Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников.
Мы с детишками играем и предлоги изучаем. По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).
Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».
На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).
В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.
Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.
Шаг первый. Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.
Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.
Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:
Слышу, слышу, слышу, слышу, Кто потопал и куда! Кошка прыгнула на крышу И пропала без следа! Раз-два-три, четыре, пять, Я иду её искать!
Ребенок закрывает глазки и проговаривает слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глазки и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно, и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!
Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался?» - Назови. Точно, отгадал! Или: «А вот и не отгадал. Я не НА стуле была, а ЗА стулом!»
Шаг второй. Вам понадобится: несколько игрушек и контейнер. Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.
Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.
Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»
Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями. В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка.
Помните, что каждый предлог, «тянет» за собой падежные окончания.
В логопедической группе нашего детского сада, для совершенствования умений правильно употреблять предлоги и предложные окончания, мы проводим серию увлекательных речевых игр. Игры проводить по этапам - от простого к сложному.
«Умей найти своё место» Цель: упражнять в умении самостоятельно находить своё место, по отношению друг к другу и к соседям, используя слова сзади, между, за. Вопросы: «За кем ты стоишь? Между кем? Кто за тобой?»
Игра «Веселый магазин» Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов «между», «над», «под». Например: Я пришёл купить гнома. Гном стоит на верхней полке между улиткой и львом.
«Картина с открывающими элементами» Цель: упражнять в правильном употреблении падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции. Например: «В шкафу на полке стоят игрушки»
Игра «Дольки» Цель: закрепить умение соотносить схемы предлогов пространственного значения с сюжетом
Игра «Кубики» Цель: закрепить умение составлять простое предложение с заданным предлогом Например: «Яблоко лежит на тарелке»
Игра «Придумай предложение» Цель: упражнять детей в умении составлять схему предложения с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Например: «Самолет летит над полем»
Преимущество занятий в семье • мама всегда может подстроиться под интересы ребенка; • подольше задержаться на том, что вызывает у ребенка сложности. Желаю успехов! Подготовила учитель-логопед Неслуженко Наталья Геннадьевна.
Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Ваша работа отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании". Работа отклонена в соответствии с п. 4.1. и п. 4.3. Положения. Предметом Конференции являются разработки (проекты), предназначенные для коррекционных образовательных организаций, организаций, имеющих коррекционные классы,группы, детей индивидуального обучения с ограниченными возможностями здоровья с обязательным включением интерактивных технологий. Также нарушен п.7.6. Положения (неполная информация об авторе).