Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 18:31

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Конспект логопедического занятия на тему"Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]"
Технологическая карта занятия
Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]

Предмет Логопедическое занятие
Класс/группа Группа обучающихся 1 класса с задержкой психического развития
Тема Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]

Автор занятия Бондарева Любовь Николаевна
Должность Учитель-логопед
Образовательное учреждение МОУ Константиновская СШ
Республика/край Ярославская область, Тутаевский район
Город/поселение посёлок Константиновский
Тип урока занятия Систематизация и обобщение знаний
Время реализации занятия (мероприятия, занятия)
45 минут
Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами.
Задачи:
1. Коррекционно – развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие;
• расширять и активизировать словарный запас на материале тем
«Животные», «Одежда»; «Ягоды».
•формировать навык работы по инструкции;
• предупредить ошибки на письме, при написании слов с буквами ж и ш.
2. Образовательные:
• вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж – ш];
• учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами;
•закреплять навык составления предложений с данными словами.

3. Воспитательные:
• вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;
•воспитывать самостоятельность;
• воспитывать культуру коммуникации;
• формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества;
• формировать положительную мотивацию у учащихся через использование игровых упражнений, выполнение занимательных заданий на логопедическом тренажёре «Дельфа – М».
Оборудование у обучающихся:
•зеркала;
•индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»;
• логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»;
• цветные карандаши, простые карандаши.
Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш», звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже.
Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы Группа детей задержкой психического развития и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У учеников данной группы работоспособность достаточно высокая, внимание устойчивое.
Ресурсы, оборудование и материалы
Компьютер;
логопедический тренажёр «Дельфа - М» с микрофоном (версия 2.1);
индивидуальные карточки «Кто шипит, а кто жужжит?»;
карточки с буквами «жэ» и «ша»;
логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»;
ндивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»;
карточки с буквами «же» и «ша»;
изображения Жужжалочки и Шипелочки.

Список учебной и дополнительной литературы
1) Баскакина И. В., М. И. Лынская. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. – Москва.: Айрис-пресс, 2008.
2) Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
3) «Копилочка активных методов обучения», http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
4) Мазанова Е. В.Коррекция акустической дисграфии. – Конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
5) Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.6 Детство-Пресс, 2010

Этап, время Задачи этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся
1. Организа-
ционный
момент
1 мин. Психологический настрой на занятие, активизация внимания.
Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.
Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.
Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем наше утро с улыбки.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и улыбнитесь мне.
Представьте дети, что вы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш-ш-ш. Прилетели шмели на поляну. Покажите, как низко летают шмели. Летают шмели, жужжат ж-ж-ж-ж-ж-. Ветер стих, не шелестят больше листочки. Не жужжат шмели. Снова подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях, прилетели шмели на поляну в лесу, зажужжали ж-ж-ж-ж-ж. Ветер стих, шмели улетели. Обучающиеся улыбаются друг другу, учителю и гостям.
Дети стоят около своих парт, затем поднимают руки вверх, быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ш-ш-ш-ш-ш. Дети опускают пальцы рук вниз и быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ж- ж -ж –ж-ж
2. Введение в тему занятия.
1 мин. Организовать самостоятельное формулирование постановки цели занятия Как шумела листва от тёплого ветерка?
А когда прилетели шмели на поляну, как они жужжали? Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать на сегодняшнем занятии? Дети произносят ш-ш-ш-ш-ш, затем - ж-ж-ж-ж-ж. Отвечают: «Над звуками [ж], [ш]».
3. Артикуляцион-
ная гимнастика
3 мин. Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков Ребята, шелестеть листьям на деревьях и жужжать шмелям на поляне помогал ветер. А нам с вами для правильного произношения звуков [ж-ш] поможет речевой ветерок. Потренируем наш речевой ветерок – выполним упражнение «Росток». Все вы знаете, что для того, чтобы правильно произносить все звуки, надо делать речевую гимнастику. Выполняем упражнения перед зеркалом:
1. «Трубочка – улыбка»
2. «Почистим верхние зубки изнутри»
3. «Парус»
4. «Лопаточка»
5. «Чашечка»
6. «Щёлкаем языком»
7. «Грибок» Ученики выполняют упражнение»Росток» на компьютерном тренажёре, делают упражнения артикуляционную гимнастику
4. Артикуляция звуков занятия
3 мин. Уточнить артикуляцию звуков занятия. Произнесите ещё раз звук [ш] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный?
Произнесите звук [ж] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный?
Звуки [ж] и [ш] очень похожи по произношению, и поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться их различать. Ученики отвечают:
-Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос не участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия.
-Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия.
5. Соотнесение звуков с буквами
3 мин. Соотнести звуки занятия с печатными буквами, которые они обозначают. Развивать мелкую моторику рук при составлении букв из шнурочков.
А какими буквами обозначаются звуки [ж] и [ш]? Покажите их на доске.
Составьте из шнурочков заглавную письменную букву Ж, а затем заглавную письменную букву Ш. Звук [ж] обозначается буквой «жэ», звук [ш] обозначается буквой «ша».

6. Игра «Поймай звук»
5 мин. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа. Сегодня на занятие к нам пришли гости – Жужжалочка и Шипелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы говорили в начале занятия. Догадайтесь, какой любимый звук у Шипелочки, а какой любимый звук у Жужжалочки?
Учитель-логопед показывает изображения Шипелочки и Жужжалочки.
Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть в разные игры. И сегодня мы с вами поиграем в игру « Поймай звук».
Учитель – логопед читает стихотворение:
Мыши жадные шуршали,
Шоколад в шкафу жевали,
И всю ночь потом чихали,
Нашей кошке спать мешали.

Медвежонок Жак простужен,
Мед ему сегодня нужен,
Мёд ему дадим на ужин,
Потому что мы с ним дружим.

А теперь ловим слоги со звуками [ж] - [ш].
Ловим слог «шу»
Су, шу, жу, зу, шу, ку, жи, шу, щу, шу.
Ловим слог «жа»
Жи, жа, жу, зу, ша, жа, ща, жо, жа.

Ловим слова со звуком [ш]. Показывам букву «ша», если в слове есть звук [ш].Определяем место звука в слове.
Магазин, шапка, жук, полоса, кошка, ужи, карандаш, жаба, машина.
Ловим слова со звуком [ж]. Показывам букву «жэ», если в слове есть звук [ш]. Определяем место звука в слове.
Мыши, сахар, кожа, шапка, жук, коза, зайка, ежи
Дети отвечают:
любимый звук у Шипелочки [ш], а у Жужжалочки звук [ж]?
Хлопают, если услышат нужный звук.

7. Игра «Паровозик»

4 мин. Формировать положительную мотивацию у учащихся через выполнение занимательных заданий на логопедическом тренажёре. Соотнесение букв ж-ш со звуками. Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть и в компьютерные игры. Поиграем вместе с ними в игру «Паровозик»
Какой звук занятия есть в слове «жаворонок»? А с какого звука начинается слово «шар»? Сейчас мы выполним упражнение на нашем логопедическом тренажёре. Если я показываю вам букву «ша» – вы шипите, облако на компьютере должно подняться к шарику. Если я показываю вам букву «жэ» – вы жужжите, и облако на компьютере должно подняться к жаворонку.
Дети по очереди подходят и выполняют упражнение.
8.Упражнение «Эхо»

3 мин. Развитие фонематического восприятия. Шипелочка и Жужжалочка живут в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Попробуйте как эхо повторить слоги, которые я произнесу.
Ша-жа-жа
Жи-ши-жи
Же-ше-же
Жи-жи-ши
Жу-шу-шу
Ша-жа-жа
Ша-жа-ша
Жи-жи-ши
А теперь вы должны записать в тетради те слоговые ряды, которые я произнесу. Записываем в тетради число. Слушаем внимательно, записываем слоговые ряды. Прочитайте, что у вас получилось. Ученики повторяют слоговые ряды. Записывают слоговые ряды в тетрадь.
8. Упражнение « Споём песенку»
2 мин. Развитие фонематического восприятия, развитие внимания. В нашем лесу растёт много разных ягод, а особенно много ежевики и шиповника. Как вы думаете, кто из героев нашего занятия любит собирать ежевику? А кто шиповник? Шипелочка любит собирать ягоды и напевать свою любимую песенку ши-ши-ши. А Жужжалочка собирает ягоды и поёт жи-жи-жи. Давайте споём вместе с ними их любимые песенки. Сначала поём песню шипелочки ши-ши-ши, а потом поём песню жужжалочки – же-же-же. А потеем – их общую песню – прыгаем сначала на шиповник и поём «ши», а потом на ежевику и поём «же». Дети «прыгают» пальцами по изображениям ягод и напевают ши-ши-ши, же-же-же.
10. Физкультми-
нутка «Медведь и ёжик»

2 мин. Снятие мышечного утомления. Тренировка тембра голоса Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в гости к медведю и к ёжику, которые живут неподалёку. А у медведя в лесу дом какой – большой или маленький? А у ежа? Встаём из-за парт и грубым, как у медведя голосом говорим: « А у медведя в лесу дом большой». Затем опускаем руки вниз и показываем, какой у ежа маленький дом и говорим тоненьким, как у ёжика голосом: «А у ежа дом маленький». Дети выполняют упражнение по инструкции учителя.
11. Игра «Третий лишний»
3 мин. Дифференцирова-
ние звуков [ж-ш] в словах
Героини нашего занятия предлагают вам игру «Третий лишний». У вас на партах лежат картинки. В названии двух из них есть один звук нашего занятия, а в названии третьей – другой. Эта третья картинка и является лишней. Назовите её и определите, какой звук в её названии и где он находится – в начале, середине или конце слова.
Жираф-баклажан-карандаш
Ёжик-шляпа-жёлудь
Мышь-жук-шапка
Лягушка-кошка-флажок Обучающиеся отвечают:
-лишние слова карандаш (ш в конце слова), шляпа (ш в начале слова), жук (ж в начале слова), флажок (ж в середине слова)
12. Упражнение «Вышивка»

4 мин. Дифференцирова-
ние звуков [ж-ш] в словах, предложениях. Жужжалочку и Шипелочку бабушка научила вышивать. Шипелочка вышила картинки со звуком [ш], а Жужжалочка картинки со звуком [ж]. Соедините карандашом вышивки Жужжалочки с её портретом, а вышивки Жужжалочки с её портретом. Назови, что вышила Шипелочка, а что Жужжалочка. Например, Шипелочка вышила ландыши на подушке. Дети отвечают:
-Шипелочка вышила жёлудь на жилетке.
Шипелочка вышила ромашку на шарфе.Жужжалочка вышила жука на жилетке. Шипелочка вышила лошадь на кофте.Шипелочка вышила шиповник на шапке.
13. Итог занятия

1 мин. Дети, наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать на занятии? Тот, кому понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске смайлик, тот кому занятие не очень понравилось- прикрепите просто магнитик – без смайлика. Пароль на выход – произнести слова со звуками [ж-ш] Ученики отвечают:
Учились различать звуки
[ж-ш].
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: bondarewa (05.07.2016) | Автор: Бондарева Любовь Николаевна E
Просмотров: 1375 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Любовь Николаевна! 
Ваша работа допущена к    участию в Конференции.       
        
С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024