Конспект коррекционного занятия по личностному развитию с использованием современные интерактивных технологий на тему «Дворец королевы»
Коррекционное занятие по личностному развитию на тему «Дворец королевы» Направление внеурочной деятельности: Личностное развитие. Класс: 1 класс Тема: «Дворец королевы». Форма мероприятия: занятие с элементами сказкотерапии. Воспитатель: Кулик Елена Ивановна Тип занятия: «открытия» нового знания. Место проведения: кабинет 1 класса. Методы и приемы: - практические; - наглядные (иллюстрации, Google Презентации - http://su0.ru/YNj9); - словесные (художественное слово, вопросы к детям); - игровая (игра «Королева - слуги», пазлы на сайте Jigsaw Planet - http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1412812a1d6a ) - сказкотерапия, музыкотерапия. Цель: - повышение самооценки, гармонизация внутреннего состояния. Задачи: - продолжить знакомство с основными эмоциональными состояниями; - объяснить, что чувства являются именно слугами Королевы, которая символизирует наше «Я», все слуги – чувства обладают Мерой; - развивать основы самоанализа, саморегуляции; - повышать уровень творческих способностей, познавательного интереса; - воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
Коррекционные задачи: - развивать умение отвечать на поставленные вопросы; - способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, воображения, логического мышления;
Планируемые результаты: Л1: повышение учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; Л2: установка следовать нормам здоровьесберегающего поведения; рМ1: развитие умения определять цель выполнения работы под руководством воспитателя; кМ2: развитие навыка договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; кМ3: развитие умения подчиняться правилам; пМ4: формирование способности строить речевое высказывание в устной форме; пМ5: развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; П1: развитие этических чувств — радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, злость, мера как регуляторов морального поведения.
Материалы: песочный поднос, мелкие фигурки, мультимедийное оборудование, презентация: «Путешествие в страну чувств».
Содержание занятия.
Организационный момент. Приветствие. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились... Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись! (Дети встают в круг, кланяются друг другу и дарят хорошее настроение. Исходное положение - ноги на ширине плеч).
2. Постановка учебной задачи. - Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами создавали карту волшебной страны Чувств. С какими жителями вы познакомились? (Радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, злость). А вы хотели бы по¬бывать в этой стране? 3 Основной этап. «Мы еще не знаем, какая эта страна. Давайте попробуем создать ее все вместе. (Дети подходят к песочному подносу). По очереди возьмите любую карточку, чтобы узнать, что есть в нашей стране. (Картинка реки) Есть там река (дети в песочнице создают реку), (картинка леса) есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают лес), (картинка луга) и залитые солнцем луга (дети сажают цветы), (картинка болота) есть топкие коварные болота (дети создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась волшебная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы — творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас. Кто будет править нашей волшебной страной? Правит этой страной королева Чувств. А как вы думаете, королева одна живет? У королевы множество слуг и придворных: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость. Дети вытаскивают по очереди фигурки и озвучивают, какое чувство им досталось.
Как вы думаете, где живет королева со своими слугами? Конечно же — во дворце! Давайте для королевы и ее слуг все вместе построим дворец. (На сайте Jigsaw Planet - http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1412812a1d6a дети по очереди собирают пазлы- картинки волшебного дворца) Итак, дворец для королевы построен. Поместим его в нашу страну. (Дети помещают картонный дворец в песочный поднос) А теперь введите королеву во дворец, оказывая ей соответствующие почести. На столе лежат перевернутые фигурки слуг, добавляется фигурка королевы и Меры, которые дети угадывали. Вытягивают по жребию. Признак исполняемой роли — фигурка, которую он держит в руках. Участники группы, включая воспитателя, выстраиваются в две шеренги перпендикулярно песочнице, образуя символический «королевский путь». По нему величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняющий роль королевы. Все участники группы с поклоном отдают ему почести. Исполняющий роль королевы помещает фигурку в песочницу, а все остальные размещают слуг и придворных вокруг. Ребята, а вы заметили, что в королевстве появилось еще одно новое чувство, чувство Меры? (воспитатель показывает фигурку чувства Меры и ставит в песочницу). - Может кто-то знаком с этим чувством? Что такое чувство Меры? Чувство меры - граница, предел проявления каких – либо чувств. А сейчас отправимся в наше сказочное королевство и узнаем, что же там происходило.
А чтобы попасть в королевство, нам надо накинуть волшебные плащи, обуть башмачки и сказать волшебные слова «Повернись, повернись и на месте покружись». - Накидываем плащи, обуваем башмачки. (Воспитатель с детьми имитируют движениями, что накидывают плащи, одевают башмачки). - Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись». (Дети повторяют за воспитателем слова) Презентация «Путешествие в страну чувств» - http://su0.ru/YNj9 Вот мы и попали в сказочную Страну Чувств. Ее хозяйка - Королева. У Королевы есть слуги - чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Вина и Обида. Все слуги живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву, но не все сразу, а по очереди. Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце начала проходить своя жизнь. - Давайте с вами посмотрим, как живут теперь чувства сами по себе, без контроля со стороны королевы...
1. Слышите эту музыку? В этом дворце все время слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегают по дворцовым покоям, хлопают в ладоши, играют и танцуют. - Как вы думаете, слуги, какого чувства поселились в этом дворце? (РАДОСТЬ) - А скажите, пожалуйста, что будет с человеком, если он все время будет радоваться, даже тогда, когда его обижают? Можно ли все время радоваться, веселиться и смеяться? (Говориться о чувстве меры).
2. Слышите, какая музыка звучит во втором дворце? В этом дворце идут настоящие сражения. Все слуги-чувства ходят хмурые, в их глазах горят злые огоньки. Они то и дело пытаются подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собираются в одном большом покое и колотят друг друга подушками. Поэтому все вокруг перепачкано перьями. И каждый день они только и думают о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. -Как вы думаете, слуги, какого чувства живут здесь? (Злость). -А можно злость успокоить? А как это можно сделать? - А еще ребята, если вы сильно на кого-то разозлитесь, а вам захочется успокоиться, можно сделать следующие упражнения. Давайте мы с вами сейчас его разучим: Релаксация. Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы все умываем Грабельки сгребают все плохие мысли Ушки растираем вверх и вниз мы быстро Щёчки разминаем, чтобы надувались Губки разминаем, чтобы улыбались Уголками губ мы щёчки поднимаем A потом от носа мы к губам стекаем Тянем подбородок и его щипаем A потом по шейке ручками стекаем. 3. Посмотрите, каким пустынным и мрачным выглядит этот дворец. Кажется, что все жители покинули его навсегда. Но, нет, смотрите, показалась одна жительница. Едва появился другой житель, и их взгляды встретились, как оба широко открыли глаза и рот, и кажется, что они вот-вот закричат. Жители резко убегают друг от друга. И опять становится пустынно, лишь слышится тревожная музыка из дворца. - Кто же живет в этом дворце? (Страх). - А как можно научиться преодолевать свой страх?
4. А вот и следующий дворец. Жители этого замка постоянно грустят по растаявшим снежинкам, о съеденном мороженом, по ароматной землянике и прочее, и прочее. Тоска зеленая, да и только! - Жители этого замка очень любят слушать и петь грустные печальные песни. Послушайте и погрустите вместе с ними, но только не долго! - А что можно сделать, чтобы грусть прошла?
5. Посмотрите, какой интересный дворец. В нем изо дня в день слуги-чувства лежат на мягких пушистых ковриках, в креслах-качалках и нежатся в лучах солнца. Их глаза закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги кажутся ватными. - Как вы думаете, какие слуги-чувства поселились в этом дворце? (удовольствие) - Давайте и мы с вами расслабимся под звуки этой замечательной мелодии, которая доноситься из окон дворца.... - А как вы думаете, можно вот так лежать бесконечно? Надоест? - А что может случиться с человеком, если в нем будет жить только это чувство? (он заболеет, потому что не будет двигаться, станет толстым и неуклюжим, а может быть даже разучиться ходить) 6. И вот мы опять с вами оказались в каком-то печальном месте. Посмотрите, здесь все хмурятся и постоянно плачут. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играют, не разговаривают, только и делают, что сменяют мокрые от слез платочки на сухие. Это дворец Вины и Обиды. - А как можно избавиться от обиды? Вины? (нужно научиться прощать и научиться говорить другому человеку о своих чувствах, чтобы он знал, что он вас обижает)
7. И так день за днем проходит жизнь сказочной страны. Кажется, здесь никогда не будет порядка. А почему так случилось? Да потому что все слуги-чувства забыли про Меру. Ведь если все время только веселиться, злиться и обижаться, то все дела развалятся и можно серьезно заболеть и даже умереть. И поэтому жители сказочных дворцов очень устали и стали терять силы, а некоторые даже заболели. Тогда Мера написала о случившемся письмо и послала его Королеве, чтобы та срочно возвращалась в свое королевство и навела там порядок. И вот наконец-то Королева вернулась, и в стране вновь воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество - Меру. Все слуги-чувства очень важны для каждого человека, но в меру. И нужно каждому научиться контролировать своих слуг-чувств и никогда не оставлять без контроля. - Вот такая история. - Вы догадались, где находится эта удивительная страна? Правильно - внутри каждого из нас. И каждый из нас является королем или королевой своей страны чувств. И только от нас зависит, будет ли порядок в нашей стране, и будут ли здоровы все наши чувства. Ритуал «выхода» из сказки. А теперь пора возвращаться домой. - Накидываем плащи, обуваем башмачки. (Воспитатель с детьми имитируют движениями, что накидывают плащи, одевают башмачки). - Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись». (Дети повторяют за воспитателем слова) 4.Рефлексия - Понравилось ли детям путешествие? О каких чувствах мы сегодня говорили? А кто правит слугами чувствами? Про какое новое чувство мы узнали? -Бывало ли с вами такое, что вы забывали меру?
Игра «Королева – слуги» Если вам понравилось, как вы работали на занятии, похлопайте в ладоши, если вы считаете, что могли бы лучше работать, по топайте ногами. Я дарю вам слугу Меру, чтобы она вам всегда помогала управлять вашими слугами чувствами. Домашнее задание: Цель: Интегрирование нового опыта в реальную жизнь, стимулирование проявления новых качеств личности ребенка. Ребенок наблюдают за собой — как, получается, быть Королевой и управлять своими слугами чувствами.
Снова я сделала не все как надо (( Ссылка на сайт Jigsaw Planet, где мы собирали пазлы, не живая. Ее наверное так же нужно было поместить в раздел "источник"...
Здравствуйте, Елена Ивановна! Презентация открывается, этого достаточно, чтобы работа соответствовала предмету Конференции. Ваша работа допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании"
С уважением, куратор конференции Любовь Павловна Галахова