Конспект логопедического занятия «Звуки [м м’]. Буква М».
Конспект логопедического занятия «Звуки [м м’]. Буква М».
Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «согласный звук». • Продолжать упражнять детей в различении парных по твёрдости-мягкости согласных звуков [м], [м’]. • Закреплять звукобуквенную связь. Коррекционно-развивающие: • Развивать фонематическое восприятие и представление. • Формировать звуковой анализ и синтез. • Совершенствовать пальчиковую и артикуляционную моторику. • Развивать кинестетические ощущения. • Расширять словарный запас. • Развивать буквенный гнозис. • Работать над развитием оптико-пространственных представлений. • Корригировать мышление на основе отработки операции сравнения. • Проводить комплексную оздоровительную работу: общеразвивающую физ. паузу, чередование различных видов деятельности, физ.паузу для глаз, работу с мячиком, создание благоприятного эмоционально-психологического климата. Коррекционно-воспитательные: • Развивать умение понять учебную задачу, предложенную в вербальной форме. • Формировать активное осмысление пройденного материала. • Формировать умение отвечать на вопросы с использованием усвоенной терминологии.
Оборудование: Технические средства и материалы: персональный компьютер, мультимедийный проектор и мультимедийный экран, мячик. Демонстрационный материалы: • презентация Power Point; • схема артикуляционной характеристики звуков; • схема фонетической характеристики звуков; • картинка-изограф «Маяк» Раздаточный материал: • зеркала; • карточки с рекомендованным к выполнению домашним заданием.
Ход урока: 1.Орг. момент. Определите направление движения стрелочек (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево).
2.Артикуляционная гимнастика Приготовим наши язычки к работе. Выполнение артикуляционных упражнений «Лопаточка»,«Расчёска», «Змейка», «Часики», «Почистим зубки».
3.Повторение правила речи Говорим красиво, внятно, Чтобы было всем понятно!
4.Работа в тетради в клеточку. Построение квадрата из 6 клеточек. В правом верхнем углу запись цифры 1, в левом нижнем – 2, в правом нижнем– 3, в левом верхнем- 4, в центре – 5.
5.Актуализация ранее изученного. Работа с мячиком. Произнесение слогов с мягкими и твёрдыми согласными, называние гласной буквы.
6.Создание проблемной ситуации. Работа с загадкой. Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. С какой буквой мы сегодня будем работать?
7.Изображение буквы М с помощью пальцев. Карандаш и ручку мы Взять наискосок должны, И у нас, понятно всем, Получилась буква «М».
8.Формулирование и запись темы занятия. Выяснение звуков данной буквы.
9.Артикуляционная характеристика звуков. В каком положении губы, зубы, язык при произнесении звуков. Чем отличается артикуляция звуков друг от друга? (положением язычка) Работают ли голосовые связки?
10.Фонетическая характеристика звуков. (Звуки согласные твёрдые/мягкие, звонкие). Выяснение чем отличаются звуки друг от друга?
11.Работа на уровне слога. Чтение слогов с твёрдыми и мягкими согласными. Дети самостоятельно выбирают и записывают один слог с мягким согласным, один с твёрдым. Выделение гласных, обозначение мягкости и твердости согласных. (работа карандашом)
12.Просмотр CD диска «Рассказ тетушки Совы о букве М». Уточнение лексического значения слов названных слов.
13.Физ.пауза «Матрёшки». Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонитесь, (Наклоны телом) Всем знакомым поклонитесь. (Наклоны головой влево – вправо)
14.Работа на уровне слова. Отгадывание загадок. Запись отгадок на доске. Деление слов на слоги. Постановка ударения. 1.В подполье в каморке Живёт она в норке. Серая малышка Кто это? (мышка) 2.Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настаёт, Тогда перестаёт. (муха) 3.После осени пришла. И сугробы намела. (зима)
15.Работа с изографом "Маяк" Рассматривание изографа и нахождение всех букв в нём. Визуальное определение зашифрованного предмета. Составление слова. Выяснение лексического значения слова. Рассматривание картинок с изображением маяка. Составление предложения со словом «маяк». Составление графической схемы предложения в тетради.
16.Итог занятия. Чем отличаются звуки [м м’] друг от друга? Какой буквой обозначаются эти звуки? Придумайте слово со звуком [м], [м’]. Придумайте слово со звуком [м’].