно ли путешествовать, не выходя из помещения? Ученик: Да. Можно мечтать… Учитель: Можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычной карте. Чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни волшебная палочка, ни ковер – самолёт. Мы возьмём только ручку и тетрадь. 2. Актуализация знаний ученика Цель: актуализировать субъектный опыт, создать атмосферу творчества. Учитель: Собери слово из слогов и узнаешь название страны, в которую мы отправимся.
СО НЯЙ ЧИ КА
Ученик:СО ЧИ НЯЙ КА
Учитель: Молодец! Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»? Оказывается секрет кроется в корне этого слова, назови его. Ученик: Корень слова сочиняйка -чин- ͡ Учитель: Всё верно. Это старинный корень. Он обозначает «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком» «Всё будет чин-чинарём», т.е. в порядке. Подбери родственные слова с корнем –чин-. Прочитай их. СОЧУВСТВИЕ СОЧИНЕНИЕ СОЧИ СОЧИНЯТЬ Ученик: Сочинение, сочинять. Учитель: Остановимся на слове «сочинять», что значит выстраивать мысли в определённом порядке. А в какой части тела рождаются мысли? Ученик: Мысли рождаются в голове. Динамическая пауза
Мы немного отвлечемся И гимнастикой займемся. С места не вставая, Головой вращая. Вправо поворот, влево поворот. Назад, на плечи и вперёд.
Учитель: Мы размяли наши головки, и там появится много мыслей. А запись мыслей, изложенных в определённом порядке – это сочинение. Пальчиковая гимнастика. Что нам помогает писать? Пальчиковая гимнастика. Идет по парте человек, Переставляет ножки. А если ножки смотрят вверх, Что получилось? Рожки. 3. Сообщение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Учитель: Итак, сочинение – это запись мыслей, изложенных в определённом порядке. Тема урока «Сочинение». Запиши в тетради сегодняшнее число и слово «сочинение». Сочинение – это текст, т.е. все предложения объединены темой и его можно озаглавить. Каким словом обозначаем название текста? Ученик: Заголовок Учитель: Текст состоит из частей, вспомним их названия. Ученик: Вступление Основная часть Заключение (на доске)
Учитель: Каждая часть играет свою роль. Во вступлении читателя готовят к восприятию текста, основная часть раскрывает тему, а в заключении подводят итог. Мы готовы отправиться в путешествие. И пусть нашему воображению поможет музыка. (прослушивание фрагмента музыки П.И. Чайковского «Декабрь») Как ты думаешь, о каком времени года эта музыка? Ученик: О зиме. Учитель: В СОЧИНЯЙКЕ сейчас тоже зима А у нас какое время года? Ученик: В нашей стране зима. Учитель: А вот и первый житель СОЧИНЯЙКИ. (картинка снеговика)
Мне он сказал, что его зовут Сочиняйкин, а ещё вот что он сказал (аудиозапись) Я весёлый снеговик, К зиме холодной я привык. В Сочиняйке я живу И со всеми там дружу. Каждый день смотрю вокруг, Не придёт ли новый друг? Ловкий и умелый, Да к тому же смелый!
Учитель: Ни тебя ли он высматривает? Наверное, хочет рассказать нам что-нибудь интересное или какой-то случай, который с ним произошёл. Предлагаю написать сочинение на тему «Случай со снеговиком». Запиши заголовок сочинения. 4.Этап первичной проверки новых знаний. Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала и провести коррекцию этих пробелов. Учитель: Что будет главным в сочинении? Ученик: То, что произошло со снеговиком. Учитель: В какой части текста это запишем? Ученик:В основной. Учитель: Но снеговик не будет рассказывать о себе совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем первую встречу с новым другом? Ученик: Во вступлении. Учитель: Рассмотри нашего Сочиняйкина. Как он выглядит? Из чего он сделан? Как ты думаешь, какое у него настроение? Опиши его. В какой части нужно это записать? Ученик: В основной части.
Учитель: В какой части мы подведём итог? Ученик: В заключительной. (план сочинения) Вступление Появление снежного человечка. Основная часть Как выглядит новый незнакомец? Случай со снеговиком. Заключение Как хорошо иметь друзей. 5. Физкультминутка Раз – рука, два – рука, Лепим мы снеговика… Три – четыре, три – четыре, Нарисуем рот пошире, Пять – будем носик прикреплять, Шесть – шапка на голову есть. Семь – восемь, семь – восемь, Мы плясать его попросим.
6. Закрепление Цель: обеспечить закрепление знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы. Учитель: Рассмотри план. Сколько частей в тексте будет? Ученик: Три. Учитель: Как пишется каждая часть? Ученик: С красной строки. Учитель: Как появился снеговик? Сформулируй предложение. Ученик: Снеговика слепили дети. Учитель: Какой он, Сочиняйкин? Ученик: Он белый, весёлый, холодный. Учитель: Начало готово. Теперь мы уже знакомы со снеговиком, и он подскажет, какой случай с ним произошёл. (работа с демонстрационным материалом) Что изменилось? Ученик: У снеговика пропали нос и глаза. Учитель: Как это могло случиться? Составь предложения. Ученик: Зайчик взял морковку, ворона стащила угольки. Учитель: Кто и как помог нашему герою? Ученик: Ребята принесли из дома новые предметы. Учитель: Основная часть закончилась. Снеговик пришёл подружиться с тобой. Хорошо, когда есть друзья? Ученик: Да, конечно. Хорошо иметь друзей! Учитель: А теперь, запиши весь текст в тетрадь! Желаю удачи! 7. Этап контроля и самоконтроля. Цель: выявить степень усвоения учащимся знаний и способов деятельности на уровне их применения. Ученик пишет сочинение на фоне классической музыки. 8. Оценка работы на уроке. Рефлексия. Цель: формирование адекватной самооценки. Зачитай, что у тебя получилось. Тебе понравилось писать сочинение? Что было самым трудным? Если ты довольна своей работой, то прикрепи своего весёлого снеговика к доске.