Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 05:30

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Использование бланковых методов в логопедической работе по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Использование бланковых методов в логопедической работе по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Развитие речи и овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном, школьном детстве.
Речь для младшего школьника — это не только способ формирования и формулирования мысли, но и средство передачи информации, социальной связи и воздействия на окружающих. В последние годы отмечается значительный рост детей с речевой патологией. Проблема повышения эффективности коррекционной работы по развитию всех сторон речи у младших школьников, несмотря на достаточно широкое освещение в современной литературе, продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Формирование связной речи является одной из основных задач речевого развития ребёнка. Несформированность связной речи ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности детей, препятствует усвоению ими программных знаний и умений.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка и включает в себя умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Приёмы обучения монологическим умениям многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от поставленных задач, от цели и типа высказывания, от уровня умений, активности и самостоятельности детей.
В течение многих лет я работаю с детьми, имеющими недостатки развития речи. На занятиях по развитию связной речи применяю бланковые методы, которые позволяют разнообразить и оптимизировать работу, повысить мотивацию обучающихся. Бланки разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, задания систематизированы, отражают тему занятий.
Представленный материал позволяют пополнить и уточнить словарный запас. Большое внимание уделяется словам – действиям, словам признакам; вводятся такие понятия как: родственные слова, слова синонимы, антонимы.
Кроме развития словаря, карточки содержат задания на развитие и совершенствование лексико – грамматического строя речи. Данная работа осуществляется путем образования новых форм слов: уменьшительно – ласкательной формы существительных, относительных, притяжательных прилагательных, порядковых числительных.
Немаловажное значение отводится заданиям на составление словосочетаний, предложений, что является основой самостоятельного связного высказывания. Дети учатся составлять предложения с опорой на картинку, с опорой на схему, с опорой на главные члены предложения, с опорой на вопрос. Работа над деформированными предложениями и текстами способствует развитию причинно - следственных и пространственно – временных связей.
У данной группы учащихся, помимо нарушений речевого характера, часто наблюдаются сопутствующие проблемы:
• несформированность эмоционально-волевой регуляции
• несформированность навыка самоконтроля
• низкий уровень учебной мотивации и общей познавательной активности, обусловленной недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления,
• нарушения моторики
• двигательная расторможенность
• низкая работоспособность
Работа с бланками развивает зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, решает проблемы латерализации, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Необходимость аккуратно заполнить бланк, вписать нужные символы, слова позволяет нормализовать и упорядочить ориентировочную деятельность, самоконтроль учащихся.
Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. Использование бланков, позволяет:
• исследовать и закреплять навыки каждого ученика;
• быстро получать обратную связь; определять уровень усвоения изучаемого материала;
• проследить динамику продвижения каждого учащегося и группы в целом;
• выявить характер сопутствующих нарушений;
• проводить мониторинговые исследования.

Тематическое планирование
логопедических занятий по развитию связной речи
II ЭТАП (2 класс)
Фронтальные занятия

№ Кол – во
часов Темы занятий Цели занятий
1 1 ч. «Лето». Формирование семантических полей слова «лето». Закрепить знания о временах года. Уточнить признаки лета. Учить выбирать из текста родственные слова, согласовывать числительные с существительными. Обогащать словарный запас детей путем подбора слов – антонимов. Развивать функции словообразования сложных слов, функции падежного словоизменения путем согласования существительных с прилагательными. Закрепить умение составлять предложения из отдельных слов, рассказ из предложений.

2 2 ч. «Время года – осень. Признаки осени». Закрепить умение сравнивать признаки двух времен года - лета и осени, находить сходства и различия. Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение путем отгадывания загадок. Учить устанавливать временные и причинно – следственные связи. Упражнять детей в подборе родственных слов к слову «холод». Обучать составлению словосочетаний через согласование прилагательных с сущ. в роде и числе. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать функции падежного изменения словосочетаний и функции образования сложных слов. Закрепить умение составлять предложения из отдельных слов, рассказ из отдельных предложений.

3 2 ч. «Полевые растения: рожь, кукуруза, овес». Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. Обогащать словарный запас словами действиями и словами - признаками по данной теме. Учить работать с Толковым словарем. Упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе родственных слов, составлении словосочетаний путем согласования сущ. с прил. в роде и числе. Учить устанавливать причинно – следственные и пространств. – временные связи. Упражнять в умении заканчивать предложения подходящим по смыслу словосочетанием. Закрепить умение составлять предложение по готовой схеме.

Карточка 1
Тема: «Лето».
Фамилия, имя учащегося___________________ класс_________ дата__________
Задание 1
Инструкция: измени слово, согласуй существительное с числительным.

Один Три Пять
Дерево _______________ _____________
Лист _______________ _____________
Василек _______________ _____________
Ромашка _______________ _____________
Бабочка _______________ _____________
Мотылек _______________ _____________
Ягода _______________ _____________
Рыба _______________ _____________

Задание 2
Инструкция: закончить предложение, подобрав слово – антоним.

Осенью день пасмурный, а летом - ………….
Летом кустарник густой, а зимой- ……………
Холодной зимой настроение грустное, а летом ……….
Осенью после дождя земля сырая, а летом в жару …….
Зимой погода холодная, а летом …………
Лето на урожай щедрое, а зима ………..

Задание 3
Инструкция: из двух слов образовать одно сложное.

Рыбу ловит - ……..
Пчел разводит - ……
Вода падает - ……..
Сено косит - ……..
Лес рубит - ………
Землю капает - …….

Задание 4
- Инструкция: из данных слов составить предложение. Пронумеруй предложения, чтобы получился рассказ.
Вышли, на, леса, дети, опушку. _______________________________________________________
В, щебечут, роще, птицы, весело______________________________________________________
Поет, в, звонко, поле, жаворонок. _____________________________________________________
Поспевает, в, малина, лесу, вкусная. __________________________________________________
За, дети, в, ходят, лес, ягодами________________________________________________________
Ягод, будут, лесных, из, варенье, варить _______________________________________________

Карточка 3
Тема: «Полевые растения».
Фамилия, имя учащегося___________________ класс_________ дата__________

Задание 1.
Инструкция: Расшифровать название полевого растения

УКУКУРАЗ ВОСЁ ЖЬОР ШЕНПИАЦ

_____________ ____________ ____________ _________________

Задание 2
Инструкция: соедини линией слова - синонимы.
Пшеничный ароматный
Свежий белый
Душистый черствый
Твёрдый мягкий
Ржаной чёрный

Задание 3
Инструкция: распредели слова по порядку действия.

Всходит - ________________
Осыпается - ________________
Наливается - ______________
Поднимается - _____________
Растёт - ____________
Созревает - ____________

Задание 4
Инструкция: закончить предложения подходящими по смыслу словосочетаниями, изменяя их.

Злаковые растения богаты……………. .
Пшеницу и рожь высевают ………….. .
Сначала появляются ………….. .
Из маленьких ростков вырастают ……. .
В конце лета собирают ……….. .
Из колосков выбивают…….. .
Золотистое зерно везут на …….. .
Из зерна люди получают …….. .
На хлебозаводах и пекарнях выпекают ……… .
Мы все любим лакомится ……….. .

Слова для справок: ранняя весна, золотой колос, спелое зерно, свежая мука, пышные булочки, вкусный хлеб и свежий батон, мукомольный завод, зерновой комбинат, молодые всходы, полезные вещества, богатый урожай.

Литература.
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности обучению письму. М.,1991
2. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М., Лабиринт,1996
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1991
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., Гном, 2001
5. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. М., СФЕРА, 2009
6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., АСТ, 2003
7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М.,2001
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: detstvo2016 (27.05.2016) | Автор: Елена E
Просмотров: 51 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1  
Елена Анатольевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции. 

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz