Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 14:50

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников.
Мы с детишками играем и предлоги изучаем.
По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.
Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Ребенок закрывает глазки и проговаривает слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глазки и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно, и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком.
В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался?» - Назови. Точно, отгадал!
Или: «А вот и не отгадал. Я не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.
Вам понадобится: несколько игрушек и контейнер.
Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.
В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка.

Помните, что каждый предлог, «тянет» за собой падежные окончания.

В логопедической группе нашего детского сада, для совершенствования умений правильно употреблять предлоги и предложные окончания, мы проводим серию увлекательных речевых игр.
Игры проводить по этапам - от простого к сложному.

«Умей найти своё место»
Цель: упражнять в умении самостоятельно находить своё место, по отношению друг к другу и к соседям, используя слова сзади, между, за.
Вопросы: «За кем ты стоишь? Между кем? Кто за тобой?»

Игра «Веселый магазин»
Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов «между», «над», «под».
Например: Я пришёл купить гнома. Гном стоит на верхней полке между улиткой и львом.

«Картина с открывающими элементами»
Цель: упражнять в правильном употреблении падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.
Например: «В шкафу на полке стоят игрушки»

Игра «Дольки»
Цель: закрепить умение соотносить схемы предлогов пространственного значения с сюжетом

Игра «Кубики»
Цель: закрепить умение составлять простое предложение с заданным предлогом
Например: «Яблоко лежит на тарелке»

Игра «Придумай предложение»
Цель: упражнять детей в умении составлять схему предложения с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Например: «Самолет летит над полем»

Преимущество занятий в семье
• мама всегда может подстроиться под интересы ребенка;
• подольше задержаться на том, что вызывает у ребенка сложности.
Желаю успехов!
Подготовила учитель-логопед Неслуженко Наталья Геннадьевна.
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: Неслуженко (20.07.2017) | Автор: Неслуженко Наталья Геннадьевна E
Просмотров: 1115 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Наталья Геннадьевна!
Ваша работа  отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании". Работа отклонена в соответствии с  п. 4.1. и п. 4.3. Положения. Предметом Конференции являются разработки (проекты), предназначенные для коррекционных образовательных организаций, организаций, имеющих коррекционные классы,группы, детей индивидуального  обучения с ограниченными возможностями здоровья с обязательным включением интерактивных технологий. Также нарушен п.7.6. Положения (неполная информация об авторе)

Наталья Геннадьевна, приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в действующих мероприятиях  ФКП - "Летняя программа- 2017"  http://www.moi-sat.ru/index/letnjaja_programma_2017/0-201    

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024