Использование бланковых методов в логопедической работе по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Использование бланковых методов в логопедической работе по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Развитие речи и овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном, школьном детстве. Речь для младшего школьника — это не только способ формирования и формулирования мысли, но и средство передачи информации, социальной связи и воздействия на окружающих. В последние годы отмечается значительный рост детей с речевой патологией. Проблема повышения эффективности коррекционной работы по развитию всех сторон речи у младших школьников, несмотря на достаточно широкое освещение в современной литературе, продолжает оставаться актуальной и сегодня. Формирование связной речи является одной из основных задач речевого развития ребёнка. Несформированность связной речи ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности детей, препятствует усвоению ими программных знаний и умений. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка и включает в себя умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Приёмы обучения монологическим умениям многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от поставленных задач, от цели и типа высказывания, от уровня умений, активности и самостоятельности детей. В течение многих лет я работаю с детьми, имеющими недостатки развития речи. На занятиях по развитию связной речи применяю бланковые методы, которые позволяют разнообразить и оптимизировать работу, повысить мотивацию обучающихся. Бланки разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, задания систематизированы, отражают тему занятий. Представленный материал позволяют пополнить и уточнить словарный запас. Большое внимание уделяется словам – действиям, словам признакам; вводятся такие понятия как: родственные слова, слова синонимы, антонимы. Кроме развития словаря, карточки содержат задания на развитие и совершенствование лексико – грамматического строя речи. Данная работа осуществляется путем образования новых форм слов: уменьшительно – ласкательной формы существительных, относительных, притяжательных прилагательных, порядковых числительных. Немаловажное значение отводится заданиям на составление словосочетаний, предложений, что является основой самостоятельного связного высказывания. Дети учатся составлять предложения с опорой на картинку, с опорой на схему, с опорой на главные члены предложения, с опорой на вопрос. Работа над деформированными предложениями и текстами способствует развитию причинно - следственных и пространственно – временных связей. У данной группы учащихся, помимо нарушений речевого характера, часто наблюдаются сопутствующие проблемы: • несформированность эмоционально-волевой регуляции • несформированность навыка самоконтроля • низкий уровень учебной мотивации и общей познавательной активности, обусловленной недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, • нарушения моторики • двигательная расторможенность • низкая работоспособность Работа с бланками развивает зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, решает проблемы латерализации, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Необходимость аккуратно заполнить бланк, вписать нужные символы, слова позволяет нормализовать и упорядочить ориентировочную деятельность, самоконтроль учащихся. Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. Использование бланков, позволяет: • исследовать и закреплять навыки каждого ученика; • быстро получать обратную связь; определять уровень усвоения изучаемого материала; • проследить динамику продвижения каждого учащегося и группы в целом; • выявить характер сопутствующих нарушений; • проводить мониторинговые исследования.
Тематическое планирование логопедических занятий по развитию связной речи II ЭТАП (2 класс) Фронтальные занятия
№ Кол – во часов Темы занятий Цели занятий 1 1 ч. «Лето». Формирование семантических полей слова «лето». Закрепить знания о временах года. Уточнить признаки лета. Учить выбирать из текста родственные слова, согласовывать числительные с существительными. Обогащать словарный запас детей путем подбора слов – антонимов. Развивать функции словообразования сложных слов, функции падежного словоизменения путем согласования существительных с прилагательными. Закрепить умение составлять предложения из отдельных слов, рассказ из предложений.
2 2 ч. «Время года – осень. Признаки осени». Закрепить умение сравнивать признаки двух времен года - лета и осени, находить сходства и различия. Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение путем отгадывания загадок. Учить устанавливать временные и причинно – следственные связи. Упражнять детей в подборе родственных слов к слову «холод». Обучать составлению словосочетаний через согласование прилагательных с сущ. в роде и числе. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать функции падежного изменения словосочетаний и функции образования сложных слов. Закрепить умение составлять предложения из отдельных слов, рассказ из отдельных предложений.
3 2 ч. «Полевые растения: рожь, кукуруза, овес». Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. Обогащать словарный запас словами действиями и словами - признаками по данной теме. Учить работать с Толковым словарем. Упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе родственных слов, составлении словосочетаний путем согласования сущ. с прил. в роде и числе. Учить устанавливать причинно – следственные и пространств. – временные связи. Упражнять в умении заканчивать предложения подходящим по смыслу словосочетанием. Закрепить умение составлять предложение по готовой схеме.
Карточка 1 Тема: «Лето». Фамилия, имя учащегося___________________ класс_________ дата__________ Задание 1 Инструкция: измени слово, согласуй существительное с числительным.
Один Три Пять Дерево _______________ _____________ Лист _______________ _____________ Василек _______________ _____________ Ромашка _______________ _____________ Бабочка _______________ _____________ Мотылек _______________ _____________ Ягода _______________ _____________ Рыба _______________ _____________
Задание 2 Инструкция: закончить предложение, подобрав слово – антоним.
Осенью день пасмурный, а летом - …………. Летом кустарник густой, а зимой- …………… Холодной зимой настроение грустное, а летом ………. Осенью после дождя земля сырая, а летом в жару ……. Зимой погода холодная, а летом ………… Лето на урожай щедрое, а зима ………..
Задание 3 Инструкция: из двух слов образовать одно сложное.
Задание 4 Инструкция: закончить предложения подходящими по смыслу словосочетаниями, изменяя их.
Злаковые растения богаты……………. . Пшеницу и рожь высевают ………….. . Сначала появляются ………….. . Из маленьких ростков вырастают ……. . В конце лета собирают ……….. . Из колосков выбивают…….. . Золотистое зерно везут на …….. . Из зерна люди получают …….. . На хлебозаводах и пекарнях выпекают ……… . Мы все любим лакомится ……….. .
Слова для справок: ранняя весна, золотой колос, спелое зерно, свежая мука, пышные булочки, вкусный хлеб и свежий батон, мукомольный завод, зерновой комбинат, молодые всходы, полезные вещества, богатый урожай.
Литература. 1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности обучению письму. М.,1991 2. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М., Лабиринт,1996 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1991 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., Гном, 2001 5. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. М., СФЕРА, 2009 6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., АСТ, 2003 7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М.,2001