Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 07:12

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Конспект логопедического занятия на тему "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда"
Технологическая карта занятия
Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.
Предмет Логопедическое занятие
Класс/группа Группа детей 2 класса с задержкой психического развития
Тема Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда
Автор занятия Бондарева Любовь Николаевна
Должность Учитель-логопед
Образовательное учреждение МОУ Константиновская СОШ
Республика/край Ярославская область, Тутаевский район
Город/поселение п. Константиновский
Тип урока занятия Систематизация и обобщение знаний
Время реализации занятия (мероприятия, занятия)
45 минут
Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: Дифференциация букв гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, предложении, тексте.
Задачи:
Образовательные:
1. закрепить знания о буквах гласных А-Я;
2. учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами а -я в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие :
1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и предложения;
2. развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа;
3. развивать мелкую и общую моторику;
4. обогащать и уточнять словарный запас;
5. развивать слуховое и зрительное внимание;
Воспитательные:
1. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
2. формировать интерес к материалу логопедических занятий;
3. воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
4. воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
5. формировать положительную мотивацию у учащихся через использование игровых упражнений, выполнение занимательных заданий на логопедическом тренажёре «Дельфа – М».
Оборудование у обучающихся:
• Слоговые таблицы;
• Индивидуальные карточки;
• Буквы а –я.
Оборудование у учителя:
• Изображение щенка Тяпы;
• Логопедический тренажёр «Дельфа – М»;
• Изображения букв а – я;
• Мячик.
Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями Занятие проводится после изучения данной темы на уроках русского языка.
Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы Группа детей с нарушениями письма и чтения, обусловленными НВОНР. У учеников данной группы работоспособность достаточно низкая, внимание неустойчивое. Один из учеников страдает гиперактивностью.
Ресурсы, оборудование и материалы
Компьютер;
логопедический тренажёр «Дельфа - М» (версия 2.1);
индивидуальные слоговые таблицы;
карточки с буквами «а» - «я»;
изображение собаки по кличке Тяпа;
мягкий мячик.
Список учебной и дополнительной литературы
1)Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. 2012.
2)Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. , 2012..
3)КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.2009.
4)«Копилочка активных методов обучения», http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
5) Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов Н/Д: Издательский центр «Март», 2005.
6) Мазанова Е. В.Коррекция акустической дисграфии. – Конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
7) Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1999.
9)Ястребова А. В., Бессонова Т, П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М : Аркти, 2007.



Этап, время Задачи этапа Деятельность учителя - логопеда Деятельность учеников
1. Организационный момент. Уточнение пространственно-временных представлений.
1 мин.
Психологически настроить учеников на занятие, активизировать внимание.

Какое сейчас время года? Какой идёт месяц? Какие сегодня число, день недели? Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Можете посмотреть на них, улыбнуться гостям.
Первым сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука. Вторыми сядут те, у кого имя начинается с согласного звука.
Дети отвечают:
-Сейчас декабрь, день.
Садятся за парты
2. Повторение пройденного на предыдущем занятии.
4 мин. Актуализация имеющихся у детей знаний о гласных, которые используются для смягчения согласных, и о гласных, которые оставляют согласные твёрдыми. Формирование положительной мотивации у обучающихся через выполнение занимательных заданий на логопедическом тренажёре. Ребята, я не случайно попросила сначала сесть тех, у кого имя начинается с гласных звуков. Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах гласных звуков. Вспомните и назовите буквы, которые используются для смягчения согласных. А теперь назовите буквы гласных, которые оставляют согласные твёрдыми.
Предлагаю вам поиграть в игру «Тим и Том».
Назовите первый звук имени Тим. Назовите первый звук имени Том. Звук [т]. Выполним упражнение на нашем логопедическом тренажёре. Если в названии предмета все согласные твёрдые – отдаём этот предмет Тому. Если в названии предмета есть хотя бы один мягкий согласный – отдаём Тиму и называем этот мягкий согласный.


Дети садятся за парты, отвечают:
Ученики отвечают:
- е, ё, ю, я, и – для смягчения согласных;
- а, о, у, ы, э – оставляют согласные твёрдыми.
- Звук [т’].
-Звук [т].

3. Введение в тему занятия.
3 мин.
Организовать самостоятельное формулирование постановки цели занятия Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете отгадав кличку щенка, который живёт у гномиков Тима и Тома.
Т. п.
Первая пропущенная буква – это самая первая буква алфавита. Вторая пропущенная буква – самая последняя в алфавите. Правильно, это щенок Тяпа. Назовите буквы гласных в слове Тяпа. Догадайтесь, над какими буквами гласных мы будем работать сегодня? На доску вывешиваются буквы а-я. Сегодня мы будем работать над различением букв гласных а –я. Составим из шнурочков письменные строчные и заглавные буквы а-я Отвечают:
-Буквы а-я.
- Щенок Тяпа.
4. Работа со слоговой таблицей.
4 мин. Развитие фонематического восприятия, предупреждение ошибок на замену букв а –я на письме. Выполним первое задание. Прочитайте слоги таблицы. Назовите слоги с мягким согласным. Назовите слоги с твёрдым согласным. Какая буква указывает на твёрдость согласного, а какая на мягкость? Буква а указывает на твёрдость согласного, а буква я на мягкость. А теперь назовите только согласные звуки в этих слогах.
Читают таблицу
ра та ва ка да за фа ла
ря тя вя кя дя зя фя ля
Отвечают:
- Буква а указывает на твёрдость согласного, а буква я - на мягкость согласного.
Называют твёрдые согласные.
Называют мягкие согласные
5. Игра «Наоборот».
3мин.
Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа. Формирование положительной мотивации у учащихся к занятиям через выполнение игровых упражнений. Предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Если я называю слог с буквой а - вы называете слог с буквой я. Если я называю слог с буквой я – вы называете слог с буквой а.
Ря-ма- ня- та- да – фа – вя - за – ра. Ученики по очереди берут мячик и называют слоги.

6. Упражнение «Эхо».
2 мин. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа. Выполним упражнение «Эхо». Повторяйте за мной ряды слогов.
Та-тя-та
Тя-та-тя
Ра-ра-ря-ра
Ма-мя-мя
Ра-ря-ра-ря
Ба-бя-ба
Бя-ба-бя Дети повторяют:
Та-тя-та
Тя-та-тя
Ра-ра-ря-ра
Ма-мя-мя
Ра-ря-ра-ря
Ба-бя-ба
Бя-ба-бя
7. Игра « Поймай слог, поймай слово».
3 мин. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа. Формирование положительной мотивации к занятиям у учащихся через выполнение игровых упражнений. Предлагаю вам игру «Поймай слог, поймай слово». Прослушайте слоги и слова. Хлопните, если услышите слог, в котором начальный согласный мягкий. А теперь хлопните, если услышите слог, в котором начальный согласный твёрдый.
Ра, ва, ря, тя, ша, та кя, ка, ма, дя, жа, фа, за, фя, жа, зя, мя
Если в слове есть буква а- поднимаете букву а, если в слове есть буква я – поднимаете букву я.
Ряд, бак, пар, зал, вяз, мал, мял, грядка, град. Слушают слоги и слова, хлопают на нужный слог, поднимают нужные буквы.
8. Закончи слово, добавив слоги ла или ля.
3 мин. Развитие слогового анализа Так случилось, что у слов вдруг пропали слоги ла и ля. Предлагаю вам закончить слова, добавив слоги ла и ля.
Ва…
То…
ме…
пет…
Ко…
пе…
топо…
Выполняем упражнение устно Валя
Толя
мела
петля
Коля
пела
тополя
9. Вставь буквы в слова.
3 мин. Развитие фонематического восприятия. Дифференцирование твёрдых и мягких согласных перед буквами а- я А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на индивидуальных карточках. Вставьте буквы а-я в слова и подчеркните буквы, обозначающие твёрдые согласные перед буквами а- я, синим карандашом, а буквы, обозначающие мягкие согласные перед буквами а-я, зелёным карандашом.
Шл_па
К_мень
Т_нет
Л_пк_
М_та
Кр_сит
Т_щит
Гл_з
Т_жесть
К_ша
Ст_рый
Коллективная проверка Дети вставляют буквы, обозначают твёрдые согласные синим карандашом, мягкие - зелёным.
Шляпа
Камень
Тянет
Лапка
Мята
Красит
Тащит
Глаз
Тяжесть
Каша
Старый

10.Физкультминутка «Яблоко».
1 мин. Снятие мышечного утомления. Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну – Быстро яблоко сорву. Ученики декламируют стихи, выполняют движения по тексту
11. Запись слов графически.
3 мин.
Развитие навыков слогового анализа. Развитие фонематического восприятия. Выполним графический диктант. Прохлопываем слова по слогам. Называем количество слогов. Составляем слоговые схемы, указываем буквы занятия над соответствующим слогом. Упражнение выполняем в тетради. Открываем тетради, записываем число.
Рыба, пряжа, прялка, грязь, утята, завяли, вагоны, Валя, телята. Дети прохлопывают слова, составляют по очереди слоговые схемы, указывают нужные буквы над соответствующим слогом.
12.Исправь ошибки
3 мин. Развитие навыков звуко-буквенного анализа. Щенок Тяпа, который живёт у гномиков Тима и Тома, учится грамоте. Он ещё не очень хорошо умеет писать, и поэтому наделал ошибок в написании слов с буквами а-я. Поможем ему исправить ошибки. Исправляем ошибки, читаем слова правильно.
мяшина
нана
гразно
клакса
зебря
кяпюшон
слакоть
скямейкя
тетряди
Тяпа очень благодарен вам за помощь. Он просит вас помочь ему выполнить ещё одно задание - зашифровать предложения.
Ученики записывают слова правильно: машина, няня, грязно,
клякса, зебра, капюшон, слякоть, скамейка, тетради.
13. Игра «Шифровальщики».
3 мин. Зашифруем предложения. Будем записывать только буквы а и я.
Ирина и Таня играли в прятки. На салфетке лежали пряники. Мяч упал в канаву. Витя взял на руки брата Славу.
Сколько букв я? Сколько букв а? Дети по очереди работают у доски, остальные – в тетради
14. Работа над скороговоркой.
3 мин. Развитие фонематического анализа на уровне текста Вставьте пропущенные буквы а-я в стихотворение, записанное на доске.
Петя был м.л,
Он траву м.л,
Увидала м.ть,
Не велела м.ть.
Сравните пары слов, по смыслу (подбираем близкие по значению слова), звучанию и написанию.
Мал – мял
Мать -мять
Попробуйте произнести скороговорку в быстром темпе
Вставь пропущенную букву, запиши стихотворение.

Слова различаются по смыслу. Мал – маленький, мял – топтал, мать – мама, мять – топтать. Разные по звучанию –мал – первый звук твёрдый; мял –первый звук мягкий; мать - первый звук твёрдый; мять – первый звук мягкий
15. Работа с текстом.
5 мин

Развитие фонематического анализа на уровне текста Вставьте пропущенные буквы а-я в предложения. Придумайте подходящее название этому рассказу.
Н_ первой пол_нке распустились нез_будки. На второй пол_нке расцвел_ гвоздик_. Третья пол_нка стала бело-жёлтой от ром_шек. Четвёртая пол_нк_ была лиловой от колокольчиков.
Коллективная проверка. На первой полянке распустились незабудки. На второй полянке расцвела гвоздика. Третья полянка стала бело-жёлтой от ромашек. Четвёртая полянка была лиловой от колокольчиков.
Название – Цветы на полянках
16. Подведение итогов занятия. 1 мин. Наше занятие подошло к концу. Какие буквы мы учились различать сегодня на занятии? Какая буква дружит с мягкой согласной, а какая с твёрдой?
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске смайлик. Если занятие не очень понравилось – прикрепите простой магнитик. Дети выбирают смайлики и прикрепляют их на доску.
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: bondarewa (05.07.2016) | Автор: Бондарева Любовь Николаевна E
Просмотров: 260 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1  
Здравствуйте, Любовь Николаевна!
Ваша работа допущена к    участию в Конференции.      
       
С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
galochka, Светлана


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz